Не успела американская морская авиация привыкнуть к первой женщине за штурвалом F-14, как она погибла в авиакатастрофе. Официальной версией признали отказ техники, но дальнейшее расследование поставило её под сомнение. О гибели Кары Халтгрин, споры о которой не утихают и по сей день, — в нашем материале.
Взлёт и падение
Двадцать пятого октября 1994-го авианосец США «Авраам Линкольн» и его авиагруппа недалеко от калифорнийского побережья активно готовились к будущему оперативному развёртыванию в Персидском заливе. Полёты палубных самолётов шли без перерыва днём и ночью, тем более что погода стояла самая лётная.
В три часа дня на посадку начал заход F-14A из 213-й истребительной эскадрильи «Чёрные львы». На финальной прямой, совсем рядом с авианосцем, самолёт, задрав нос, начал резко заваливаться на левое крыло, после чего перевернулся и ударился о воду. Прямо перед падением машина озарилась вспышками от срабатывания двух катапультируемых кресел, но спасательный вертолёт вытащил из воды лишь оператора РЛС лейтенанта Мэтью Клемиша.
Пилота — лейтенанта Кару Халтгрин — объявили сначала пропавшей без вести, а затем погибшей.
Кара Халтгрин с детства мечтала стать военным лётчиком, а затем и астронавтом. Первая попытка поступить в престижную военно-морскую академия в Аннаполисе окончилась ничем. Но Халтгрин не сдавалась и в итоге окончила Техасский технологический университет в Остине, получив специальность авиаинженера. В 1987-м её приняли в программу подготовки морских лётчиков. Успешно пройдя многочисленные отборы и этапы подготовки, она стала пилотом самолёта радиоэлектронной борьбы EA-6A «Интрудер».
Но Кара не остановилась и на этом. Она хотела достичь главной вехи для всех морских пилотов — звания палубного лётчика-истребителя. Чего успешно добилась в середине 1994-го года, когда стала первой в американских вооружённых силах женщиной-истребителем и отправилась служить в строевую эскадрилью.
На протяжении всех первых месяцев службы она наслаждалась пристальным вниманием прессы. За столь частое появление на страницах журналов и телеэкранов с соответствующим макияжем лётчица быстро получила прозвище-позывной «Ревлон» — в честь известной марки косметики.
Следствие
После гибели F-14 флотское руководство сразу заявило, что лейтенант Халтгрин была прекрасно подготовленным лётчиком и единственной версией катастрофы является отказ техники на критическом этапе полёта.
Тело лётчицы было найдено на глубине 1100 метров привязанным к катапультируемому креслу рядом с обломками самолёта. Катапультирование было инициировано её оператором РЛС Клемишем, который успел вылететь из самолёта, когда тот ещё летел боком. Кару Халтгрин, которую автоматика выстрелила на 0,4 секунды позже, вышибло из перевёрнутой машины прямо в воду. Шансов выжить у неё не было.
Но к этому моменту уже разгорелись многочисленные споры вокруг самого факта присутствия женщины за штурвалом боевого палубного самолёта. Такие обсуждения и раздувания были последним, чего хотел американский военно-морской флот, который совсем недавно пережил крупный скандал на почве сексизма. Причём главными действующими лицами в нём тоже были пилоты палубной авиации.
В 1991-м году во время конференции негосударственной ассоциации «Тейлхук», объединяющей всех американских палубных пилотов — как действующих, так и резервистов с отставниками, — произошли многочисленные случаи сексуальных домогательств, со стороны в том числе и действующих военнослужащих, в отношении женщин в форме и без.
С официальными обвинениями выступили 83 женщины (среди них была и лейтенант Халтгрин) и семь мужчин. Несмотря на попытки замести скандал под ковёр, было проведено официальное расследование, положившее конец многим карьерам. Решение допустить женщин до подготовки в качестве пилотов палубных F-14 было прямо связано с последствиями того скандала.
С официальной трактовкой катастрофы согласились далеко не все, тем более что в 1995 году свет увидели многочисленные документы, бросающие тень на официоз.
Не лучшая ученица
Первыми в прессу просочились выдержки из закрытой части расследования, которые прямо возлагали вину за остановку двигателя самолёта на лейтенанта Халтгрин. На последнем развороте при посадке она слишком сильно отклонилась в сторону от центральной оси палубы и, в последний момент пытаясь довернуть машину, резко «дала ногу», отклонив руль направления до упора.
Из-за особенностей двигателей F-14A, крайне чувствительных к направлению потока воздуха, резкие рыскания были строго запрещены. Стремительное изменения угла атаки и смещение носа самолёта, закрывшего прямой поток воздуха в воздухозаборник левого двигателя, вызвало помпаж мотора. Пытаясь компенсировать это, пилот резким движением вывела второй двигатель на взлётный режим, чем увеличила асимметрию тяги и угла атаки, после чего F-14 свалился.
За время переучивания лейтенант Халтгрин получила четыре «строгих замечания» от инструкторов, хотя, как правило, для отчисления было достаточно двух. Причём в одном случае замечание было выдано за «уход с посадочной глиссады с несвоевременными и неправильными попытками корректировки траектории полёта», а в ещё одном — за «непредсказуемые, дёрганные и несвоевременные манипуляции рукоятками управления двигателями».
Во время первого этапа наземной тренажёрной подготовки лейтенант Халтгрин заняла последнее место в своей группе и получила балл ниже требуемого для продолжения обучения, но всё равно была допущена до экзаменов на реальном авианосце, которые тоже провалила. После чего ей разрешили повторить курс, причём на всех этапах обучения лётчица получала дополнительное время инструкторов и дополнительные зачётные полёты.
Более того, в материалах содержались подробности обучения некоего «пилота B», другой женщины-лётчика, получившей целых семь «строгих замечаний» (включая три потенциально катастрофических инцидента) и ещё более низкие оценки, но всё равно допущенной в строевую эскадрилью.
Кто виноват?
Публикация этих материалов заставила многих думать, что флот во избежание обвинений в сексизме допустил к полётам неготовых для этого пилотов (тем более что летом 1995-го была отстранена от полётов лейтенант Лоренц, в которой опознали «пилота B», — она в итоге судилась с ВМФ, обвиняя их в сексизме, и получила 150 тысяч долларов). А затем попытался скрыть истинные причины катастрофы в угоду всё той же политкорректности.
Да, помпаж двигателя стал причиной катастрофы, но он был вызван действиями пилота. Да, большинство бы разбились в таких условиях, но хорошо подготовленные лётчики не допустили бы подобного.
Споры вокруг трагической гибели лейтенанта Халтгрин продолжаются по сей день. И, несмотря на то, что с тех пор женщины прочно закрепились в американской палубной авиации, вопрос их допуска за штурвал по-прежнему часто носит политический и сексистский характер.
Кирилл Копылов
Взлёт и падение
Двадцать пятого октября 1994-го авианосец США «Авраам Линкольн» и его авиагруппа недалеко от калифорнийского побережья активно готовились к будущему оперативному развёртыванию в Персидском заливе. Полёты палубных самолётов шли без перерыва днём и ночью, тем более что погода стояла самая лётная.
В три часа дня на посадку начал заход F-14A из 213-й истребительной эскадрильи «Чёрные львы». На финальной прямой, совсем рядом с авианосцем, самолёт, задрав нос, начал резко заваливаться на левое крыло, после чего перевернулся и ударился о воду. Прямо перед падением машина озарилась вспышками от срабатывания двух катапультируемых кресел, но спасательный вертолёт вытащил из воды лишь оператора РЛС лейтенанта Мэтью Клемиша.
Пилота — лейтенанта Кару Халтгрин — объявили сначала пропавшей без вести, а затем погибшей.
Всего за три месяца до этого лейтенант Халтгрин стала первой женщиной, получившей допуск на палубу авианосца в качестве полноправного лётчика-истребителя.
Кара Халтгрин с детства мечтала стать военным лётчиком, а затем и астронавтом. Первая попытка поступить в престижную военно-морскую академия в Аннаполисе окончилась ничем. Но Халтгрин не сдавалась и в итоге окончила Техасский технологический университет в Остине, получив специальность авиаинженера. В 1987-м её приняли в программу подготовки морских лётчиков. Успешно пройдя многочисленные отборы и этапы подготовки, она стала пилотом самолёта радиоэлектронной борьбы EA-6A «Интрудер».
Но Кара не остановилась и на этом. Она хотела достичь главной вехи для всех морских пилотов — звания палубного лётчика-истребителя. Чего успешно добилась в середине 1994-го года, когда стала первой в американских вооружённых силах женщиной-истребителем и отправилась служить в строевую эскадрилью.
На протяжении всех первых месяцев службы она наслаждалась пристальным вниманием прессы. За столь частое появление на страницах журналов и телеэкранов с соответствующим макияжем лётчица быстро получила прозвище-позывной «Ревлон» — в честь известной марки косметики.
Следствие
После гибели F-14 флотское руководство сразу заявило, что лейтенант Халтгрин была прекрасно подготовленным лётчиком и единственной версией катастрофы является отказ техники на критическом этапе полёта.
Тело лётчицы было найдено на глубине 1100 метров привязанным к катапультируемому креслу рядом с обломками самолёта. Катапультирование было инициировано её оператором РЛС Клемишем, который успел вылететь из самолёта, когда тот ещё летел боком. Кару Халтгрин, которую автоматика выстрелила на 0,4 секунды позже, вышибло из перевёрнутой машины прямо в воду. Шансов выжить у неё не было.
Вскоре официальное следствие назвало причину гибели F-14 — отказ левого двигателя — и добавило, что в тех условиях разбился бы практически любой.
Но к этому моменту уже разгорелись многочисленные споры вокруг самого факта присутствия женщины за штурвалом боевого палубного самолёта. Такие обсуждения и раздувания были последним, чего хотел американский военно-морской флот, который совсем недавно пережил крупный скандал на почве сексизма. Причём главными действующими лицами в нём тоже были пилоты палубной авиации.
В 1991-м году во время конференции негосударственной ассоциации «Тейлхук», объединяющей всех американских палубных пилотов — как действующих, так и резервистов с отставниками, — произошли многочисленные случаи сексуальных домогательств, со стороны в том числе и действующих военнослужащих, в отношении женщин в форме и без.
С официальными обвинениями выступили 83 женщины (среди них была и лейтенант Халтгрин) и семь мужчин. Несмотря на попытки замести скандал под ковёр, было проведено официальное расследование, положившее конец многим карьерам. Решение допустить женщин до подготовки в качестве пилотов палубных F-14 было прямо связано с последствиями того скандала.
С официальной трактовкой катастрофы согласились далеко не все, тем более что в 1995 году свет увидели многочисленные документы, бросающие тень на официоз.
Не лучшая ученица
Первыми в прессу просочились выдержки из закрытой части расследования, которые прямо возлагали вину за остановку двигателя самолёта на лейтенанта Халтгрин. На последнем развороте при посадке она слишком сильно отклонилась в сторону от центральной оси палубы и, в последний момент пытаясь довернуть машину, резко «дала ногу», отклонив руль направления до упора.
Из-за особенностей двигателей F-14A, крайне чувствительных к направлению потока воздуха, резкие рыскания были строго запрещены. Стремительное изменения угла атаки и смещение носа самолёта, закрывшего прямой поток воздуха в воздухозаборник левого двигателя, вызвало помпаж мотора. Пытаясь компенсировать это, пилот резким движением вывела второй двигатель на взлётный режим, чем увеличила асимметрию тяги и угла атаки, после чего F-14 свалился.
Хуже того: через несколько месяцев ещё одна некоммерческая организация опубликовала подробности переучивания Кары Халтгрин на F-14A, мягко говоря, не соответствующие версии о «прекрасно подготовленном лётчике».
За время переучивания лейтенант Халтгрин получила четыре «строгих замечания» от инструкторов, хотя, как правило, для отчисления было достаточно двух. Причём в одном случае замечание было выдано за «уход с посадочной глиссады с несвоевременными и неправильными попытками корректировки траектории полёта», а в ещё одном — за «непредсказуемые, дёрганные и несвоевременные манипуляции рукоятками управления двигателями».
Во время первого этапа наземной тренажёрной подготовки лейтенант Халтгрин заняла последнее место в своей группе и получила балл ниже требуемого для продолжения обучения, но всё равно была допущена до экзаменов на реальном авианосце, которые тоже провалила. После чего ей разрешили повторить курс, причём на всех этапах обучения лётчица получала дополнительное время инструкторов и дополнительные зачётные полёты.
Более того, в материалах содержались подробности обучения некоего «пилота B», другой женщины-лётчика, получившей целых семь «строгих замечаний» (включая три потенциально катастрофических инцидента) и ещё более низкие оценки, но всё равно допущенной в строевую эскадрилью.
Кто виноват?
Публикация этих материалов заставила многих думать, что флот во избежание обвинений в сексизме допустил к полётам неготовых для этого пилотов (тем более что летом 1995-го была отстранена от полётов лейтенант Лоренц, в которой опознали «пилота B», — она в итоге судилась с ВМФ, обвиняя их в сексизме, и получила 150 тысяч долларов). А затем попытался скрыть истинные причины катастрофы в угоду всё той же политкорректности.
Да, помпаж двигателя стал причиной катастрофы, но он был вызван действиями пилота. Да, большинство бы разбились в таких условиях, но хорошо подготовленные лётчики не допустили бы подобного.
Споры вокруг трагической гибели лейтенанта Халтгрин продолжаются по сей день. И, несмотря на то, что с тех пор женщины прочно закрепились в американской палубной авиации, вопрос их допуска за штурвал по-прежнему часто носит политический и сексистский характер.
Кирилл Копылов
Комментариев нет:
Отправить комментарий