Мой любимый украинский
В продолжение недавней темы о том, как совок рухнул под тяжестью своих военных амбиций и военных расходов, стоит привести пару примеров. Одна комбинация уже состоялась, а вторая – на подходе, но в любом случае, обе они показывают, что правильные манипуляции естественными наклонностями противника, дают неизменный и чистый результат. Когда все встанет на место, винить некого, кроме себя, тогда можно рассмотреть всю комбинацию в деталях и оценить красоту игры.
Из прошлых эпопей наиболее веселой оказалась игра «Звездные войны», в которой совок сжег всю колбасу по 2.10. Сейчас, когда уже все известно, рассказ этой истории можно было бы поручить Бенни Хиллу, который придал бы этому шоу свой неповторимый шарм. Но Бенни умер, а история уже прокисла и никому не интересна.
Но вот прямо сейчас разворачивается трагикомедия «Догоним и перегоним F-22». Как известно, Штаты давно разработали, испытали, приняли на вооружение и даже закончили выпуск этого тяжелого многоцелевого самолета пятого поколения. В свое время эта машина стала прорывом даже не в новое поколение, а в новую реальность. Дело даже не в том, что была применена иная геометрия планера, новые материалы покрытия и совершенно феноменальные двигатели. Ее возможности не стоит оценивать с точки зрения боекомплекта или скорости. Даже ее низкая радиолокационная заметность стала не основной изюминкой. Главное, что этот самолет стал пунктом боевого управления множеством систем воздушного, наземного, морского и даже космического базирования. Возможности и логика бортового вычислительного центра свели алгоритмы управления бортовым и сторонним оружием к простым или даже автоматическим процедурам. Одна боевая единица, пусть и с фантастическими характеристиками, стала ценной благодаря своему функциональному обвесу, ставшему примером сетецентрической концепции ведения боя.
То есть, американская промышленность выдала на выбор несколько планеров, как базу для нового самолета, военные выбрали из них один, нафаршировали его новейшими системами, довели все это до невероятно высокого уровня, и на вершине этого боевого функционала вдруг осознали, что настолько оторвались от любого вероятного противника, что его просто нет физически. Поэтому программа впуска самолетов была свернута, немного не дотянув до 200 машин.
Как же на это отреагировал вероятный противник? Он бросился вдогонку. Это касается РФ и КНР. Тут важно заметить, что когда в обеих странах принималось решение о начале программ создания самолета пятого поколения, в Штатах начиналась другая программа – создание легкого фронтового многофункционального самолета, который вобрал в себя лучшие достижения тяжелого одноклассника. Это было вызвано тем, что F-35 должен был стать массовой машиной и в отличие от F-22 – иметь просто бездонный модернизационный потенциал и охват по областям применения. То есть, машина перекрыла своими модификациями запрос военных на фронтовые, палубные самолеты, и машины с вертикальным взлетом для Корпуса Морской Пехоты. То есть, в этом плане они ушли намного дальше F-22, но при этом – оперлись на его базу. В частности, самолет получил облегченную версию двигателя, используемого в F-22, который уже стоял на потоке. Благодаря этому, F-35 оказался дешевле в изготовлении, и существенно дешевле в эксплуатации. По этой причине в конце текущего года счет машин уже перевалит на пятую сотню.
В это время РФ и Китай ввалились в программу собственных самолетов пятого поколения, и поскольку их концепция отталкивалась от того, что было наработано американцами по F-22, они заведомо влезли в область сверхдорогих программ, которые очень трудно потянуть промышленности, серьезно отстающей от американской по уровню технологий. В отличие от Штатов, тут все вкладывается в один прототип, который потом допиливается, с целью догнать и перегнать оригинал. Это уже работа иного порядка. У американцев не было примера и они работали только по тем общим параметрам, которые выдал Пентагон. Что характерно, там на этот призыв откликнулось более 4 промышленных групп, которым, в принципе, по плечу справиться с такой задачей. Это дает возможность выбора заказчика и стимулирует исполнителя на творческий подход к предложенному конкурсу. Ни Китай, ни РФ не имеет такой длинной скамейки запасных.
И вот КНР что-то такое таки начал выпускать, а РФ быстрее развалится, чем доведет машину до серии, ибо гонка в этой области вооружений быстро и конкретно истощает экономику. А в это время Штаты заполняют нишу самолетов 5-го поколения уже совершенно другими самолетами, более комфортными и для экономики и для вооруженных сил. Противник же пошел по следу другой добычи и только сейчас это понял. Но это – не единственный пример.
Цинк — https://www.obozrevatel.com/...
Ой-вэй, всё пропало, мы
А тем временем самолет МС-21 совершил первый пробный полет в Иркутске. Для тех, кто думает, будто это рядовой отечественный аналог самых популярных Боингов-737 и Арбузов-320, сообщаю, что всё куда хуже для мирового авиапрома. Русский самолет имеет около 40% деталей планера из высокопрочных композитов (в частности, композитные целиком всё крыло и основная часть хвостового оперения), а комфорт салона беспрецедентный в этом классе — салон МС-21 более просторный, чем в Боинге-787 дримлайнер и широкофюзеляжном арбузе А330. У МС-21 на одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus А330 — 25 дюймов, Boeing 787 — только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 — 17), а проход между креслами — до 22,5. Это гораздо больше, чем у конкурентов. И дело не только в комфорте пассажиров — посадка и высадка пассажиров в этот самолет требуют на 30% меньше времени, чем у конкурентов, что снижает издержки при эксплуатации. Композитное крыло примерно на 300 метров укорачивает разбег самолета и существенно уменьшает расход топлива в расчете на пассажиро-километр, особенно в версии LongRange (дальность полета до 6400 км).
До сих пор применить композитное крыло на машинах такого массового класса никто не решался. Собственно, вообще никто не решился применить его на пассажирских машинах — у Boeing 787 из композитов сделана часть фюзеляжа, а не крыло, крыло там обычное дюралевое. Решение делать из композита фюзеляж — довольно дурацкое, потому что, хотя и достигается некоторое снижение массы конструкции, но самолет резко дорожает (787 стоит уже под 300 миллионов долларов) практически без улучшения летных данных. А вот применение углепластика в крыле позволяет сделать крыло не только более легким, но еще и более тонким и длинным, чем при использовании дюраля — это улучшает аэродинамику самолета, снижает удельные вихревые потери, что благотворно сказывается на росте летных данных и снижении расхода топлива. Именно поэтому русские пошли по пути делать «черное крыло», оставив фюзеляж алюминиевым — это путь более сложный, но дающий максимальную экономическую эффективность самолета.
А вот у Боинга в это время настоящая печаль — производство модели 747 полностью прекращено и оборудование демонтировано, сборка модели 777 остановлена из-за убыточности (а убыточность возникла из-за малого количества заказов), на линиях самой ходовой модели 737 идут массовые сокращения. Хуже того — Боинг уже уволил примерно половину своих разработчиков, то есть новых самолетов уже можно не ожидать, 787 стал их последней песней.
Создание МС-21 (в основном силами КБ Яковлева) — это настоящий прорыв авиационной индустрии России, на фоне загибающихся конструкторских коллективов Боинга и Аэйрбаса.
Тем более весело читать хохолей про то, как русских якобы втравили в разорительную гонку за F-22. Внезапно для очень многих, именно Россия сейчас имеет наиболее грамотный и экономически эффективный военный авиапром, потребности ВВС закрыты эффективными машинами всех нужных классов (например, Су-35 и Су-34 просто чудо как хороши), а машина пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) полетела еще 29 января 2010 года, сейчас их летает 8 штук, они вполне функциональны, и при этом ценник даже для экспорта не вышел за пределы 100 миллионов долларов (а стоимость для ВВС РФ еще ниже).
Никакой разорительной «гонки за F-22» не существует в принципе — по плану ВКС РФ должны были получить всего 55 истребителей пятого поколения до 2020 года, но и этот план скорректирован в сторону уменьшения, ибо столько просто не нужно — оказалось, что Су-35 и Су-34 прекрасно решают ряд задач, ранее предполагавших необходимость использования ПАК ФА.
Более того — Т-50 уже сейчас намного превосходит F-22:
1. Т-50 имеет в крыльях радар L-диапазона, против которого бесполезны стелс-средства F-22, хотя эксперты и отмечают, что данный радар имеет недостаточную точность для наведения ракет только по его данным. Аналога такого радара на F-22 нет и на данный момент не планируется.
2. Т-50 имеет специальный инфракрасный радар обнаружения и уже производится с ним, а F-22 только планируется оснастить сходной системой в 2020 году.
3. Эксперты указывают, что F-22 выпущен давно и имеет не самую последнюю авионику (при этом модернизация из-за специфичной архитектуры систем F-22 крайне затруднена), поэтому традиционное преимущество западной авиации в электронных системах управления и связи в F-22 не реализовано в полной мере, и американские эксперты оценивают многие системы авионики F-22 как устаревшие для современного уровня американского ВПК.
4. F-22 может брать шесть тяжёлых ракет для дальнего боя, а Т-50 только четыре штуки, но зато с в два раза большей дальностью пуска, что критично с учётом стелс-средств и очень частых промахов ракетных пусков. Эксперты указывают, что стелс-средства истребителей ставят под сомнения эффективность ракет большой дальности: велика вероятность большого количества промахов пусков ракет на большой дальности и увеличивается вероятность быстрого сближения истребителей, и, как следствие, манёвренного воздушного боя на короткой дистанции. Однако Т-50 и не собирается запускать ракеты большой дальности по F-22 — они предназначены для того, чтобы убить AWACS, который передает на F-22 целеуказание. После утраты целеуказания от АВАКСа F-22 слепнет и вынужден открыть свой радар — после чего ни о какой малозаметности больше не может идти речи.
5. Т-50 обладает лучшей сверхманёвренностью за счёт изменения вектора тяги в трёх измерениях, а F-22 может менять вектор тяги только в двух измерениях, что, по мнению экспертов, может стать причиной поражения F-22 в ближнем бою.
6. Эксперты отмечают, что российский ВПК много лет имеет преимущество над американским ВПК за счёт системы управления пуском ракет в ближнем бою с помощью специального шлема, управляющего пуском ракет Р-73 и РВВ-МД по взгляду лётчика. Для F-22 такая же система для AIM-9X планируется только к 2020 году. Хуже того — русские ракеты ближнего радиуса обладают очень высокой маневренностью и позволяют легко обстреливать цели за хвостом самолета, а также перехватывать ракеты противника (для чего в хвосте у русских даже стоят специальные РЛС наведения).
2. Т-50 имеет специальный инфракрасный радар обнаружения и уже производится с ним, а F-22 только планируется оснастить сходной системой в 2020 году.
3. Эксперты указывают, что F-22 выпущен давно и имеет не самую последнюю авионику (при этом модернизация из-за специфичной архитектуры систем F-22 крайне затруднена), поэтому традиционное преимущество западной авиации в электронных системах управления и связи в F-22 не реализовано в полной мере, и американские эксперты оценивают многие системы авионики F-22 как устаревшие для современного уровня американского ВПК.
4. F-22 может брать шесть тяжёлых ракет для дальнего боя, а Т-50 только четыре штуки, но зато с в два раза большей дальностью пуска, что критично с учётом стелс-средств и очень частых промахов ракетных пусков. Эксперты указывают, что стелс-средства истребителей ставят под сомнения эффективность ракет большой дальности: велика вероятность большого количества промахов пусков ракет на большой дальности и увеличивается вероятность быстрого сближения истребителей, и, как следствие, манёвренного воздушного боя на короткой дистанции. Однако Т-50 и не собирается запускать ракеты большой дальности по F-22 — они предназначены для того, чтобы убить AWACS, который передает на F-22 целеуказание. После утраты целеуказания от АВАКСа F-22 слепнет и вынужден открыть свой радар — после чего ни о какой малозаметности больше не может идти речи.
5. Т-50 обладает лучшей сверхманёвренностью за счёт изменения вектора тяги в трёх измерениях, а F-22 может менять вектор тяги только в двух измерениях, что, по мнению экспертов, может стать причиной поражения F-22 в ближнем бою.
6. Эксперты отмечают, что российский ВПК много лет имеет преимущество над американским ВПК за счёт системы управления пуском ракет в ближнем бою с помощью специального шлема, управляющего пуском ракет Р-73 и РВВ-МД по взгляду лётчика. Для F-22 такая же система для AIM-9X планируется только к 2020 году. Хуже того — русские ракеты ближнего радиуса обладают очень высокой маневренностью и позволяют легко обстреливать цели за хвостом самолета, а также перехватывать ракеты противника (для чего в хвосте у русских даже стоят специальные РЛС наведения).
В общем, на самом деле никто не собирается воевать с F-22 при помощи Т-50 — ибо с F-22 прекрасно справятся Су-35, а русский самолет пятого поколения нужен для узкоспециальных задач взлома американской ПВО и нанесения точечных ударов по особо важным целям. Китайский же самолет пятого поколения — это вообще не истребитель, а типичный ракетоносец для скрытного удара крылатыми ракетами воздух-поверхность (например, по американской АУГ или по радарам ПВО).
Недаром русские разработали для Т-50 и Су-35 ракету КС-172, позволяющую поразить воздушную цель на дистанции до 400 км и высоте до 30 км со скоростями до 4000 км/ч — это «убийца АВАКСов и воздушных командных пунктов», а Т-50 — платформа для ее пуска в достаточно комфортных условиях, сочетание характеристик ракеты и самолета Т-50 делает противодействие подобной атаке чрезвычайно затратным и организационно почти невероятным. Впрочем, и серийная ракета Р-37 текущей модернизации перехватывает самолеты на дальности до 300 км — это вдвое дальше, чем могут перехватить американцы. Ну то есть самая лучшая aim-120D «AMRAAM» способна в теории долететь до 180 км, но специфика ее наведения позволяет рассчитывать на перехват на такой дальности разве что гражданского авиалайнера. Забавно, что из всех стран мира только Иран может уверенно поразить воздушную цель на дистанции в 180 км, а страны ЕС не располагают ракетами воздух-воздух с дальностью более 120 км.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий