Минэкономики придумало, как повысить производительность труда[1]. Для роста ПТ Минэкономики запросило «всего» 29 млрд рублей, обещая обернуть их 2,9% роста производительности трудящихся. Из этой новости, которую газета «Ведомости» добывала детективно, словно военную тайну[2] - я делаю вывод, что Минэкономики не хочет заниматься реальным делом. Оно снова, как и во времена Грефа или Улюкаева, пытается заниматься алхимией и астрологией, выделять теплород и искать «философский камень».
То есть, менее фигурально выражаясь, заниматься антинаучными фокусами в экономике, выгодными для себя (29 млрд на распилы) и невыгодными для населения (3% роста производительности, скорее всего, превратят в лишний рабочий час или увеличение потогонки на конвейерах).
Именно поэтому и пришлось «Ведомостям» выкрадывать документ, который им потом «подтвердили» анонимные источники в Минэкономики. Министерство не хочет внятного и гласного обсуждения своих выкрутасов на бюджетные деньги. Как давным-давно пел бард Асмолов –
Возмущайся до икоты и кричи до хрипоты,
О явлениях природы, и о ценах на болты…
Эти вопросы открыты широкому общественному обсуждению, а ключевые – нет. Минэкономики не хочет общественного обсуждения темы ПТ, потому что понимает, что производительность труда – понятие, высосанное из пальца.
В Минэкономики почему-то решили, что «производительность труда – один из немногих ресурсов, который можно использовать для экономического роста»
Как пишут «Ведомости», «…По словам федерального чиновника, у программы будет две задачи: повысить производительность труда – один из немногих источников ускорения экономического роста в текущих демографических условиях – и поддержать тех, кого уволят».
Есть и прикрытие: этим свистунам увеличить производительность труда в 1,5 раза за семь лет поручил в 2012 г. Владимир Путин, срок выйдет в 2018 г., но ничего путного всё равно не получится, потому что ЭКОНОМИСТЫ ОБМАНУЛИ ПРЕЗИДЕНТА. Они ему эту алхимию с астрологией, эту задачу выделения теплорода и поисков птичьего молока выдали за стратегическую, научную и важную. Он и ответил заданием: раз важно, то повышайте… Что повышать-то?!
Производительность труда – нечто вроде «условного топлива», то есть расчётная промежуточная единица, не имеющая вне контекста реальности никакого смысла.
С таким же успехом можно ставить задачу «повысить вес в 1,5 раз». Вес чего? Чугуна? Стали? Жены? Тёщи? Нельзя же просто требовать повышать вес, не зная, какой. Точно так же нельзя повышать производительность труда саму по себе, потому что как нет веса вообще, так нет и производительности труда вообще.
Минэкономики явно и очевидно перепутало средство с целью. На самом деле, в реальной жизни, не производительность труда – ресурс экономического роста, а наоборот, экономический рост – это ресурс повышения производительности труда. Тут всё очень просто и даже школьнику понятно (но не минэкономики): если спрос вырос, у тебя стали больше покупать – ты думаешь, как сделать больше того, что больше спрашивают.
А если спрос не растёт (нет экономического роста в стране) – зачем тебе повышать производительность? Куда потом девать горы не пользующейся спросом продукции – записывать себе в убытки?!
Что придумало Минэкономики? Да очень просто: придумало, как «отмыть» 29 млрд рублей. Эти шустрики «…отберут компании, которым бюджет наймет консультантов по повышению производительности труда. Их список предстоит одобрить, но в основном это компании из большой четверки аудиторов. Они проанализируют эффективность компании и предложат кратко-, средне- и долгосрочные меры».
Возникает закономерный вопрос: почему за аудиторов и экспертов для частных компаний заплатит бюджет? Прибыль-то компаний не в бюджет идёт, а в карман собственника, слабо ему самому найти себе консультанта для повышения эффективности?! Ему, может, и не слабо - но что тогда будут делать шустрики из МЭР? Что тогда будут делать «компании из большой четверки аудиторов», прикормленные МЭР?
Кроме того, «компании, участвующие в программе, будут иметь приоритет в очереди за деньгами институтов развития: и Фонда развития промышленности, и ВЭБа, и Российского экспортного центра».
То есть всем хорошо, кроме народа и бюджета, которые скинутся на частные компании для повышения у них прибылей…
Вся демагогия роста ПТ – раскрывается очень примитивно: МЭР думают заставить одного на заводе работать за двоих, увеличивая нагрузку на работника, и таким образом, сокращая штаты.
Поэтому и встал вопрос – чтобы после «повышения производительности» – помочь компаниям пристроить уволенных. На это потребуется около 20 млрд руб. за три года и еще около 10 млрд в 2020 г. – к этому времени проект примет уже масштабный характер.
«Все будет делаться последовательно: такого, чтобы мы столкнулись со всплеском безработицы из-за эксперимента, не будет, – обещает «Ведомостям» министр экономического развития Максим Орешкин. – Мы сразу прогнозируем количество уволенных, подсчитаем расходы, и за несколько месяцев до увольнения эти люди будут проходить переобучение, им подыщут новые места».
Впрочем, за последние 15 лет корпоративный сектор сократил около 10 млн человек, но производительность труда при этом только снижалась (по оценкам МЭР - потому что мы вообще отрицаем этот индикатор).
В реальной жизни, далёкой от либеральных бредней, человек, став безработным, или живет на пособие, или уходит в неформальный сектор. А там - получает более низкий доход и работает с более низкой производительностью.
«Жесткое трудовое законодательство, невозможность уволить неэффективных – одна из причин низкой безработицы» - жалуется РСПП. – «Трудовое законодательство должно стать гибким, говорится в презентации Минэкономразвития. Нашли общий язык людоед и повар…
«…законодатель создаст условия для частичной и удаленной занятости, избыточные требования по числу и квалификации сотрудников». «Чтобы повысить мобильность уволенных, будет строиться арендное жилье по всей стране, в том числе через инфраструктурную ипотеку.
Итог этих сектантских радений либеральных людоедов подвёл директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон:
- На протяжении всей истории производительность труда в России была низкой (враньё-ЭиМ). А чтобы ее повысить, нужно множество факторов: надо иметь здоровую экономику, надо экспортировать, чтобы предприятия были встроены в глобальные цепочки и конкурировали не только дома, но и за рубежом. Это зависит от технологий, менеджмента, от гибкости рынка труда, но главное – это зависит от конкуренции в стране, включая политическую»…
Под видом «здоровой экономики» ВШЭ пропагандирует экономику колониального типа.
В колониальной экономике главное – не удовлетворение внутреннего спроса, а экспорт, не удобство своих, а удобство внешних партнёров («предприятия встроены в глобальные цепочки и конкурируют не только дома, но и за рубежом»; а вы скажите, Гимпельсон, с кем конкурируют те, кто вожделенный вами доллар печатает бесконтрольно?).
Всё – на вывоз! Недоедим, да вывезем! Лишь бы тому, кто платит инвалютой было хорошо, а для своих – «гибкий рынок труда», то есть бесправие и рабство. Ну, и на сладкое – разрушить национальный суверенитет, намекает Гимпельсон и ВШЭ в последней строке. Зашибись программка!
+++
Ещё раз подчеркну: производительность труда в том виде, в каком его нам подсовывают – ложная цель и целиком фальшивое понятие. Оно не из области науки, а из той области, где похоронены астрология и алхимия, теплород и удерживающая мир черепаха.
Если измерять ПТ в долларах, то перевод овощеводов на выращивание конопли и опийного мака для последующего производства наркотиков сразу повысит у них «производительность труда» в десятки раз.
Глупо, просто глупо, не говоря уже о всём остальном – измерять производительность труда работника прибылью, которую он приносит. В странах, где людям платят много, люди и тратят много – и у тех, кто обслуживает их спрос, получается высокая ПТ. В странах нищих потребители жмутся – и прибыль у тех, кто их обслуживает, маленькая.
Продавец, продавший один помидор в США – имеет по финансовой линейке производительность труда в 12 раз больше, чем продавец, продавший один помидор в Молдавии. Вы понимаете? Один продавец продал один помидор: а производительность его труда в разных странах различается в 12 раз… Потому что в США наценка высокая, а в нищей Молдове – минимальная!
Получается, что чем лучше человек зарабатывает, тем он лучше работает?! То есть телега впереди лошади: не от труда оценивается зарплата, а наоборот – величиной зарплаты оценивают труд.
Если изменять ПТ единицами продукции, сделанной работником в определённое время – то возникает естественный для всех (кроме либеральных олухов) вопрос: а ЗАЧЕМ громоздить горы непонятно какой продукции, если на неё нет спроса?
Ты увеличь сбыт (увеличив зарплаты бюджетникам, военным и т.п.) – тогда и число единиц продукции на 1 работника в день вырастет. Будут больше брать – будут и делать больше.
А если не берут – зачем делать больше и быстрее?!
Как это ускорение труда, идущего в помойку, связано с нежно любимой вами рыночной экономикой, обслуживающей платежеспособный спрос населения, а вовсе не плановые показатели?
+++
Химера производительности труда, которая похожа на химеру «увеличения длинны вообще» (неизвестно чего – рабочего дня, полового органа, деревьев или автомобильных пробок) – используется для того, чтобы месить простых людей, как пластилин. Их мутузят, а чтобы не возмущались – врут им про низкую производительность труда у них в коллективах.
Всё это мы изучали в советской школе, где в учебнике истории были такие стихи:
…И вот инженер подойдет к тебе вдруг:
"Автоматы пришли из Берлина.
Теперь нужно меньше рабочих рук.
Вставайте за обе машины!"
Соседа затем твоего подзовет:
"Увы, вам придется оставить завод!"
Теперь тебе вдвое работы.
Работы вдвое, да тот же оклад.
А если еще привезут автомат,
То вылетишь ты за ворота!
Что лишний раз доказывает: всё новое – лишь хорошо забытое старое.
Своей нелепостью и неопределённостью отвязанная от предмета, контекста «производительность труда вообще» (пытающаяся соизмерить по единой шкале труд академиков, продавцов, столяров, наркодиллеров и основателей финансовых пирамид) – стала для мошенников удобной отговоркой на все претензии к низкому качеству их собственной (управленческой) работы.
[1] См «Ведомости» № 4352 от 29.06.2017, статья «Программа хороших советов»
[2] Как пишут в газете – «Повышать производительность труда Минэкономразвития предлагает постепенно, следует из презентации министерства (с ней ознакомились «Ведомости», ее подлинность подтвердили сотрудники министерства)». То есть им не прислали документ для печати, они его сперва выкрали – а потом им нехотя подтвердили, что да, мол, есть такое дело…
Комментариев нет:
Отправить комментарий