пятница, 21 июля 2017 г.

«Халява» кончилась: Прибалтика готовится к прекращению финансирования

Для сидящих на дотациях стран «Новой Европы» приближается «час икс». С 2020 года, после выхода Великобритании из Евросоюза и принятия нового семилетнего бюджета ЕС, финансирование Восточной Европы из еврофондов будет радикально урезано или вовсе упразднено. Вопреки заверениям официальных пропагандистов в том, что дотации из фондов ЕС не оказывают существенного влияния на местную экономику, по мере приближения роковой даты в руководстве стран — получателей денежного довольствия нарастают панические настроения. Прибалтийские и прочие восточноевропейские иждивенцы начинают объединяться, требуя, чтобы «Старая Европа» не снимала их с пайка.


В Министерстве сельского хозяйства Литвы заявляют, что Литва совместно с прочими странами Балтии и странами Вышеградской группы будет бороться против идеи финансировать фермеров стран ЕС из национальных бюджетов. У Литвы и других бедных государств Восточной Европы на это элементарно нет денег, тогда как в бюджете Германии и других богатых стран Западной Европы деньги на фермеров есть.


Прибалтика и Вышеградская группа требуют, чтобы сельхозпроизводители Европейского союза после принятия нового семилетнего бюджета ЕС по-прежнему финансировались из общего европейского бюджета, а не из национальных бюджетов стран-членов. Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия и Словакия подписали в Брюсселе совместную декларацию, которую намерены предъявить западноевропейским политикам на ближайшем саммите министров сельского хозяйства стран ЕС в сентябре этого года.

«Мы считаем, что выплаты должны быть одинаковы для всех. За такую же самую землю во всём Сообществе должны выплачиваться одинаковые суммы. Я считаю, что это соглашение поможет нам в дискуссиях, но как там будет с одинаковыми прямыми выплатами, увидим в будущем, — заявил министр сельского хозяйства Литвы Бронюс Маркаускас. — Мы понимаем, что Германия могла бы поддерживать фермеров напрямую, но нашим странам это было бы трудно».

Против чего, собственно, выступают страны «Новой Европы»? Против планов европейской бюрократии реформировать систему финансирования сельского хозяйства в ЕС. Раньше фермеры всех 28 стран ЕС на 100% дотировались из отраслевых еврофондов: Европейского фонда развития сельского хозяйства, Европейского фонда морского промысла и рыболовства и прочих. Теперь бюджеты этих фондов будут урезаны, а за поддержку своих производителей странам — членам ЕС предлагается доплачивать самим. Всяк сколько может — в меру своего материального достатка.

Реформа сельского хозяйства является началом реализации концепции «Европы двух скоростей», по которой лидеры Евросоюза продолжают развиваться самостоятельно, не оглядываясь на отстающих из Восточной Европы.

«Европейской солидарности», на которую многие годы молилась Прибалтика, больше не будет. Если Германия имеет возможность субсидировать своих фермеров, а Литва не имеет, то это проблемы не Германии, а Литвы. Почему Германия должна тормозить рост своего аграрного сектора и следить вместо этого, чтобы немецкие фермеры получали до евроцента столько же, сколько литовские?

Из-за такой советской «уравниловки» и случился системный кризис евроинтеграции. Всем — свою долю беженцев, фермерам — одинаковые дотации, голос Германии с Францией при принятии ключевых экономических решений равен голосу Кипра с Литвой, хотя Германия с Францией формируют экономику «Единой Европы», а Кипр с Литвой живут за их счет.

Весной этого года канцлер ФРГ Ангела Меркель и экс-президент Франции Франсуа Олланд (а затем и новый президент Эммануэль Макрон) заявили, что с такой порочной практикой пора заканчивать. Периферия не должна сдерживать развитие лидеров Евросоюза.

Если еврогранды могут расти быстрее остальной Европы, то они должны сбросить восточноевропейский балласт и развиваться опережающими темпами.

Иначе Европа так никогда и не выберется из накрывшей ее хронической депрессии.

Естественно, Прибалтике и другим «новым европейцам» претит «Европа двух скоростей». Эта концепция ведь институционализирует их второсортность. Если Германия, вместо того чтобы понемногу субсидировать фермеров по всему ЕС, начнет дополнительно субсидировать собственных немецких фермеров, то о том же польском аграрном чуде можно будет забыть. Польский бюджет не немецкий: подлинного экономического либерализма и реальной, без «уравниловки», конкуренции на общем рынке польский фермер не выдержит.

Поэтому неудивительно, что Варшава, Будапешт и даже обычно покорные Брюсселю прибалтийские столицы громко возмущаются «многоскоростной Европой». Однако ничего не поделаешь: старые добрые времена политики выравнивания, заливания «Новой Европы» потоком еврофондов и «европейской солидарности» уходят безвозвратно. Перемены надвигаются неумолимо.

В Прибалтике уже начали считать, что с ними будет после 2020 года, когда из Евросоюза выйдет Великобритания, в Брюсселе примут новый семилетний бюджет ЕС и дотации странам-иждивенцам будут радикально урезаны, если не вовсе прекращены.

Еврокомиссия в опубликованном месяц назад «документе дискуссий» по новому семилетнему бюджету ЕС обращает внимание на то, что после 2020 года необходимо учитывать новые вызовы: миграцию, терроризм, сотрудничество в сфере обороны. На эти цели нужно доставать деньги. Достать их предлагается увеличением членских взносов в бюджет ЕС и перераспределением средств программ поддержки.

Самая главная программа поддержки — это та самая политика выравнивания. Проекты финансовой помощи самым бедным странам ЕС, в рамках которых западноевропейские «доноры» Евросоюза «вкачали» в Прибалтику и прочую Центральную и Восточную Европу порядка 160 миллиардов евро. Результатов политика выравнивания не дала: разрыв между богатой «Старой» и бедной «Новой Европой» меньше не стал. Поэтому теперь Еврокомиссия дипломатично предлагает пустить программы сплочения под нож.

Литовское агентство BNS просчитало, какой будет экономика Литвы после прекращения политики выравнивания и сокращения дотаций из структурных фондов ЕС. Великобритания давала шестую часть общего бюджета ЕС, поэтому Brexit пробьет в Брюсселе финансовую дыру. Вероятно, произойдет увеличение национального софинансирования проектов с европейским участием. Доля ЕС в финансировании таких проектов станет меньше, а доля национальных бюджетов существенно возрастет.

Сегодня минимальный уровень софинансирования общих проектов со стороны Литвы — 15%, но если ЕС откажется платить и эта цифра будет удвоена-утроена, то литовский бюджет просто не выдержит напряжения. Если прекратится прямая поддержка ЕС, то Литва не сможет самостоятельно осуществлять ремонт школ и строить детские сады.

Расчеты литовских экономистов опровергают уверения официальной пропаганды насчет того, что Литва и другие страны Балтии экономически самостоятельны и материальная помощь из бюджета ЕС для их экономики несущественна.

Если эта помощь несущественна, то что же министры сельского хозяйства Прибалтики так задергались из-за планов Брюсселя урезать поддержку аграриев и «предоставить право» странам ЕС самим помогать своим фермерам?

Если еврофонды — это капля в море прибалтийской «истории успеха», то откуда начинающаяся во властных кругах паника от того, что через три года эта «капля» иссякнет? Аудиторское агентство KPMG доказывает, что дотации из структурных фондов ЕС составляют около пятой части экономики Литвы, Латвии и Эстонии. Если это капля, то очень большая.

Без этой «капли» экономика Прибалтики нежизнеспособна.

История, схожая с той ситуацией, что развивается сейчас с еврофондами, была 10 лет назад со скандинавскими кредитами. Профессиональные патриоты Литвы, Латвии и Эстонии так же громко доказывали, что стремительный рост Прибалтики вызван здоровым экономическим развитием и никак не связан с пришедшим в Прибалтику вместе с европейской интеграцией внешним заемным капиталом — валом дешевых, ничем не обеспеченных кредитов.

Экономический кризис 2008 года открыл правду даже самым «кондовым» свидетелям «истории успеха». «Кредитный пузырь» лопнул, банковская система рухнула, и «балтийские тигры» сдохли.

Так же будет и с дотациями из фондов ЕС. Реальность всё расставит по своим местам: дождемся 2020 года и увидим, как эти дотации «ни на что не влияют».

Александр Носович
My Webpage


Почему Литва в панике. Европе угрожает эпидемия правды из России. Анатолий Вассерман


В Литве раскручивается грандиозный (ну, грандиозный в скромных масштабах самой державы) скандал.

Группа подростков из Плунгеского района республики, расположенного, кстати, сильно на западе (то есть вблизи Калининградской области), в рамках поддержанной районным руководством программы съездила к соседям, в Россию, в молодежный лагерь. И там подверглась, по версии местных властей, спецслужб и даже главы МИД, растлевающему и ужасающему влиянию российской пропаганды.

В частности, литовских детей сводили в военный музей и познакомили там с российской версией истории XX столетия.

Но мало этого: молодежи был нанесен удар в форме встречи с "прокремлевскими байкерами из клуба "Ночные волки".

Теперь глава МИД Литвы Линас Линкявичус выражает возмущение. Руководители местных спецслужб валят все на руководство несчастного района, сообщая о том, что "они предупреждали о возможных опасностях такой поездки". Руководство же самого Плунгеского района оправдывается, поясняя, что все это было непреднамеренно, случайностью, ошибкой (и, может быть, даже подлой сознательной провокацией российской стороны).

Открытие мотосезона "Ночные волки" в Москве

В общем, складывается четкое ощущение, что литовские дети съездили не в молодежный лагерь и пообщались не с музейными экспонатами и байкерами — а по меньшей мере побывали на радиоактивных развалинах, подцепили зомби-вирус и привезли его оттуда. И хорошо еще, если эпидемия кремлевской пропаганды не заразна и не перекинется на остальных.

Звучат призывы крепить бдительность и впредь более надежно изолировать молодое поколение от тлетворного влияния Востока.

Что хотелось бы по этому поводу отметить.

У Марка Твена есть замечательный рассказ под названием "Человек, который совратил Гедлиберг". Если в двух словах: в произведении изображен небольшой провинциальный городок, где жители весьма гордились своим благочестием и старательно избегали малейшей возможности впасть в искушение.

В результате, когда один человек, которому добродетельные жители Гедлиберга изрядно напакостили, предложил им искушение — никто из них не оказался в состоянии противостоять ему. Ибо добродетель, спасаемая исключительно самоизоляцией, естественно, не тренируется и оказывается беззащитной.

Старый город Вильнюса, Литва

Полагаю, что реакция литовских пропагандистов на встречу небольшой группы юношей с реальной жизнью (в лице бородатых "прокремлевских байкеров") сродни реакции тех самых жителей Гедлиберга.

Возникает естественный вопрос: если эти пропагандисты считают, что малейшее столкновение с реальностью автоматически опровергает всю их многолетнюю пропаганду, так, может быть, они знают цену этой пропаганде? Может быть, они прекрасно осознают, что все, что они говорят, — абсолютная ложь, которая при свете реальности рассеивается мгновенно и безвозвратно.

И если они так реагируют на встречу своих молодых людей с русскими — так, может быть, это значит, что все, что они говорят о русских, это сплошная ложь, не выдерживающая малейшей критики?

Точно так же американские пропагандисты, приходящие в картинный ужас оттого, что новоизбранный президент Трамп оказывается способен разговаривать со староизбранным президентом Путиным и от этого ни один из них не рассыпается в прах, тем самым признают, что не Путин плох, а они сами врут без малейшего зазрения совести (если они, конечно, еще способны вспомнить, что такое совесть).

Я полагаю, что такие вот праведные истерики, такие попытки самоизоляции доказывают только то, что люди, устраивающие самоизоляцию и истерящие при малейшем ее нарушении, прекрасно знают, что пытаются создать иллюзии. И они прекрасно знают, что эти иллюзии не соответствуют реальности.

Сейчас киевские террористы велели своим пограничникам заблокировать въезд в Крым для своих же собственных граждан — потому что люди, побывавшие там, своими глазами увидят, насколько жизнь там лучше, чем в зоне, все еще подконтрольной террористам.

Так что, с моей точки зрения, такого рода реакции — это саморазоблачение. Это разоблачение собственной пропагандистской лжи, и весьма убедительное.

Анатолий Вассерман

Комментариев нет:

Отправить комментарий