В 2019 году наступит пик выплат по государственным долгам. Украина с ее завалившейся на бок экономикой должна будет заплатить столько, сколько никогда раньше не платила за всю свою историю. Переживет ли государство этот переломный момент?
В 2014 году новая украинская власть пустилась во все тяжкие. Оправдывая свое существование перед зарубежными кураторами, выдавшими ключи от властных кабинетов, правительство принялось набирать внешние долги, попутно проводя «жизненно важные» реформы. Помнится, для того, чтобы добиться хорошего расположения МВФ Арсений Яценюк призывал украинцев затянуть пояса: «У нас выхода нет, нужно принимать программу, иначе не будет бюджета, без которого остановится сотрудничество с МВФ».
«Идеальный план» кабмина Яценюка заключался в том, чтобы обеспечить приток иностранных инвестиций и бюджетные поступления от «приватизации века». Многие помнят, как в 2015 году Яценюк призывал западных инвесторов «купить Украину». Однако мечтам очередных украинских реформаторов не суждено было сбыться. В 2014-2016 годах приток иностранных инвестиций в страну составил порядка 6,6 млрд. долл. Для сравнения, за 2011-2013 годы в Украину было инвестировано втрое больше — 20,1 млрд. долл. Впрочем, и цифра в 6,6 млрд. омрачена тем, что из них 2,3 млрд. – это российские инвестиции. Они, конечно, тоже иностранные, но идейно неправильные.
Что касается приватизации, тут наблюдается полный провал. За 2014-2016 годы доходы от приватизации составили жалкие 803 миллиона гривен, хотя запланированы были на уровне 51 млрд. гривен. Украинская госсобственность оказалась никому не нужна и не помогла наполнению бюджета. В целом у реформаторов не заладилось с экономикой и в 2014-2015 годы В тоже время правительство брало в долг все, что давали и активно выпрашивало сверх того, в надежде, что приток инвестиций и денег от распродажи госактивов поможет рассчитаться с долгами. Но увы. В 2014-2015 годы ВВП обвалился на 17%, инвестиций нет, приватизация по-прежнему буксует. В текущем году соотношение госдолга к ВВП достигло 80%, хотя еще в 2013 году оно составляло только 40%.
Между тем, стремительно приближается момент расплаты. Сколько же должна вернуть Украина в ближайшие годы?
Итак, в 2018-2020 годы страна должна выплатить всем своим заемщикам в общей сложности 35 млрд. долларов, включая внешний и внутренний госдолг, а также долги, гарантированные государством.
Причем из них 12 млрд. нужно вернуть внешним кредиторам. Сразу стоит отметить, что эта сумма не включает долг перед Россией в размере 3 млрд. Судебный процесс по нему идет во всю и у Киева нет никаких гарантий, что решится он не в пользу Москвы. Тогда внешним кредиторам придется отдавать в общей сложности уже 15 млрд. долл. Внутренний долг можно попытаться реструктурировать или с риском девальвации погасить с помощью печатного станка, так как он номинирован в гривне. Сложнее с госгарантиями. Каждый гарантированный государством долг – отдельная история. Например, подобные кредиты «Южмаша» и «Укравтодора» перед «Сбербанком»: пойдет ли «Сбер» на их реструктуризацию после «отжима» своих дочек?
Так или иначе, 20 миллиардов или около того в ближайшие три года придется возвращать. А это почти 22% ВВП Украины.
Стоит помнить о том, что большая часть этих долгов являются приветом из 2015 года от незабвенного Арсения Яценюка и тогдашнего министра финансов Натальи Яресько. Тогда этой парочке удалось «блестяще» отсрочить погашение долгов. Для самого Яценюка и Яресько расчет был сделан верно – таймер на долговой бомбе переставили и, торжественно отчитавшись об этом, своевременно вышли из игры до очередного «дедлайна». Зато никуда не делся Петр Порошенко, для которого решение долгового вопроса фактически равносильно вопросу сохранения власти после 2019 года.
Но вот с решением этой проблемы у Киева большие трудности. Учитывая тот факт, что все к чему прикасались украинские реформаторы, превращалось далеко не в золото, источников для выплат – просто нет.
Золотовалютные резервы, которые растут только в фантазиях Нацбанка, можно отмести сразу. Совокупные ЗВР составляют 17,8 млрд. долл., однако если заглянуть в их структуру, то окажется, что 70% резервов это ценные бумаги сомнительной ликвидности, а чистых золота и валюты только на 2 млрд. долл.
Ручей валютных поступлений в последние годы значительно усох. Отказ от евразийского рынка в пользу европейского обернулся потерей 15 млрд. долл. Подводит экономику и неважная внешняя конъюнктура. Мировые цены на зерно и металлы болтаются у исторических минимумов и не подают надежд на взрывной рост в обозримой перспективе. Дополнительные риски 2019 года связаны с окончанием строительства Керченского моста и второй ветки «Северного потока». Мост через керченский пролив заблокирует металлургическую логистику Мариуполя, а «Северный поток» похоронит газовый транзит Украины. И то и другое больно ударит по валютным поступлениям. Кроме того, не стоит забывать про хронический дефицит энергоресурсов, приводящий к дополнительным валютным тратам.
В сумме эти факторы создают крайне негативные условия для погашения внешнего долга. Все надежды на преодоление долгового кризиса связаны исключительно с доброй волей Запада, который позволит провести еще одну реструктуризацию при одновременном продолжении кредитования. Но пока на Западе никакую причастность к украинской проблеме никто не демонстрирует. МВФ уже привычно молчит на тему очередных траншей, а глава еврокомиссии Юнкер в своем «твиттере» предусмотрительно напоминает, что «Украина – не ЕС»…
Дмитрий Заворотный
Источник
В 2014 году новая украинская власть пустилась во все тяжкие. Оправдывая свое существование перед зарубежными кураторами, выдавшими ключи от властных кабинетов, правительство принялось набирать внешние долги, попутно проводя «жизненно важные» реформы. Помнится, для того, чтобы добиться хорошего расположения МВФ Арсений Яценюк призывал украинцев затянуть пояса: «У нас выхода нет, нужно принимать программу, иначе не будет бюджета, без которого остановится сотрудничество с МВФ».
«Идеальный план» кабмина Яценюка заключался в том, чтобы обеспечить приток иностранных инвестиций и бюджетные поступления от «приватизации века». Многие помнят, как в 2015 году Яценюк призывал западных инвесторов «купить Украину». Однако мечтам очередных украинских реформаторов не суждено было сбыться. В 2014-2016 годах приток иностранных инвестиций в страну составил порядка 6,6 млрд. долл. Для сравнения, за 2011-2013 годы в Украину было инвестировано втрое больше — 20,1 млрд. долл. Впрочем, и цифра в 6,6 млрд. омрачена тем, что из них 2,3 млрд. – это российские инвестиции. Они, конечно, тоже иностранные, но идейно неправильные.
Что касается приватизации, тут наблюдается полный провал. За 2014-2016 годы доходы от приватизации составили жалкие 803 миллиона гривен, хотя запланированы были на уровне 51 млрд. гривен. Украинская госсобственность оказалась никому не нужна и не помогла наполнению бюджета. В целом у реформаторов не заладилось с экономикой и в 2014-2015 годы В тоже время правительство брало в долг все, что давали и активно выпрашивало сверх того, в надежде, что приток инвестиций и денег от распродажи госактивов поможет рассчитаться с долгами. Но увы. В 2014-2015 годы ВВП обвалился на 17%, инвестиций нет, приватизация по-прежнему буксует. В текущем году соотношение госдолга к ВВП достигло 80%, хотя еще в 2013 году оно составляло только 40%.
Между тем, стремительно приближается момент расплаты. Сколько же должна вернуть Украина в ближайшие годы?
Итак, в 2018-2020 годы страна должна выплатить всем своим заемщикам в общей сложности 35 млрд. долларов, включая внешний и внутренний госдолг, а также долги, гарантированные государством.
Причем из них 12 млрд. нужно вернуть внешним кредиторам. Сразу стоит отметить, что эта сумма не включает долг перед Россией в размере 3 млрд. Судебный процесс по нему идет во всю и у Киева нет никаких гарантий, что решится он не в пользу Москвы. Тогда внешним кредиторам придется отдавать в общей сложности уже 15 млрд. долл. Внутренний долг можно попытаться реструктурировать или с риском девальвации погасить с помощью печатного станка, так как он номинирован в гривне. Сложнее с госгарантиями. Каждый гарантированный государством долг – отдельная история. Например, подобные кредиты «Южмаша» и «Укравтодора» перед «Сбербанком»: пойдет ли «Сбер» на их реструктуризацию после «отжима» своих дочек?
Так или иначе, 20 миллиардов или около того в ближайшие три года придется возвращать. А это почти 22% ВВП Украины.
Стоит помнить о том, что большая часть этих долгов являются приветом из 2015 года от незабвенного Арсения Яценюка и тогдашнего министра финансов Натальи Яресько. Тогда этой парочке удалось «блестяще» отсрочить погашение долгов. Для самого Яценюка и Яресько расчет был сделан верно – таймер на долговой бомбе переставили и, торжественно отчитавшись об этом, своевременно вышли из игры до очередного «дедлайна». Зато никуда не делся Петр Порошенко, для которого решение долгового вопроса фактически равносильно вопросу сохранения власти после 2019 года.
Но вот с решением этой проблемы у Киева большие трудности. Учитывая тот факт, что все к чему прикасались украинские реформаторы, превращалось далеко не в золото, источников для выплат – просто нет.
Золотовалютные резервы, которые растут только в фантазиях Нацбанка, можно отмести сразу. Совокупные ЗВР составляют 17,8 млрд. долл., однако если заглянуть в их структуру, то окажется, что 70% резервов это ценные бумаги сомнительной ликвидности, а чистых золота и валюты только на 2 млрд. долл.
Ручей валютных поступлений в последние годы значительно усох. Отказ от евразийского рынка в пользу европейского обернулся потерей 15 млрд. долл. Подводит экономику и неважная внешняя конъюнктура. Мировые цены на зерно и металлы болтаются у исторических минимумов и не подают надежд на взрывной рост в обозримой перспективе. Дополнительные риски 2019 года связаны с окончанием строительства Керченского моста и второй ветки «Северного потока». Мост через керченский пролив заблокирует металлургическую логистику Мариуполя, а «Северный поток» похоронит газовый транзит Украины. И то и другое больно ударит по валютным поступлениям. Кроме того, не стоит забывать про хронический дефицит энергоресурсов, приводящий к дополнительным валютным тратам.
В сумме эти факторы создают крайне негативные условия для погашения внешнего долга. Все надежды на преодоление долгового кризиса связаны исключительно с доброй волей Запада, который позволит провести еще одну реструктуризацию при одновременном продолжении кредитования. Но пока на Западе никакую причастность к украинской проблеме никто не демонстрирует. МВФ уже привычно молчит на тему очередных траншей, а глава еврокомиссии Юнкер в своем «твиттере» предусмотрительно напоминает, что «Украина – не ЕС»…
Дмитрий Заворотный
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий