Очередное возвращение приватизатора всея Руси в медиапространство опять получилось скандальным. Решением генеральной прокуратуры была приостановлена сделка по фактическому выводу из-под контроля государства компании «Роснано», хотя о приватизации самой компании, призванной стать лидером прорыва России к технологиям третьего тысячелетия, речи и не было. По инициативе руководства ОАО «Роснано» во главе с Анатолием Чубайсом на продажу выставлялись активы лишь Управляющей компании «Роснано».
Сейчас либеральная пресса уже пытается преподнести ситуацию примерно в тех же красках, что и историю с мессенджером Telegram. Мы же просто попробуем ответить на традиционный бизнес-вопрос: кому выгодно? Итак, прежде всего, прокуратура никак не касалась проблем самой компании «Роснано» – её обеспокоила приватизация именно УК «Роснано». Говоря же о компании, активами которой она управляет, отметим, что в настоящее время эта структура – ОАО «Роснано», как известно, выбралась из-под долгового пресса, начав приносить определённую пользу.
В компании, судя по её отчётности, действительно сумели вовремя подхватить некоторые позитивные решения ряда партнёров из самых разных отраслей, пусть и не всегда высокотехнологичных. Нельзя не отдать должного работникам компании за организацию грамотного мониторинга ситуации с передовыми разработками, а также за умение оказаться в нужное время в нужном месте, да еще с очень нужными кому-то средствами.
Очевидно, что немалая заслуга в этом принадлежит управляющей компании – УК «Роснано», которую выделили из госкорпорации нанотехнологий практически в самом начале её существования. Выделили, разумеется, с подачи г-на Чубайса и Ко, в целях эффективного управления активами ОАО «Роснано». Напомним, именно в ОАО в 2011 году была преобразована госкорпорация нанотехнологий, и это было, судя по всему, первым и самым скромным шагом на пути к выводу «Роснано» из-под контроля государства. Основным аргументом в пользу таких эпохальных бизнес-решений семь лет назад была объявлена «необходимость обеспечить высокую оперативность принятия решений». При этом, из «Роснано» не уставали всем и всюду напоминать, что перевод на акционерные рельсы и организация отдельно выделенной управляющей компании (УК) – это нормальная, можно сказать, повсеместно принятая практика.
После этого топ-менеджмент ОАО «Роснано» не спеша перебирался в руководящие кресла управляющей компании УК «Роснано», причём самые «топ» из менеджеров, понятно, сохраняли за собой посты и в самой «управляемой» компании. Кто же откажется получать сразу две зарплаты – совсем немаленьких, отметим. Но главным было, конечно же, не это. По всему, можно сказать, ставилась, но никак не афишировалась стратегическая цель – в конце концов, вывести большое «Роснано» из-под государственного контроля. И если не получается напрямую, то просто путём вывода активов УК, куда постепенно уйдёт из головной структуры практически всё самое ценное. В том числе и солидные акционерные доли в ряде наиболее успешных российских высокотехнологичных компаний.
Пока ещё мало кто сообщал, что получение долей в структурах, успевших создать нечто действительно достойное продвижения на рынок, было одним из условий получения поддержки от «Роснано».
В принципе, именно такие возможности и предоставлялись корпорации уже при её создании, но в итоге всё в целом ряде случаев вылилось в тривиальное «отжатие» бизнеса.
Когда «Роснано» в прошлом году проверила Счётная палата, такая практика была отмечена в отчётах аудиторов, но оказалась в тени куда более серьёзных нарушений. Напомним, речь шла о миллиардных потерях, причём отнюдь не только из-за неэффективного вложения средств. Государственных средств, заметим.
Именно они прокачивались через «Роснано» миллиардами на протяжении вот уже более чем десяти лет её существования. Активы не только «отжимались», но и скупались за счёт бюджета, причём зачастую без всякого анализа, нужны ли они «Роснано», и насколько они вообще эффективны и перспективны. Всё подавалось под соусом так называемых венчурных инвестиций или инноваций, когда средства идут сразу в десятки и сотни компаний, но реальную отдачу дают только единицы. И за счёт их успеха впоследствии окупаются уже все вложения.
Об успехах «Роснано» её «непотопляемый» руководитель стал отчитываться лишь недавно – первые годы у Чубайса вполне хватало и смелости, и наглости говорить в основном об убытках. Только не подумайте, что теперь структура действительно заработала сколь-нибудь эффективно. Нет, просто г-ну Чубайсу потребовалось подготовить почву для грядущей приватизации. Но не самой ОАО «Роснано» – это не предусмотрено законом, а её управляющей компании. За неё можно не только запросить куда меньше, чем за выросшую в настоящего бизнес-монстра структуру, но и пристроить её в хорошие руки, предпочтительно «свои». А заодно раз и навсегда скрыть в архивах уже негосударственной структуры информацию обо всех нарушениях, допущенных за время существования сначала госкорпорации «Роснано», а потом и ОАО «Роснано» со 100-процентой долей государства в акционерном капитале
Вот только за руки эти Анатолия Борисовича, кажется, наконец-то удалось схватить. Эксперты уже успели отметить, что в случае с приватизацией УК «Роснано» речь может идти о суммах, значительно больших, чем 147 миллиардов рублей, фигурирующих в сообщении генпрокуратуры. Ведь помимо активов у основной, а не управляющей компании есть весьма значительные оборотные средства, есть и те самые доли в ряде высокотехнологичных компаний. И многие при этом считают, что в «Роснано» на самом деле нет одного – нет тех самых инноваций, о которых очень много и очень красиво на протяжении стольких лет говорили г-н Чубайс и его подчинённые.
Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич считает, что «в «Роснано» скопилось много активов, о которых общественность не имеет никакого представления. Бывшая госкорпорация просто превратилась в финансовую компанию, которая, зарабатывая на финансовых потоках, приобрела много чего. И сейчас, если бы всё это удалось приватизировать, то концы в воду – невозможно было бы отмотать назад. Нельзя проверить, посмотреть, что как было, как так получилось, что такая компания просто годами существует в привилегированном положении, крутит огромные деньги».
Точка в истории с «Роснано» отнюдь не поставлена. Ещё предстоит долго и скрупулёзно выяснять, какую пелевинскую пустоту могут оставить после себя в ОАО «Роснано» самый легендарный из «эффективных менеджеров» и его коллеги.
Пока же, по информации генеральной прокуратуры, «проведённая на опережение работа правоохранительных органов позволила предотвратить ряд коррупционных преступлений и нанесение значительного ущерба экономике страны. В результате информирования органами Федеральной службы безопасности президента Российской Федерации не допущено утраты государственного контроля над активами ОАО "Роснано" стоимостью 147 миллиардов рублей, приостановлена приватизация ООО "УК "Роснано" по заниженной цене».
Комментариев нет:
Отправить комментарий