понедельник, 21 января 2019 г.

Генпрокуратура объяснила, почему Россию не допустили до расследования крушения рейса MH17


Генпрокуратура объяснила, почему Россию не допустили до расследования крушения рейса MH17

Россию не пустили в состав совместной следственной группы по крушению малайзийского Boeing на востоке Украины из-за несогласия РФ с выводами предыдущего технического расследования, считает заместитель генпрокурора РФ Николай Винниченко.

Он напомнил, что российские специалисты участвовали в работе технической комиссии, но с ее выводами не согласились, так как, по их мнению, был неверно установлен тип ракеты, траектория полета и место запуска.

"Возможно, по этой причине в 2015 году, когда свою работу начала совместная следственная группа, РФ официально было отказано в возможности вхождения в ее состав", — рассказал в интервью РИА Новости Винниченко.

Летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейс MH17 разбился 17 июля 2014 года под Донецком. Погибли все 298 человек, находившиеся на борту.

Согласно промежуточным результатам расследования, которое ведет Совместная следственная группа под руководством генпрокуратуры Нидерландов, Boeing был сбит из ЗРК "Бук", принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска.

В России категорически отвергают все обвинения в причастности к крушению самолета. По информации Минобороны РФ, ракету, сбившую самолет, удалось идентифицировать. Еще в 1986 году она была отправлена на Украину, после чего на территорию РФ не возвращалась.

По словам заместителя генпрокурора РФ Николая Винниченко, Нидерландам были переданы данные радаров и документы, подтверждающие, что сбившая самолет ракета принадлежала Украине. Однако вся эта информация была проигнорирована. Источник



Николай Винниченко: доказательств причастности россиян к гибели МН17 нет


Международная следственная группа игнорирует российские данные по катастрофе малазийского рейса МН17 в небе над Донецком, сообщил заместитель генпрокурора РФ Николай Винниченко. Также никакой реакции не вызвала и информация Минобороны РФ о происхождении ракеты, сбившей самолет. Почему Россию не допускают к расследованию гибели авиалайнера, об особом отношении Нидерландов к Украине, а также о том, существуют ли доказательства причастности российских граждан к крушению Boeing, Винниченко рассказал в интервью РИА Новости.

— Николай Александрович, расскажите, как выглядит на сегодняшний день взаимодействие России и Нидерландов в деле расследования катастрофы малазийского Boeing МН17? Как оно складывалось изначально? Очевидно, что в настоящий момент в этом взаимодействии есть множество разногласий. По факту Россия и Нидерланды заявляют диаметрально противоположные вещи относительно обстоятельств трагедии.

— Прежде всего, стоит подчеркнуть, что с первого дня трагедии РФ была в высшей степени заинтересована в установлении истины и готова оказывать всемерное содействие расследованию.
Напомню, что Россия участвовала в работе технической комиссии. Вместе с тем с выводами этой комиссии мы не были согласны. По нашему мнению, техническая комиссия неверно установила как тип ракеты и траекторию ее подлета к самолету, так и, следовательно, ошибочно определила место ее запуска.

Возможно, по этой причине в 2015 году, когда свою работу начала Совместная следственная группа (ССГ), РФ официально было отказано в возможности вхождения в ее состав. Хотя Россия могла бы оказать неоценимую помощь в расследовании.

Несмотря на этот отказ, все эти годы Россия все равно активно взаимодействовала с Нидерландами по линии национальных прокуратур и на протяжении всех четырех лет предоставляла всю имеющуюся информацию по катастрофе МН17. Подчеркну, Прокуратура РФ ответила на все поступившие в ее адрес девять запросов, направив международному следствию внушительный объем важнейших данных. В рамках работы над ответами голландской стороне российскими профильными ведомствами был проделан колоссальный объем беспрецедентных работ: от рассекречивания данных о российской военной технике и проведения сложного эксперимента концерном "Алмаз-Антей" до передачи первичных радиолокационных данных и документации, доказывающей украинскую принадлежность ракеты, сбившей малазийский Boeing.

Обо всех данных РФ заявляла открыто и максимально подробно знакомила с ними общественность, зная о том, насколько важной является данная тема и в каком закрытом режиме проходит следствие под эгидой ССГ.

— Имеет ли Россия возможность отслеживать то, как именно учитываются переданные ею данные?

— К сожалению, из-за того, что РФ не входит в состав ССГ, такой возможности у нас нет. Практически сразу стало понятно, что ССГ демонстрирует предвзятое отношение к России и предоставляемым ею данным. Фактически игнорирует их.

Именно так обошлись с переданными Россией в октябре 2016 года первичными радиолокационными данными – важнейшими доказательствами траектории подлета ракеты, сбившей МН17. Сначала последовало длительное молчание, а затем наши данные РЛС были поставлены под сомнение привлеченными ССГ экспертами, чью квалификацию нельзя проверить. В России же вопросом анализа этих первичных данных занималась целая группа квалифицированных специалистов. Упомянутые эксперты заявили: если российские локаторы не увидели ракету, это не означает, что ее там не было. Вот и вся аргументация.

— Продолжая тему РЛС, чем объяснить, что в октябре 2016 года Россия передала голландской стороне радиолокационные данные в якобы неудобном для них виде и только в августе 2017 года – в нужном формате?

— Это абсолютно не так. В октябре 2016 года Россия передала следствию первичные радиолокационные данные. Данные были переданы в полном комплекте, со всем необходимым обеспечением для полноценной работы с ними. Нидерландская сторона подтвердила получение данных, однако лишь спустя несколько месяцев заявила, что испытывает трудности с их расшифровкой, потребовав предоставить их в ином формате – так называемом формате ASTERIX. Причем официальный запрос на этот счет поступил еще позднее. Несмотря на то, что ASTERIX уже не является первичной информацией, а представляет собой обработанный, то есть вторичный, формат данных, то есть гораздо менее подробный, и Нидерланды могли переформатировать данные самостоятельно, Россия пошла навстречу следствию, переписав их в формат ASTERIX, и повторно передала их голландской стороне.

— Завершая тему радиолокационных данных, есть ли движение в вопросе получения Россией аналогичных данных с украинских радаров, а также переговоров украинских военных диспетчеров, данных учета боеприпасов на Украине в момент катастрофы, данных с американских спутников? Российская сторона каждый раз заявляет о необходимости предоставления этих данных.

— Вы сейчас перечислили все то, чем должна заниматься именно Совместная следственная группа. Это ее прямые обязанности. В компетенцию России это никак не входит. Но вопрос справедливый, только адресовать его надо Нидерландам: действительно, где же эти данные от Украины и США? Если их нет – почему их не требуют? Если они есть – почему их не обнародуют?

— А как ведется взаимодействие с Украиной в рамках ССГ?

— Мы в целом с возмущением воспринимаем факт участия Украины в ССГ. Киев, будучи полноправным участником следствия, фактически имеет возможность влиять на результаты расследования. К Украине Нидерланды проявляют особое отношение: ей спускают с рук непредставление таких важных данных, как переговоры военных диспетчеров, расположение украинских "Буков", оправдывают отговорки украинских властей о якобы нефункционировании радиолокационных вышек и другое. При этом продолжая не принимать во внимание факт того, что российской стороной была доказана украинская принадлежность ракеты, сбившей МН17.

Кроме того, вопиющим фактом является то, что голландская сторона с недавнего времени стала пытаться снимать с Киева вину за незакрытие воздушного пространства, заявляя, что не видит достаточных юридических оснований для привлечения Киева к ответственности. Хотя очевидно, что это стало одной из первопричин трагедии.

— Россия за время международного расследования крушения МН17 выдвигала противоречащие друг другу версии случившегося. Вначале был украинский Су-25, который, по версии Минобороны, и сбил Boeing – эти данные были обнародованы на пресс-конференции Минобороны в 2014 году. Затем от этой версии отказались, впрочем, не опровергая ее, никто не заявил о ее ошибочности. На снимках, которые были обнародованы РФ позже, в 2016 году, Су-25 уже не было. Появился новый вариант – украинский "Бук", который находился в момент пуска в районе села Зарощенское на подконтрольной Киеву территории. Признает ли Россия, что версия с украинским истребителем была ошибочна? Если так, то значит ли это, что доказательства причастности украинского Су-25 к крушению были сфальсифицированы? Осознают ли в Москве, что версия об истребителе ВВС Украины серьезно подорвала доверие к России, что, вероятно, и стало причиной решения не приглашать РФ в Совместную следственную группу?

— Еще раз вернусь к тому, с чего начал, – с самого момента катастрофы Россия была в высшей степени настроена на помощь следствию. Именно поэтому РФ предоставляла всю появляющуюся информацию о катастрофе, в том числе и показания украинских военных, ведь свидетельств второго самолета в небе было на тот момент предостаточно. Проверять версии – задача международного следствия. По прошествии времени более весомая аргументация и доказательства стали появляться в пользу версии "земля-воздух", которую, собственно, и подтвердил еще в 2015 году эксперимент концерна "Алмаз-Антей". Они точно установили тип ракеты – это старая модификация, траекторию ее подлета и, следовательно, точку ее запуска.

Окончательному подтверждению данной версии, кстати, с подтверждением изначально заявленных "Алмаз-Антеем" и типа ракеты, и точки ее запуска, способствовали переданные нами данные локатора Усть-Донецк и обнаруженные ССГ обломки ракеты, по которым удалось установить ее принадлежность Украине.

— Как все помнят, в мае прошлого года ССГ представила очередные промежуточные выводы. Согласно им, малазийский Boeing был сбит "Буком", принадлежащим 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ, базирующейся в Курске. ССГ также показала видеозаписи передвижения 53-й бригады из Курска до Донецка. Кроме того, был продемонстрирован обломок ракеты с серийным номером, свидетельствующим, что эта ракета была произведена в Московской области. Скажите, проверяла ли Россия данные утверждения?

— Как я уже упомянул, демонстрация ССГ фрагментов ракеты с серийными номерами на пресс-конференции в мае 2018 года способствовала выяснению целого ряда важнейших обстоятельств. Давайте по порядку. В сентябре 2018 года Минобороны России обнародовало информацию, касающуюся изготовления и дальнейшей судьбы ракеты 9М38 ЗРК "Бук", которой был сбит малазийский Boeing. Согласно документально подтвержденным свидетельствам, имеющимся у российской стороны, упомянутая ракета в 1986 году была изготовлена на Долгопрудненском научно-производственном предприятии и отправлена в одну из воинских частей, дислоцированную на территории Украинской ССР. При этом установлено, что в РФ данная ракета никогда не возвращалась. То есть полностью доказано, что ракета, обломки которой продемонстрированы ССГ, – украинская. Однако что мы видим опять: ССГ, как и в случае с российскими первичными данными РЛС, просто молчит, никак не реагируя на эту информацию, а ведь прошло уже четыре месяца. Никто из ССГ не изъявил желания приехать и ознакомиться с документами. Подчеркну – ССГ не проявила никакого интереса к этим документам.

Отдельно остановлюсь на видеоматериалах, публично продемонстрированных Совместной следственной группой и, видимо, используемых ею в качестве основных улик, — там российская военная техника якобы пересекает российско-украинскую границу. Подчеркну – все это некие ролики из интернета.

Высококвалифицированные российские эксперты их проанализировали и пришли к выводу, что они сфальсифицированы – изображение ЗРК "Бук" было вмонтировано в видео. Этот вывод был также наглядно представлен в ходе пресс-конференции Минобороны в сентябре 2018 года, соответствующие ответы были официально направлены в голландскую прокуратуру. К этому анализу и к этим выводам ССГ не проявила никакого интереса.

— Да, ССГ в своем расследовании действительно опирается на данные из соцсетей, включая фото и видео. Так Россия считает всю информацию, полученную из сети, заведомо несостоятельной? Вы проверяли все эти данные?

— Мы не хотим огульно ставить под сомнение всю информацию из соцсетей. Вместе с тем ССГ активно сотрудничает с псевдорасследователями из Bellingcat, широко известными своими фейковыми вбросами. Нам в целом сложно объяснить подобный принцип работы: международное следствие готово с легкостью полагаться на непроверенные и сомнительные источники информации, строя на них все свое расследование, при этом российские неопровержимые данные игнорируются.

— Кстати, именно благодаря независимым расследованиям различных СМИ и блогерских организаций в открытом доступе появляется все больше данных о причастности конкретных российских военнослужащих как к транспортировке "Бука", так и непосредственно к выстрелу по самолету. Кроме того, ССГ еще в 2016 году призвала всех, кто обладает соответствующей информацией, сообщить имеющиеся у них данные о "Дельфине" и "Орионе" – двух ключевых фигурантах расследования (они есть на записях телефонных переговоров). Тот же Bellingcat совместно с интернет-порталом The Insider утверждают, что установили их личности – это якобы генерал-полковник Николай Ткачев, главный инспектор Центрального военного округа РФ, и Олег Иванников, высокопоставленный офицер ГРУ. Рассматривает ли Россия возможность допросить этих лиц или позволить той же Совместной следственной группе допросить их? Есть ли хоть какие-то официальные данные по этим людям, которые могли бы подтвердить или опровергнуть утверждения о причастности этих военных к катастрофе?

