понедельник, 1 апреля 2019 г.

ЮРИЙ СЕЛИВАНОВ: НА ТО И НАПОРОЛИСЬ

Ситуация с Конвенцией о режиме черноморских проливов чревата не только потенциальной и отдаленной угрозой

Не прошло и двух суток с момента публичного призыва одного из крымских депутатов срочно пересмотреть Конвенцию о режиме черноморских проливов, чтобы ужесточить правила захода в Черное море военных кораблей США и НАТО, как из города Вашингтона последовала ответная реакция.
БРЮССЕЛЬ, 1 апреля. /ТАСС/. Главы МИД НАТО обсудят на встрече в Вашингтоне 3-4 апреля расширение своего военного присутствия в Черном море. Об этом заявила постоянный представитель США при НАТО Кей Бейли Хатчисон на видеобрифинге в Вашингтоне, транслировавшейся пресс-службой Госдепартамента.
«Мы будем обсуждать, как мы можем усилить свои оборонительные действия в Черном море», — сказала она. По ее словам, причиной этого стало воссоединение Крыма с Россией, а также инцидент в Керченском проливе 25 ноября 2018 года. «Мы будем обсуждать, что мы можем еще сделать в Черном море, включая увеличение присутствия кораблей НАТО, расширение наблюдения», — отметила Хатчисон.
Она отметила, что действия России в отношении Украины станут одной из тем министерской встречи, посвященной 70-летию НАТО, которое будет отмечаться 4 апреля.
Я, разумеется, далек от мысли о том, что именно взволнованная речь крымского парламентария, подвигла западных «партнеров» России на такую обостренную реакцию. Скорее всего, они уже давно присматривались к этой теме в целях ее актуализации в своих интересах.
Но зато теперь они могут сказать, что и российская сторона не против пересмотра этой Конвенции.
Хотя в действительности высшие власти Российской Федерации, а до этого — Советского Союза, никогда не требовали пересмотра данного международного документа, который остается неизменным с 1936 года.
И не требовали именно потому, что он нас вполне устраивает. Ибо ограничивает возможности нечерноморских держав вести военно-морскую деятельность в Черном море такими незначительными величинами, которые полностью исключают создание здесь какой-либо военной угрозы для России.
Конкретно речь идет о том, что согласно Конвенции Монтре такие державы не могут отправлять свои боевые корабли в Черное море на срок больше 21 суток при общем тоннаже не свыше 30 тысяч тонн. При этом, флот одной державы имеет предел по тоннажу 20 тысяч тонн. А это равнозначно двум американским эсминцам УРО типа «Арли Берк», чего явно недостаточно для нападения на Россию.
В общем теперь, после решения НАТО обсудить этот вопрос, фактически поддержанного представителем законодательного органа Крыма, тема пересмотра краеугольного для безопасности черноморских рубежей РФ международного документа заиграла новыми красками. И приобрела, увы, явно излишнюю для России актуальность.
Излишнюю, прежде всего, потому, что возможности Москвы по недопущению такого пересмотра, как бы это поделикатней сказать, весьма далеки от абсолютных. Хотя бы потому, что в настоящее время между списком причерноморских держав и списком союзников США в этом регионе практически можно поставить знак равенства. За вычетом, разумеется, самой России и Республики Абхазия.
Многое будет зависеть от позиции Турции. Эта страна является фактическим владельцем черноморских проливов и, несомненно, будет рассматривать любую попытку изменения их юридического статуса как покушение на свой государственный суверенитет.
Но Турция, при всех её пророссийских симпатиях, входит в блок НАТО. И далеко не факт, что ее желание иметь хорошие отношения с Москвой простирается настолько далеко, что ради него Анкара пойдет на прямой конфликт с позицией своего военного альянса, то есть фактически с позицией США.
Тем более, что у Турции уже и сегодня побита масса горшков в отношениях с Вашингтоном. И может оказаться, что бодаться с американцами еще и по поводу Конвенции турки вполне могут счесть для себе чрезмерным.
Если же США удастся преодолеть сопротивление Турции, или купить её благосклонность какими-нибудь изрядными «бонусами», то в этом случае пересмотр документа Монтре станет делом вполне реальным. А это значит, что военно-стратегическая ситуация в Черном море радикально изменится. Фактически, российская система оборонных усилий в этом ключевом регионе потенциального Европейского театра военных действий может быть фатальным образом взломана без всякого применения военной силы.
Североатлантический блок получит право практически беспрепятственного прохода своих кораблей, любых классов и размеров, через Босфор и Дарданеллы и неограниченного по времени их пребывания в черноморской акватории. Вплоть до создания здесь своих постоянных военно-морских баз.
И это при том, что российский Черноморский флот исторически строится, прежде всего, исходя из задачи уравновешивания флотов причерноморских держав, но никак не всей военно-морской армады НАТО.
Нельзя исключать, что кроме того, США, пользуясь находящейся в их руках «машиной голосования» в лице государств, своих черноморских вассалов, навяжут России такие условия прохода через проливы её военных кораблей, судов снабжения и обеспечения, что действующая сегодня важнейшая морская коммуникация между РФ и Сирией будет частично или даже полностью парализована.
Указанная угроза, после того, как наши западные «партнеры» обратили пристальное внимание на режим черноморских проливов, трансформировалась из потенциальной в реальную. И меры, необходимые для ее нейтрализации, требуется принимать уже не в туманном и отдаленном будущем, а прямо сейчас. Во всяком случае, рассчитывать на толерантность и благосклонность к России ее западных визави точно не приходится.
Юрий Селиванов, специально для News Front

Комментариев нет:

Отправить комментарий