Гитлеровцы полностью заняли Ригу 1 июля 1941 г. Их вступление в город сопровождалось массированной антисемитской пропагандой, которую передавало радио, оказавшееся в руках коллаборационистов, после того как Красная армия оставила город.
«Истинные латыши» призывались к уничтожению «внутреннего врага», под которым подразумевались советские активисты и члены их семей, а также все евреи независимо от их политических убеждений.
Германские войска были с цветами и «хлебом-солью» встречены некоторыми прогермански настроенными рижанами, устроившими шествия в национальных костюмах с германскими и латвийскими флагами и народные гулянья. Флагами были также украшены здания. Большинство рижских евреев в эти дни боялись даже выходить на улицу.
Антиеврейские мероприятия в Риге начались в ночь на 2 июля. Как и во всех оккупированных городах, было объявлено о конфискации еврейской частной и общественной собственности, запрете для евреев пользоваться общественным транспортом, введении для них трудовой повинности…
Аресты сочетались с принудительными работами, избиениями и изнасилованиями. Изнасилованных еврейских женщин коллаборационисты спешили расстрелять, опасаясь обвинений со стороны нацистов в осквернении «чистоты арийской расы».
В префектуре и в Центральной тюрьме арестованных евреев подвергали изощренным издевательствам, а молодые женщины становились жертвами садистских сексуальных извращений полицаев; затем арестованных отвозили на расстрел. Яркое отражение эти зверства получили в воспоминаниях ряда очевидцев. Приведем здесь только два свидетельства.
Фрида Михельсон: «Сотни евреев в первые дни были приведены в префектуру единственно с целью издевательств и насилия.
Убеленных сединой бородатых стариков под дулами пистолетов заставляли… плясать и распевать советские песни...
Некоторые из женщин от ужаса сходили с ума».
Георг Фридман: «В какой-то момент вошел один полицейский и сунул мне в руки какую-то подушку. Подушка эта была мокрая, красная — вся пропитана кровью... Сунув ее мне, он громко пояснил:
– Эта подушка пропитана кровью наших латышей, пролитой вами – евреями и коммунистами. Высасывай эту кровь и передавай дальше».
4 июля лицами из «команды Арайса» и вспомогательной полиции при стечении зевак были сожжены несколько рижских еврейских культовых строений вместе с согнанными в них евреями.
В Большой хоральной синагоге были заживо сожжены евреи (наиболее часто встречающаяся в литературе цифра – около 400 человек), среди которых было много беженцев из Литвы, в том числе дети.
При сожжении синагог «Райсише-миньяним» и Старо-Новой ряд евреев отказались демонстративно надругаться над свитками Торы; пытавшихся сопротивляться или выпрыгнуть из охваченных огнем зданий коллаборационисты убивали дубинками.
Латвия снова опозорилась: Ушакова оштрафовали за русский язык
В Латвии разгорелся скандал, связанный с использованием русского языка. Для этой страны Прибалтики русофобские инциденты не редкость, однако история, приключившаяся с Нилом Ушаковым, вызвала широкий общественный резонанс. С учетом того, что мэр Риги прекрасно владеет латышским и английским языками, внимание надзорных ведомств к его персоне выглядит чрезмерно предвзятым.
Скандал случился из-за того, что в ходе неформальной встречи со школьниками Нил Ушаков отвечал на вопросы, заданные на русском языке, по-русски. Центр государственного языка республики выписал мэру Риги за это штраф с формулировкой "за использование русского языка при публичном общении".
Ушаков подчеркнул, что никаких законов страны не нарушал, так как общение было неформальным и ответы были даны на том же языке, на котором были заданы вопросы. Нил Валерьевич намерен оспарить этот нелепый штраф в суде. Он настроен весьма решительно и менять позицию не собирается.
Прямая трансляция встречи со студентами велась через Facebook. Ушаков иронично заметил, что этот факт, видимо, служит для Центра госязыка отягчающим обстоятельством. Помимо этого мэр Риги назвал ведомство претендентом на место главного фрика в современном мире.
В общем, не на того напали. Наверное, сотрудники Центра ждали другой реакции (извинений, покаяния), но Нил Ушаков в этой ситуации принял единственно верное решение. На своей страничке в facebook он опубликовал пост, в котором заявил буквально следующее: "Когда русскоязычные дети мне будут в стенах думы задавать вопрос на своём родном языке, отвечать я им всегда буду тоже на русском". Текст заканчивается словами "Приходите чаще в гости". Разумеется, приглашение адресовано отнюдь не латвийским чиновникам.
Нил Ушаков уже не первый раз становится объектом нападок со стороны Центра госязыка. В прошлый раз представители этого скандального ведомства выписали рижанину штраф в 140 евро за использование родного для Ушакова русского языка в социальных сетях.
Типичная Прибалтика. Очевидно, что дело тут не только в языке. Используй мэр в разговоре мову или немецкий, едва ли у латвийских чиновников возникли вопросы. Запрещать официальному лицу использовать в неформальной беседе родной для детей язык - это верх кощунства. Это средневековье какое-то, а еще европейцами себя с гордостью называют. Увы, Брюссель спускает шпротной республике ущемление прав человека и двойные стандарты.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий