Сегодня я хотел бы поговорить об ещё одном виде инфляции
Бывает инфляция денег, бывает инфляция образования (а если точнее, то дипломов, если их можно купить или «высидеть»), но сегодня мы поговорим об инфляции мнений.
С древнейших времён (как минимум с античной Греции) диспут, иногда публичный, был одним из важнейших методов познания мира.
Но когда в каком-нибудь греческом или римском Форуме выступал очередной оратор, то обычно это был муж, обладающий опытом в управлении городом, экономике или военном деле. И к мнению такого мужа прислушивались (малолетку или безвестного просто не пустили бы выступать).
И даже при этом важна была аргументация выступавших. «Я считаю так, потому что…». «Ситуация такова, вот факты…». «Нужно поступить таким образом, иначе…».
Правда, конечно, иногда доходило до массовых мордобоев, как во время одного из Вселенских Соборов, когда избили, а затем изгнали сторонников учения Ария. Но это скорее эксцессы, чем правило.
В целом же более двух тысяч лет диспуты происходили в основном в профессиональных сообществах – учёных, врачей, алхимиков или богословов – где каждый обладал определённым набором знаний и репутацией, и поэтому мнение всех участников сообщества было относительно значимым (хотя всегда и везде были свои мэтры, авторитеты и корифеи).
Опять же, обычно старались давать взвешенное и авторитетное мнение, чтобы не быть выставленным на посмешище и не уронить свою репутацию среди коллег.
Так продолжалось до появления интернета.
Массовый доступ к соцсетям и комментариям, особенно анонимный, стремительно обесценил «мнение».
Потому что каждый «Верховный Нагибатор», «Мамкин Казнила» или «Родновер Мозгоклюй» стал вещать «Вот вам моё мнение» (даже если его об этом не просили).
По умолчанию при этом подразумевалось, что профессор и школьник, учёный и двоечник, специалист и дворник равны в ценности их мнения (издержки «демократии»). Но это не так.
С появлением армий ботов ценность «мнения» упала ещё в разы. Тысячи однотипных «Я голосовать никогда не ходил, но в этот раз пойду. Кандидат от народа» или «Долой злочинну владу» сровняли ценность обычного комментария с плинтусом.
И позавчерашние «экономисты» вчера все были специалистами по конституционному праву, сегодня стали «вирусологами», а завтра вернутся к обсуждению боевых действий в Сирии и глобального потепления
Я же всегда экономист и специалист по госуправлению (с большим практическим стажем в обоих направлениях). Пишу только о том, что можно обработать статистическими и прочими аналитическими методами. Не лезу обсуждать ТТХ вооружений, методы выращивания картошки или способы лечения вирусов – для всего этого есть профильные специалисты. И годами в каждой статье подтверждаю свою позицию множеством ссылок, цифр и фактов.+
Слыша в ответ вместо обоснованных возражений преимущественно «Да ты продался!», «Это пропаганда!» и «Мне не нравится твоя рожа!» (а она и не должна вам нравиться).
Поэтому сегодня «мнение» ничего не значит и практически никому не интересно.
Имеет значение только аргументированная позиция. «Я считаю, потому что» и «Вот факты, из которых мы можем сделать вывод». Подкреплённая фактажом и последовательностью логических размышлений.
А всякое «Слышь, ты мне не нравишься» или «Вывсёврёти», как и прочие голые эмоции, не подтверждённые аргументацией, можно смело сворачивать трубочкой и дальше по известному назначению.
Хватит транслировать свои «мнения» в Сеть, если вы не можете их обосновать! Хотя это глас вопиющего в пустыне…
Александр Роджерс, специально для News Front
Комментариев нет:
Отправить комментарий