
Маршал Жуков пишет: "20 апреля в 13 часов 50 минут дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса, которой командовал генерал-полковник Кузнецов, открыла огонь по Берлину. Начался исторический штурм столицы фашистской Германии".
Но..."прежде чем начать непосредственный штурм столицы Германии, нашим войскам предстояло прорвать мощную оборону на ближних подступах к Берлину. Гитлеровское командование, ожидая решительного наступления Красной Армии, сосредоточило на берлинском направлении значительную группировку своих войск — две танковых и две полевых армии. Они насчитывали около 1 миллиона человек, свыше 10 тысяч орудий и миномётов, 1500 танков и штурмовых орудий. Действия наземных сил вермахта поддерживали с воздуха более 3 тысяч боевых самолетов
На подступах к столице Германии от реки Одер до Берлина была создана мощная система оборонительных сооружений общей глубиной до 90 километров, включая оборонительные обводы вокруг города. Три оборонительные полосы вдоль реки Одер и обводы Берлина были плотно заполнены огневыми средствами, минными заграждениями, бетонированными сооружениями, противотанковыми и противопехотными препятствиями, мощными опорными пунктами, приспособленными к круговой обороне.
Местность между Одером и Берлином была удобна для обороны. Зееловские высоты, реки
Одер, Нейсе, Даме, Шпрее, густая сеть каналов, железных и шоссейных дорог, большое количество городов с каменными зданиями — все это крайне затрудняло действия наступавших советских войск. Используя шлюзы на Одере и каналах, гитлеровцы готовили к затоплению значительные пространства.
Понимая, какой «крепкий орешек» предстоит разломать, советское командование сосредоточило на берлинском направлении мощные силы. К проведению главной наступательной операции Второй мировой войны готовились войска трёх фронтов (1-го и 2-го Белорусских, 1-го Украинского), общей численностью почти 2,5 миллиона человек. На их вооружении находилось свыше 40 тысяч орудий и миномётов, 6250 танков и САУ, 7500 боевых самолетов.
Сосредоточение такой мощной группировки само по себе стало успехом, так как требовало титанических организационных усилий по обеспечению войск и налаживанию логистики многомиллионных фронтов. Например, к середине апреля 1945 года с целью организации непрерывного и полного обеспечения наступающих частей боеприпасами и горючим железнодорожные войска сумели переделать рельсовые пути на занятой немецкой и польской территории под более широкий стандарт русской железнодорожной колеи. И теперь поезда с боеприпасами и оружием шли из глубин СССР почти до самого Одера. Только для 1-го Белорусского фронта инженерные войска к началу наступления, зачастую работая под огнём противника, построили через реку Одер 25 автомобильных мостов общей протяженностью более 15 километров.
Замысел Берлинской стратегической наступательной операции состоял в том, чтобы мощными ударами войск 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов прорвать вражескую оборону по рекам Одер и Нейсе и, развивая наступление в глубину, окружить основную группировку противника, расчленить её и уничтожить по частям, а в дальнейшем выйти на Эльбу.
В соответствии с этим замыслом именно войска 1-го Белорусского фронта должны были первыми выйти непосредственно к окраинам Берлина. Было особенно важно, чтобы основные силы вермахта оказались отсечены от Берлина и не смогли организованно отступить в плотную городскую застройку мегаполиса, чтобы затянуть бои за германскую столицу на многие месяцы.
Главными ударными силами 1-го Белорусского фронта стали два сильнейших танковых соединения: 1-я и 2-я гвардейские танковые армии — 1419 танков и САУ. Поскольку предстояло штурмовать мощную оборону противника, важнейшая роль отводилась и «богу войны» — артиллерии. Никогда ещё во время Великой Отечественной войны советские войска не имели столь внушительной поддержки орудий и минометов, как в Берлинской наступательной операции. Например, для поддержки наступления 8-й гвардейской армии генерала Чуйкова в центре 1-го Белорусского фронта на семикилометровом участке прорыва привлекалось 77 артиллерийских и 10 танковых и самоходно-артиллерийских полков, что составляло на один километр фронта 266 орудий и минометов и более полусотни танков.
Наступление войск 1-го Белорусского фронта началось в 5 часов 25 минут 16 апреля 1945 года после мощной артиллерийской подготовки, которая длилась 30 минут. За такое короткое время на голову врага обрушилось более одного миллиона снарядов и мин, или 2450 вагонов боеприпасов, что равнялось 98 тысячам тонн металла.
За трое суток ожесточенных боев войска 1-го Белорусского фронта прорвали все три оборонительных полосы вермахта на берлинском направлении и вышли на оперативный простор. От пригородов Берлина наших бойцов теперь отделяли буквально 10-15 километров, а основные силы немецких армий были отрезаны от Берлина, их значительная часть была окружена южнее города в так называемом Хальбском котле.
С ночи на 20 апреля 1945 года в оперативный отдел штаба 1-го Белорусского фронта стали поступать сообщения об обстреле советскими орудиями непосредственно Берлина. Зачастую за столицу Рейха принимали ближние поселки у черты города. Поэтому офицеры штаба фронта в ходе следующих нескольких суток, внимательно отслеживая все сообщения и уточняя данные артиллеристов по картам и координатам, точно установили, кто же выпустил первый снаряд непосредственно по вражеской столице...".
.Военный совет 1-го Белорусского фронта обратился к войскам с воззванием: "Перед вами, советские богатыри, Берлин. Вы должны взять Берлин, и взять его как можно быстрее, чтобы не дать врагу опомниться. Обрушим же на врага всю мощь нашей боевой техники, мобилизуем всю нашу волю к победе, весь разум. Не посрамим своей солдатской чести, чести своего боевого знамени".
Командир орудия сержант Николай Васильев вспоминает: "Уже под вечер наша батарея вышла на высоты, и мы увидели огромный город. Чувство радости и ликования охватило нас: это был последний вражеский рубеж, и час расплаты настал. Наверное, мы никогда так стремительно и слаженно не действовали, ведя огонь".
"20 апреля 150-я дивизия подошла к кольцевой автомобильной дороге, опоясывающей Большой Берлин, - пишет генерал-полковник Шатилов. - Этот день как день рождения Гитлера обычно отмечался в фашистской Германии парадом, приемами, праздничными подношениями. Но на сей раз мощные удары тяжелой дальнобойной артиллерии Красной Армии загнали фашистских главарей под землю, в бункер, расположенный на глубине 16 метров и покрытый восьмиметровым слоем бетона. Именно там, по позднейшим данным, состоялось последнее "поздравление" Гитлера с днем рождения. А советские артиллеристы посылали ему тем временем свои "подарки" - крупнокалиберные снаряды с надписью: "Лично Гитлеру в день рождения".
Маршал Рокоссовский, войска которого форсировали Одер севернее Берлина, пишет о саперах, работу которых он видел в этот день. "Работая по горло в ледяной воде среди разрывов снарядов и мин, они наводили переправу. Каждую секунду им грозила смерть, но люди понимали свой солдатский долг и думали об одном - помочь товарищам на западном берегу и этим приблизить победу".
В Восточной Пруссии продолжались бои на Земландском полуострове. Маршал Баграмян вспоминал: "Началось самое настоящее прогрызание бетонированных укреплений. Впереди шли тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки. Они прямой наводкой били по огневым точкам, укрытым в железобетонных сооружениях. Но даже тяжелые снаряды отскакивали от них, словно горох от стены. А обойти укрепления не позволяли заболоченные леса. И снова вперед пришлось идти нашим славным саперам, которые терпеливо подкапывались под доты и подрывали их".
"Правда" рассказывает о действиях частей маршала Толбухина в Австрийских Альпах. "Танковый батальон с десантом на броне продвигался вперед по шоссейной дороге. У выемки наступающие натолкнулись на завал, из-за которого открыли бешеный огонь немецкие батареи. Наши танки отошли за укрытие и завязали огневой бой, привлекая к себе внимание противника. Тем временем десантники с помощью канатов и связанных поясных ремней взобрались на скалистый скат и по густому лесу проникли в тыл врага. Их налет на позиции неприятельской артиллерии был так внезапен, что немцы не могли оказать организованного сопротивления. Гранатами и огнем автоматов гвардейцы в короткой схватке вывели из строя прислугу немецких батарей. К завалу подошли наши танки. Группа разграждения быстро сделала для них проход, и они устремились дальше".
По данным Совинформбюро "за 20 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 120 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 103 самолета противника".
Берсерками звали воинов, не знающих усталости и смерти. В истории страны советов Берсерком мог стать даже слесарь завода имени Лихачева, если этого требовала его могучая родина. Виктор Иванович Блинов стал одним из первых бойцов подразделения «Альфа». Но только после его смерти позывной Берсерк вернул свое настоящее имя.

Один осколок добрался-таки до отважного бойца. Он мог бы стать причиной, по которой парня ждала заслуженная пенсия и несколько красных подушечек за гробом. Но вместо этого он продолжил свою службу, уговорив врачей не заметить ранения на комиссии. Его ждали Кабул, Уфа, непрекращающаяся борьба с терроризмом на территории страны и за ее пределами.
С осколком в теле он в 65 лет сдал испытания на краповый берет, став самым возрастным его обладателем. Стоит посмотреть видео канала NewSoldat, чтобы узнать, как выдержка и характер могут сделать обычного человека легендой спецподразделения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий