Профессор Илан Паппе выступил на ежегодном Дне памяти жертв геноцида, организованном IHRC в Лондоне, Великобритания, 21 января 2024 года, о необходимости понять, что геноцид палестинцев, свидетелями которого мы сейчас являемся, каким бы жестоким он ни был, является также кончиной так называемого Еврейского государства.
Мы должны быть готовы представить себе новый мир за его пределами.
Идея о том, что сионизм – это поселенческий колониализм, не нова. Палестинские ученые в 1960-х годах, работавшие в Бейруте в Исследовательском центре ООП, уже поняли, что то, с чем они столкнулись в Палестине, не было классическим колониальным проектом. Они не считали Израиль просто британской или американской колонией, а рассматривали его как явление, существующее в других частях мира; определяется как поселенческий колониализм.
Интересно, что на 20–30 лет понятие сионизма как поселенческого колониализма исчезло из политического и академического дискурса. Он вернулся, когда ученые в других частях мира, особенно в Южной Африке, Австралии и Северной Америке, согласились, что сионизм — это явление, похожее на движение европейцев, создавших Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и Южную Африку. Эта идея помогает нам гораздо лучше понять природу сионистского проекта в Палестине с конца 19- го века до сегодняшнего дня и дает нам представление о том, чего ожидать в будущем.
Я думаю, что эта конкретная идея 1990-х годов, которая так четко связывала действия европейских поселенцев, особенно в таких местах, как Северная Америка и Австралия, с действиями поселенцев, приехавших в Палестину в конце 19-го века, ясно прояснила намерения Еврейские поселенцы, колонизировавшие Палестину, и природа местного палестинского сопротивления этой колонизации.
Поселенцы следовали самой важной логике, принятой колониальными движениями поселенцев, а именно: чтобы создать успешное колониальное сообщество поселенцев за пределами Европы, вам необходимо уничтожить туземцев в стране, в которой вы поселились.
Это означает, что местное сопротивление этой логике было борьбой против уничтожения, а не просто освобождения. Это важно, если задуматься об операциях Хамаса и других операциях палестинского сопротивления начиная с 1948 года.
Сами поселенцы, как и многие европейцы, приехавшие в Северную Америку, Центральную Америку или Австралию, были беженцами и жертвами преследований. Некоторые из них были менее несчастны и просто искали лучшей жизни и возможностей. Но большинство из них были изгоями в Европе и стремились создать Европу в другом месте, новую Европу, а не Европу, которая их не хотела.
В большинстве случаев они выбирали место, где уже жил кто-то другой, коренной народ. И поэтому наиболее важной основной группой среди них была группа их лидеров и идеологов, которые обеспечивали религиозные и культурные оправдания колонизации чужой земли.
К этому можно добавить необходимость полагаться на Империю, чтобы начать колонизацию и поддерживать ее, даже если в то время поселенцы восстали против империи, которая им помогла, потребовали и добились независимости, которую они во многих случаях получали, а затем продлевали их союз с империей. Англо-сионистские отношения, которые превратились в англо-израильский союз, являются показательным примером.
Идея о том, что вы можете силой изгнать людей из той страны, которую вы хотите, вероятно, более понятна – но не оправдана – на фоне 16- го , 17 -го и 18 -го веков – потому что она сопровождалась полной поддержкой империализма и колониализм. Его подпитывала общая дегуманизация других не западных, неевропейских народов.
Если вы де гуманизируете людей, вам будет легче их удалить (устранить). Что было настолько уникальным в сионизме как поселенческом колониальном движении, так это то, что он появился на международной арене в то время, когда люди во всем мире начали сомневаться в своих правах на выселение коренного населения, на уничтожение местных жителей, и поэтому мы можем понять усилия и энергию, вложенные сионистами, а затем и государством Израиль, в попытки скрыть истинную цель поселенческого колониального движения, такого как сионизм, которое заключалось в уничтожении коренных жителей.
Но сегодня в секторе Газа на наших глазах уничтожают коренное население, так почему же они почти отказались от 75-летних попыток скрыть свою политику уничтожения?
Чтобы понять это, мы должны оценить трансформацию природы сионизма в Палестине за прошедшие годы.
На ранних стадиях сионистского колониального поселенческого проекта его лидеры проводили свою политику ликвидации с искренней попыткой замкнуть круг, заявляя, что можно построить демократию и в то же время уничтожить коренное население. Было сильное желание принадлежать к сообществу цивилизованных наций, и лидеры предполагали, особенно после Холокоста, что политика ликвидации не исключит Израиль из этого объединения.
Чтобы замкнуть этот круг, руководство настаивало на том, что их истребительные действия против палестинцев были «возмездием» или «ответом» на действия палестинцев. Но очень скоро, когда это руководство захотело перейти к более существенным действиям по уничтожению, они отказались от ложного предлога «возмездия» и просто перестали оправдывать свои действия.
В этом отношении существует корреляция между тем, как развивалась этническая чистка в 1948 году, и сегодняшними операциями израильтян в секторе Газа. В 1948 году руководство оправдывало для себя каждую совершенную резню, включая позорную резню в Дейр-Ясине 9 апреля , реакцией на действия палестинцев: оно могло бросать камни в автобус или нападать на еврейское поселение, но оно преподноситься внутри и снаружи как нечто не на пустом месте, как самооборона. Действительно, именно поэтому израильскую армию называют «Силами обороны Израиля». Но поскольку это колониальный проект поселенцев, он не может все время полагаться на «возмездие».
Сионистские силы начали этническую чистку во время Накбы в феврале 1948 года, в течение месяца все эти операции представлялись как возмездие палестинской оппозиции плану раздела ООН от ноября 1947 года. 10 марта 1948 года сионистское руководство прекратило говорить о возмездии и приняло генеральный план этнической чистки Палестины.
С марта 1948 года по конец 1948 года этническая чистка Палестины, которая привела к изгнанию половины населения Палестины, разрушению половины ее деревень и де арабизации большинства ее городов, проводилась как часть систематического и намеренного генерального плана этнической чистки.
Аналогичным образом, после оккупации Западного берега и сектора Газа в июне 1967 года, когда Израиль хотел фундаментально изменить реальность или начать полномасштабную операцию этнической чистки, он обходился без необходимости оправдания.
Сегодня мы наблюдаем аналогичную картину. Сначала действия были представлены как возмездие за операцию Тайфун аль-Акса, но теперь это война под названием «Меч войны», целью которой является возвращение Газы под прямой контроль Израиля, но этническая чистка ее населения посредством кампании геноцида.
Большой вопрос: почему политики, журналисты и ученые на Западе попали в ту же ловушку, в которую они попали в 1948 году? Как они могут до сих пор верить в идею о том, что Израиль защищает себя в секторе Газа? Что оно реагирует на действия 7 октября ?
Или, может быть, они не попадают в ловушку. Они, возможно, знают, что то, что Израиль делает в секторе Газа, использует 7 октября в качестве предлога.
В любом случае, до сих пор израильтяне использовали предлог каждый раз, когда они нападали на палестинцев, что помогало государству поддерживать иммунитет, который позволял ему проводить свою преступную политику, не опасаясь какой-либо значимой реакции со стороны международного сообщества. Этот предлог помог подчеркнуть имидж Израиля как части демократического и западного мира и, следовательно, вне всякого осуждения и санкций. Весь этот дискурс защиты и возмездия важен для защиты иммунитета, которым Израиль пользуется от правительств стран Глобального Севера.
Но, как и в 1948 году, и сегодня, когда Израиль продолжает свою операцию, они отказываются от предлогов, и именно тогда даже их самым большим сторонникам трудно одобрить его политику.
Масштабы разрушений, массовые убийства в секторе Газа, геноцид находятся на таком уровне, что израильтянам становится все труднее убедить даже самих себя в том, что то, что они делают, на самом деле является самообороной или реакцией. Таким образом, возможно, что в будущем все большему количеству людей будет трудно принять израильское объяснение геноцида в секторе Газа.
Для большинства людей ясно, что нужен контекст, а не предлог. С исторической и идеологической точки зрения совершенно очевидно, что 7 октября используется как предлог для завершения того, что сионистское движение не смогло завершить в 1948 году.
В 1948 году поселенческое колониальное движение сионизма использовало особый набор исторических обстоятельств, о которых я подробно написал в своей книге « Этническая чистка Палестины» , чтобы изгнать половину населения Палестины. Как уже упоминалось, в ходе этого процесса они разрушили половину палестинских деревень, разрушили большинство палестинских городов, и тем не менее половина палестинцев осталась внутри Палестины. Палестинцы, которые стали беженцами за пределами границ Палестины, продолжали сопротивление палестинцев, и поэтому колониальный идеал поселенцев по уничтожению коренных жителей не был реализован, и постепенно Израиль использовал всю свою мощь с 1948 года по сегодняшний день, чтобы продолжить уничтожение коренных жителей.
Уничтожение туземца от начала и до конца включает в себя не просто военную операцию, в ходе которой вы занимаете какое-либо место, вырезаете людей или изгоняете их. Уничтожение должно быть оправдано или стать инерцией, и способ сделать это — постоянная дегуманизация тех, кого вы намереваетесь устранить. Вы не можете массово убивать людей или осуществлять геноцид другого человека, если не де гуманизируете его. Таким образом, дегуманизация палестинцев является явным и неявным посланием, передаваемым израильским евреям через их систему образования, систему социализации в армии, средства массовой информации и политический дискурс.
Таким образом, мы являемся свидетелями новой жестокой попытки завершить ликвидацию. И все же не все безнадежно. Фактически, по иронии судьбы, именно это бесчеловечное разрушение Газы демонстрирует провал поселенческого колониального проекта сионизма.
Это может показаться абсурдным, поскольку я описываю конфликт между небольшим движением сопротивления, палестинским освободительным движением и могущественным государством с военной машиной и идеологической инфраструктурой, ориентированной исключительно на уничтожение коренного населения Палестины.
Это освободительное движение не имеет за собой сильного альянса, в то время как государство, с которым оно сталкивается, пользуется мощным альянсом, стоящим за ним – от Соединенных Штатов до транснациональных корпораций, охранных фирм военной промышленности, основных средств массовой информации и ведущих научных кругов – мы говорим о чем-то это звучит почти безнадежно и удручающе, потому что у вас есть международный иммунитет к политике уничтожения, которая начинается с ранних стадий сионизма до сегодняшнего дня.
Вероятно, это будет худшая глава израильской попытки вывести политику ликвидации на новый уровень, заключающуюся в гораздо более концентрированных усилиях по убийству тысяч людей за короткий период времени, чего они никогда раньше не осмеливались сделать.
Так как же это может быть еще и моментом надежды?
Прежде всего, такая политическая единица, государство, которое должно поддерживать дегуманизацию палестинцев, чтобы оправдать их уничтожение, является очень шаткой основой, если мы посмотрим в более отдаленное будущее.
Эта структурная слабость была очевидна уже до 7 октября , и частью этой слабости является тот факт, что если исключить проект ликвидации, то останется очень мало того, что объединяет группу людей, которые определяют себя как еврейскую нацию в Израиле.
Если исключить необходимость воевать и уничтожать палестинцев, у вас останутся два враждующих еврейских лагеря, которые, как мы видели, фактически сражались на улицах Тель-Авива и Иерусалима вплоть до 6 октября 2023 года.
Огромные демонстрации между светскими евреями, теми, кто описывает Сами себя как светские евреи – в основном европейского происхождения – полагая, что возможно создать демократическое плюралистическое государство, сохраняя при этом оккупацию и апартеид по отношению к палестинцам внутри Израиля, столкнулись с мессианским новым типом сионизма, который развился в еврейских поселениях на Западе.
Банк, то, что я называл в другом месте государством Иудея, которое внезапно появилось среди нас, полагая, что теперь у них есть способ создать своего рода сионистскую теократию, не принимая во внимание демократию, и полагая, что это единственное видение будущего еврейского народа.
Между этими двумя взглядами нет ничего общего, кроме одного: оба лагеря не заботятся о палестинцах, оба лагеря верят, что выживание Израиля зависит от продолжения политики уничтожения палестинцев.
Это не выдерживает никакой критики. Оно распадется и взорвется изнутри, потому что в 21 веке невозможно сохранить вместе государство и общество на том основании, что их общее чувство принадлежности является частью ликвидационного проекта геноцида. Для некоторых это определенно может сработать, но не для всех.
Мы уже видели указание на это до 7 октября , как израильтяне, у которых есть возможности в других частях мира из-за их двойного гражданства, профессии и финансовых возможностей, серьезно задумываются о том, чтобы переместить как свои деньги, так и самих себя за пределами государства Израиля.
У вас останется экономически слабое общество, возглавляемое такого рода слиянием мессианского сионизма с расизмом и политикой уничтожения палестинцев. Да, баланс сил поначалу будет на стороне ликвидации, а не на стороне жертв ликвидации, но баланс сил не просто местный, баланс сил региональный и международный, и чем более репрессивным является ликвидационная Политика (и это ужасно говорить, но это правда) тем меньше ее можно прикрыть как «ответ» или «возмездие» и тем больше она рассматривается как жестокая политика геноцида. Таким образом, маловероятно, что иммунитет, которым Израиль пользуется сегодня, сохранится и в будущем.
Итак, я действительно думаю, что в этот очень мрачный момент то, что мы переживаем – и это темный момент, потому что уничтожение палестинцев перешло на новый уровень, является беспрецедентным. С точки зрения дискурса, используемого Израилем, а также интенсивности и цели политики уничтожения – такого периода в истории не было, это новый этап жестокости по отношению к палестинцам. Даже Накба, которая стала невообразимой катастрофой, не может сравниться с тем, что мы видим сейчас и что мы увидим в ближайшие несколько месяцев. Я думаю, что в первые три месяца двухлетнего периода мы станем свидетелями худших ужасов, которые Израиль может причинить палестинцам.
Но даже в этот мрачный момент мы должны понимать, что распадающиеся колониальные проекты поселенцев всегда используют наихудшие средства, чтобы попытаться спасти свой проект. Это произошло в Южной Африке и Южном Вьетнаме. Я говорю это не как принятие желаемого за действительное, и я не говорю это как политический активист: я говорю это как исследователь Израиля и Палестины со всей уверенностью в своей научной квалификации. На основании трезвого профессионального анализа я заявляю, что мы являемся свидетелями конца сионистского проекта, в этом нет никаких сомнений.
Этот исторический проект подошел к концу, и это насильственный конец – такие проекты обычно насильственно рушатся, и поэтому это очень опасный момент для жертв этого проекта, а жертвами всегда становятся палестинцы наряду с евреями, потому что евреи также жертвы сионизма. Таким образом, процесс коллапса – это не просто момент надежды, это еще и рассвет, который наступит после тьмы, и это свет в конце туннеля.
Однако подобный коллапс создает пустоту. Пустота появляется внезапно; это похоже на стену, которая медленно разрушается трещинами, но затем рушится в одно короткое мгновение. И надо быть готовым к таким коллапсам, к исчезновению государства или распаду поселенческого колониального проекта. Мы видели, что произошло в арабском мире, когда пустота хаоса не была заполнена каким-либо конструктивным и альтернативным проектом; в таком случае хаос продолжается.
Ясно одно: тот, кто думает об альтернативе сионистскому государству, не должен искать в Европе или на Западе модели, которые могли бы заменить разваливающееся государство. Есть гораздо лучшие модели, которые являются местными и являются наследием недавнего и более отдаленного прошлого Машрака (восточное Средиземноморье) и арабского мира в целом. Долгий период Османской империи имеет такие модели и наследие, которые могут помочь нам использовать идеи прошлого, чтобы заглянуть в будущее.
Эти модели могут помочь нам построить совершенно иной тип общества, которое уважает коллективную идентичность, а также права личности, и которое будет построено с нуля как модель нового типа, которая извлекает выгоду из уроков на ошибках деколонизации во многих частях мира, включая в арабском мире и Африке.
Мы надеемся, что это создаст новый тип политического образования, которое окажет огромное и положительное влияние на арабский мир в целом.
Илан Паппе — профессор истории и директор Европейского центра палестинских исследований при Университете Эксетера.
Он является автором множества книг, последними из которых являются «Самая большая тюрьма на Земле: история израильской оккупации Палестины» (Oneworld, 2015), «Идея Израиля» (Verso, 2014) и «Современный Ближний Восток»; Социальная и культурная история (Routledge, 2014)