— Да, мы слышали о циркулирующих в СМИ и интернете фамилиях различных российских граждан в привязке к катастрофе МН17. Так же, как и слышали опровержения этой информации и самими, так сказать, "обвиняемыми", и другими журналистами. Важно одно – на сегодняшний день не предоставлено реальных доказательств причастности каких-либо граждан РФ к трагедии Boeing. В этой связи нет никаких оснований для допроса кого-либо из наших граждан по данному делу.

— Почему Россия выступает категорически против международного трибунала над подозреваемыми в крушении МН17? Или российская сторона все-таки может согласиться на такой вариант? При каких условиях?

— Насколько мне известно, МИД России, к чьей компетенции относится данный вопрос, неоднократно высказывался на этот счет. В частности, в российском дипломатическом ведомстве заявляли о контрпродуктивности данного шага и подчеркивали, что создание международного трибунала решением Совета Безопасности ООН не является адекватным механизмом привлечения виновных к ответственности в данном случае. Как справедливо отмечалось, до настоящего времени не было прецедентов создания международных трибуналов для уголовного преследования лиц, виновных в актах, направленных против гражданской авиации. Никто не предлагал создавать трибунал ни в 1988 году после того, как был сбит иранский пассажирский самолет над Персидским заливом, ни в 2001 году – после поражения российского гражданского самолета авиакомпании "Сибирь". Кроме того, предложение о трибунале прозвучало практически сразу же, еще до того, как ССГ начала свою работу по расследованию. Мы считаем, что сначала необходимо завершить следствие, а уже потом принимать решение по форме суда.

— Допускаете ли вы версию, о которой также говорили в западных СМИ, что имела место трагическая случайность, что был отдан приказ сбить украинский военный самолет Ан-26, который в то время находился в небе, но военнослужащие, управлявшие "Буком", неверно определили цель и попали по гражданскому лайнеру? Готова ли Россия изучать подобную версию?

— Проверять какие-либо версии – задача ССГ, отвечающей за расследование, а не российской стороны. Тем не менее если об этом зашла речь, то стоит вспомнить, что инцидент с крушением Ан-26 сопровождался на Украине активными дискуссиями, в том числе и на официальном уровне. Тогда сами украинские власти неоднократно заявляли, что у ополченцев нет типа вооружения, способного сбивать крупные воздушные цели. Более того, в ходе того же брифинга в сентябре 2018 года Минобороны России обнародовало весьма показательную аудиозапись переговоров украинских военных, свидетельствующую о непосредственной причастности Украины к крушению МН17. Которая, к сожалению, как и все прочее, так же почему-то не заинтересовала международное следствие.

— Чего все-таки Россия ждет от дальнейшего сотрудничества с ССГ по делу МН17, особенно с учетом приближающегося судебного процесса?

— Мы, безусловно, рассчитываем на максимально тесное и открытое сотрудничество, с пользой для данного непростого дела. Российская сторона по-прежнему готова всемерно содействовать следствию. При этом призываем голландских коллег учитывать российские данные, они действительно очень важны. Россия гарантирует подлинность всех представленных данных. С ними мы готовы ознакомить голландских следователей лично.

Мы постоянно призываем ССГ принимать в расчет передаваемую информацию и учитывать ее в процессе расследования при формировании окончательных выводов, так как убеждены, что она является веским поводом пересмотреть промежуточные выводы уголовного следствия, в ходе которого в адрес России выдвигаются необоснованные и ничем не подтвержденные обвинения.

Однако каждый раз мы сталкиваемся с одним и тем же – еще до изучения наших данных от иностранных коллег звучат заявления, что они все равно не усомнятся в собственных предыдущих выводах.

Получается: что бы Россия ни предоставляла – это заранее "бесполезно для расследования", как бы много ни помогала – "она плохо сотрудничает".

Вместо того, чтобы работать с важнейшими доказательствами от РФ, голландские следователи продолжают по кругу спрашивать нас об одном и том же: проанализировать видео из интернета, прокомментировать фотографии из социальных сетей. А наши документальные доказательства просто не берутся в расчет.Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий