Эпидемия коронавируса резко актуализировала некоторые вопросы – например, тему биологической угрозы, которую представляют Соединенные Штаты.
На постсоветском пространстве регулярно всплывали истории об американских биолабораториях, развернутых вдоль российских границ. И до коронавируса тема была, в общем-то, из разряда хайповых теорий заговора – призрачная и непонятная угроза вызывала интерес зрителей, но не более того. Однако эпидемия коронавируса прекрасно продемонстрировала, к каким убыткам и ограничениям приходится прибегать для борьбы со сравнительно неопасным и не особо летальным вирусом. И неважно, в какой стране этот вирус возникает – мир стал настолько маленьким, что болезнь легко перескакивает из пораженной страны к соседям.
Конечно, сам коронавирус (судя по заявлениям специалистов) имеет все-таки естественное происхождение. Однако устроенный эпидемией хаос (людские и экономические потери, а также рост протестной активности из-за карантинных мероприятий в отдельных странах), можно не сомневаться, уже изучается специалистами по ведению гибридных войн. И, не исключено, уже переписываются (на основе, опять же, реального опыта) специальные методички по интеграции биологической войны в общий план холодных и прохладных войн с потенциальными противниками. Для них нужны новые вирусы, которые будут более управляемыми и более летальными для конкретных групп населения (условных русских или ханьцев).
Проводить подобные исследования в США нельзя – это опасно (мало ли – вдруг вирус вырвется из лабораторий), неэффективно (нужно ж подопытных привозить), да и политически нецелесообразно. Власти всех без исключения штатов будут категорически против таких испытаний на своей территории. Наконец, это банально незаконно – Штаты все-таки являются подписантами Конвенции по запрещению разработки биологического оружия. Конечно, американцы делали все для выхолащивания этой конвенции – например, заблокировали создание эффективного механизма верификации, чем регулярно возмущались российские дипломаты — однако все равно размещать такие объекты в США опасно.
Близко, удобно, безопасно
Так зачем испытывать все вышеуказанные неудобства, когда площадки для лабораторий готовы предоставить другие страны? Где ученых никто не тронет, где местных жителей никто не спросит, где под рукой будут нужные образцы для экспериментов и где, в общем-то, не надо соблюдать законодательство. И – что самое важное – где лаборатории находятся близко к стране-потенциальному сопернику.
Именно поэтому американские лаборатории расположились в странах постсоветского пространства. Вашингтон уверяет, что эти «биолаборатории» — просто элементы межстранового сотрудничества. Помощь аборигенам со стороны продвинутых американских медиков, деятельность которых никому не угрожает, скорее наоборот – согласно американским дипломатам, США помогают не допустить попадания опасных патогенов «не в те руки». Про то, какую помощь местным могут оказывать объекты, работающие не по программам американского Минздрава, а под крылом Минобороны США, дипломаты умалчивают.
Однако не умалчивает население. Коронавирус обострил страхи и простимулировал людей задавать вопросы властям. Например, в Казахстане, где в так называемой «Центральной референс-лаборатории» (ЦРЛ) в Алматы американские военные чувствовали себя, как дома. Сама лаборатория создавалась на деньги Минобороны США, работала на американские проекты и содержалась во многом за счет денег из американского бюджета. После массового возмущения казахов (а также, возможно, просьб из Москвы и Пекина) президент страны Касым-Жомарт Токаев официально заявил, что американцев там уже нет – контракт с ними закончился и продлевать его не стали. Однако, по мнению главы Евразийского аналитического клуба Никиты Мендковича, на этом история с американскими биоразработками в Казахстане не заканчивается. По его словам, сейчас важно добиться реального ухода американских военных не только из ЦРЛ, но и из других центров, включая НИИ Проблем биологической безопасности в Гвардейском, где несколько лет назад велись скандальные исследования коронавируса летучих мышей.
Чего изволите?
Однако Казахстан – где все-таки национально-ориентированные элиты, уважающие свое население и интересы соседей – хотя бы начал процесс. В других странах воз и ныне там. Например, в Грузии, где местные власти категорически не хотят очищать от американских военных лабораторию Лугара близ Тбилиси (на которой, по данным российского МИД, проводились «эксперименты по применению насекомых в качестве разносчиков особо опасных биологических агентов и возбудителей инфекций»). Более того, они даже не пускают туда российскую комиссию, которая имеет право провести полную инспекцию объекта в рамках Конвенции о запрете биологического оружия.
Самая же сложная ситуация складывается в самой сложной стране постсоветского пространства – Украине. В стране, где власть, судя по утечке телефонных переговоров Байдена с Порошенко, общается с американскими кураторами в стиле официантов дорогого кабака перед состоятельным гостем, лаборатории не только цветут (а по данным украинской оппозиции, их там полтора десятка), но и регулярно подванивают. Эксперты считают, что ряд эпидемий в стране произошел из-за вирусов и бактерий из этих лабораторий, выпущенных случайно или преднамеренно. Естественно, официанты с Банковой не выразили гостям ни малейших претензий за произошедшее – ведь в ином случае они потеряют политические чаевые, на которые и живут.
Украинский народ возмущается – но кому интересно его мнение? К тому же американцы отзеркалили реакцию Киева на подобные возмущения – Посольство США на Украине дало понять, что вся обеспокоенность украинского населения является следствием российской дезинформации. Ну а дальше этот логический ряд можно продолжить, и в случае очередного распространения болезни по Украине из американской лаборатории заявить о том, что злые москали специально подставляют добрых и щедрых американцев.+
И снова перед Москвой встает вопрос. Не «кого и как обвинить» – это мы знаем и умеем. Вопрос «что с этим делать?». Ограничиться обвинениями или предпринять какие-то акции? И если предпринять – то какие? Простых ответов тут нет, да и легких тоже.
Геворг Мирзаян, ВЗГЛЯД
Корреспондент издания «Грузия и Мир» Эка Наскидашвили провела интервью с директором информационного агентства «Патриот» Георгием Иремадзе и профессором Международного кавказского университета Тамар Кикнадзе о работе биологической лаборатории им. Ричарда Лугара под Тбилиси. Как отмечает источник, лаборатория Лугара оказалась в центре внимания общественности с 2017 года, после того, как представители различных инстанций российской власти раскритиковали ее деятельность и обвинили в распространении заболеваний
Георгий Иремадзе, директор информационного агентства «Патриот»:
— Большая часть населения в поселке аэропорта, в частности, на территории т. н. Алексеевки, где находится главная лаборатория Лугара, что-то подозревала. Местные жители видели, что из лаборатории шел дым, у которого был нехороший запах и цвет. Жители Алексеевки до того, как пришли ко мне, обратились ко всем телеканалам, устроили и акции протеста. Но никто их проблему не осветил, только мы заинтересовались этой проблемой и осветили ее.
Население сначала же поняло, что здание было подозрительным, к тому же, строительство велось конспиративно. Изначально там работали грузины, но затем всех отпустили и привели турок. В нашем сюжете есть респондент, который не представляется, но говорит о строительстве. Он отмечает, что фундамент заложили грузины, но затем всех грузин уволили, поскольку здание должно было быть засекреченным — на работе не оставили ни одного грузина.
То, что я услышал от жителей Алексеевки, подкрепили слова американца Джеффри Сильвермана, суть которых в следующем: для строительства лаборатории Лугара наняли турок. Здание построено некачественно. Оно не удовлетворяет стандартам, соответственно, опасно. Сильверман также говорит, что в лаборатории Лугара есть крематорий, его дым выходит наружу, и он отравляющий, что является опасным. Именно это говорят и жители Алексеевки.
До сих пор никто пока не проводил исследование по поводу того, что на самом деле происходит в лаборатории Лугара.
— Может, эта лаборатория действительно неплохая, и наши люди напрасно пребывают в панике?
— Лаборатории Лугара есть в Украине, Армении, Казахстане… Очень много подозрений и вопросов возникает вокруг этой лаборатории… Факт, что там изготовляется биооружие для Пентагона. Об этом говорят все, и исключением не будем и мы. Вопросы возникают, и никто не дает ответа — ни руководство лаборатории, ни правительство, ни те, кто в восторге от существования лаборатории Лугара.
Никто не говорит о том, почему эта биолаборатория размещена так близко от упомянутого пункта. В строительство этих лабораторий Америка вложила большие суммы и построила в постсоветских странах: в Армении, на Украине, Грузии, Казахстане… Строительство лаборатории Лугара в Грузии обошлось в 350 миллионов долларов. Как правило, американцы не тратят такие суммы, если не получают от этого какой-то выгоды. Все развитые страны (в том числе и сами США. — Ред.), в рамках существующей конвенции, отказались от строительства подобной лаборатории.
Лаборатория Лугара заработала в 2013 году, и с тех пор никто не поинтересовался, что там происходит, не приезжала комиссия, не публиковалось заключение, что она безопасна и не вредна для населения. Никто не говорил, что она защищена, и не существует шанса утечки вируса…
В ноябре 2018 года была проведена какая-то двухдневная проверка, имевшая, скорее, формальный вид, нежели основательного исследования. Поэтому заинтересованность этой лабораторией со стороны России неудивительна. Действительно существует большое подозрение, что даже распространение насекомых происходит искусственно. Об этом говорим не только мы, но и соседние страны, например, Армения. Распространенные на юге России вирусы тревожат власти этой страны, и она имеет право знать, что происходит в лаборатории Лугара.
Проблема сразу же решится, если наша власть пустит в лабораторию Лугара компетентную комиссию. Успокоятся и население, и сосед, и власть.
Тамар Кикнадзе, профессор Международного кавказского университета, политолог:
— Лаборатория Лугара оказалась в центре внимания в 2017 году… Говорят, что там происходят плохие вещи. Конкретно что — никто не знает, но это подозрительная для всех лаборатория.
— Шумиха, поднятая вокруг лаборатории Лугара, вышла за рамки компетенции Грузии, и не только вокруг лаборатории Лугара… Такие вопросы следует рассматривать в глобальной призме, это тема конфронтации Америки и России. Как известно, Россия на все смотрит с подозрением. В особенности когда что-то происходит у ее границ, к тому же — при финансировании Америки.
Когда в стране находится лаборатория наподобие Лугара, факт, что в какой-то форме это соприкосновение с вирусами. Часто на встречах вместе со мной бывали Амиран Гамкрелидзе и Паата Имнадзе, им всегда задавали острые вопросы о лаборатории, они всегда отвечали однобоко.
К сожалению, никто не знает, что происходит в лаборатории Лугара, а это очень плохо. Думаю, необходимо, чтобы туда вошла компетентная делегация. Говорят, подобные лаборатории строятся только в т. н. развивающихся странах. И если это действительно так, тогда вина лежит на нашей власти. Если везде запрещено, почему построили в Грузии? Правда, сегодня говорят, что лаборатория хорошо сработала против нового коронавируса, но все же…
Лаборатория Лугара постоянно будет темой противостояния, вызывающей напряженность в отношениях между Россией и Грузией. Мы и без того находимся в плохих отношениях с соседом, этот сосед противостоит Америке. И когда у тебя работает построенная на американские деньги подозрительная лаборатория, это плохо.
Сейчас главное — действительно пустить туда делегацию и выяснить, что происходит внутри. Работа комиссии должна быть прозрачной. Как говорит Амиран Гамкрелидзе, ничего плохого там не происходит, и если это так, какая проблема пустить туда комиссию?
Старый мировой порядок канул в прошлое, идет новое перераспределение. Эксперты предполагают, что весь мир может разделиться на валютные зоны. Америка уже не может контролировать процессы, сейчас в мире — пик нисхождения Соединенных Штатов Америки. В Штатах элиты столкнулись друг с другом, что является плохим процессом для всех, поскольку с 1990-х годов весь мир привязан к доллару.+
Исходя из проходящих в мире процессов, Грузия должна проводить как можно более умную политику, чтобы не быть раздавленной в противостоянии больших стран.
А в лабораторию Лугара комиссию должны впустить. Но мы знаем, что наша страна не является независимой и суверенной, и потому без разрешения Америки это сделать не смогут. Хотя, нужно постараться как-нибудь впустить эту комиссию. Повторяю снова: говорят, что там ничего плохого не происходит, поэтому будет лучше, чтобы соответствующая комиссия туда вошла, исследование было проведено прозрачно, и все успокоятся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий