вторник, 18 сентября 2018 г.

Коротко по Идлибу. 18.09.2018



По вчерашним договоренностям в Идлибе.

1. МИД Ирана, МИД Сирии и Госдеп США высказались в поддержку создания зоны деэскалации. МИД Сирии также отмечает, что переговоры по Идлибу проходили в тесной координации Сирии и России и данное решение приближает освобождение Сирии от терроризма.
2. Протурецкие боевики в Идлибе взяли под козырек. Ахрар-аш-Шам высказала ряд возражений по поводу районов отвода и сдачи оружия. Ан-Нусра разоружаться не хочет и заявляет о том, что у нее свои планы, которые не связаны с выездом за пределы Сирии.

Для продолжения джихада и продвижения пути шариата, мы не склоним свои шеи!
Тот, кто просит вас сдать свое оружие, больше всего заслуживает того, чтобы с ним сражались
Тот, кто отступает от своих лозунгов «продолжать борьбу до тех пор, пока режим не будет свергнут» и  сдаст свое оружие, тот - лицемерная "лягушка" (сирийский неологизм - человек сотрудничающий с правительством).
Тот, кто создает проблемы для уничтожения фракций моджахедов и для продвижения Сочинского соглашения, является предателем
Ближайшие дни полны сюрпризов, поэтому готовятся к эпическим битвам.

(с) из заявления "Ан-Нусры"


3. С учетом того, что Эрдоган взял на себя обязательства к концу года разблокировать дороги Хама-Алеппо и Латакия-Алеппо, ему надо в ближайший месяц что-то сделать с "Ан-Нусрой", иначе после наступления дедлайна 15 октября, вторая стадия буферной зоны просто не наступит по причине отсутствия прогресса.
4. Сирия тоже испытывает сомнения на сей счет, указывая, что приветствуя заключенную сделку, у нее нет доверия к Турции, которой еще надо доказать делом, что она спсобна разделить умеренных и неумеренных боевиков и осуществить полноценный контроль над ними. Если Турция сможет это сделать, Дамаск будет считать это полезным делом в деле завершения войны.
5. МИД Турции сегодня еще раз подтвердил, что из буферной зоны должны выйти все боевики с оружием, а охрану мирным жителям обеспечат турецкие военные.


Де-факто, реальную цену заключенной в Сочи сделки мы узнаем к середине октября. Как обычно - часть договоренностей осталась за кадром, например вопросы взаимодействия России и Турции по Рожаве и особенности процесса политического урегулирования, которые также обсуждались в Сочи.

Не обязательно, но не исключено, что в связи с сделкой по Идлибу мы увидим возрастание турецкой военно-политической активности в отношении Рожавы, дабы подтолкнуть SDF к большей покладистости в отношениях с Дамаском.
Турецкая пресса во всю расхваливает Эрдогана и российский прагматизм в том ключе, что США воспринимали Турцию как вассала, а Россия воспринимает Турцию как союзника, с которым надо делится и заключать взаимовыгодные сделки.
Ключевой вопрос в том, выполнит ли Эрдоган взятые на себя обязательства - помимо тех обязательств которые он выполнил с 2016 года, именно вопрос уничтожения "Ан-Нусры" был его главным залетом, так как он обещал это сделать еще в 2017-м году. Ныне у него остается месяц, чтобы это проделать силами турецкой армии и подконтрольных боевиков.

Подразумевается, что в ближайшие недели турки должны начать вытеснять "Ан-Нусру" и Ко из горной Латакии, Эль-Латаминского выступа и сельской местности к западу от Алеппо, а также разоружать боевиков в буферной зоне. После чего, уже в октябре, турецкие военные и российская военная полиция должны приступить к патрулированию линии разграничения.
Но до сих пор не ясно, куда деть огромную толпу недоговороспособных боевиков, которая не хочет разоружаться и уезжать. Как именно Турция рассчитывает выполнить свои обязательства в этом вопросе пока неясно.

Вчерашняя атака на Латакию в этом ключе воспринимается как реакция на заключенную сделку, которая с одной стороны обесценивает военные приготовления Сирии, России и Ирана, а с другой стороны - обесценивает военное развертывание НАТО и подготовленную химическую провокацию.
Кремль уже заявил, что действия Израиля не помешают выполнению данной сделки, о которой скорее всего будут судить по характеру ближайших действий Турции в южных районах Идлиба.

На тему криков про сливы и перемоги в Сочи. Порадовали как очередные вопли про "заафганивание", так и хитроплановские вскрики про "соглашение, которое закончит войну". Такие крики неизменно сопровождали все крупные сделки между США и РФ, а также Турции и РФ. Можете открыть любую из тем на тему прошлых сделок и прочитать схожие зрадо-переможные комментарии. На практике, практические, а не бумажные выгоды от заключенных сделок, проявлялись позднее, как например 1-я сделка Лаврова-Керри, которая привела к "сокращению российского контингента", который на самом деле только увеличился и созданию зон деэскалации гарантированных Вашингтоном, которые в 2017-2018 годах были последовательно ликвидированы Россией, Ираном и Сирией. С другой стороны, можно вспомнить 2-ю сделку Лаврова-Керри, которая осенью 2016 года была фактически сорвана уходящей администрацией Обамы и ее положения не были выполнены, хотя официальная пропаганда ярко живописала ее выгоды.

Война в Сирии не может быть закончена одной сделкой. Сделка по Идлибу решает (и то, пока что достаточно размыто), судьбу Идлиба + возможно, судьбу переговоров по Рожаве. Но так или иначе остаются еще Рожава и Ат-Танф, где сидят США, с которыми так как с Турцией, договориться не выйдет и там потребуется иной подход.
Вот когда проблемы Идлиба, Рожавы и Ат-Танфа будут так или иначе решены, а в стране начнется реальный политический процесс, вот тогда и можно будет говорить, что война закончилась. Я ставлю на то, что это будет в 2019 году.

Применительно к Турции, с ней было заключено как минимум 3 крупных стратегических сделки, которые позволили освободить Алеппо, Восточную Гуту и Растанский котел, а также вбить клин между курдскими территориями, что помешало планам США создать на границе Сирии и Турции независимый Курдистан. Эрдоган свои основные обязательства во всех этих случаях выполнял.
Получится ли такой сценарий с Идлибом - будем посмотреть, хотя вполне понятно, что Москва и Тегеран предпочли бы решить дело военной операцией (о чем не раз публично заявляли) без необходимости усиливать переговорные позиции Эрдогана, который и без того добился важного дипломатического успеха, склонив Россию и Иран к принятию своей точки зрения на способ умиротворения Идлиба.

Комментариев нет:

Отправить комментарий