01.05.2020 - 21:51
Последние исследования американских вирусологов поставили под сомнение высокую летальность нового коронавируса. Можно ли радоваться?
Споры о том, насколько опасен COVID-19, не утихают. Небольшая группа специалистов и значительная часть граждан (так называемые коронаскептики) продолжают считать, что новая инфекция не намного страшнее гриппа, и экстраординарные меры против неё — неадекватны. И это — несмотря на то, что в мире уже умерло более 200 тысяч человек, поражённых коронавирусом, а реальная летальность в большинстве развитых страны превышает 10 % (на одного умершего приходится менее девяти выздоровевших.
Впрочем, недавние исследования в США поставили под сомнение эти страшные цифры, подарив коронаскептикам новый козырь, а утомлённому карантином человечеству — новую надежду. Речь идёт о тестировании жителей штата Нью-Йорк на антитела к коронавирусу.
Что такое тест на антитела? Он позволяет выявить: был человек инфицирован коронавирусом или нет, а ещё точнее — выработан ли у него иммунитет? Попадание любого инородного тела в организм вызывает иммунный ответ. Наш организм вырабатывает антитела, которые находят незваного врага и помогают его уничтожить.
Если антител выработано достаточно, человек становится неуязвим для инфекции. Для каждого вида вирусов и бактерий антитела специфичны. Например, антитела, выработанные против «гонконгского» гриппа, не помогают защитить от гриппа «свиного».
До сих пор во всём мире делали тест не на антитела, а на антиген, то есть искали не иммунитет, а присутствие самого коронавируса. Новый тип исследований даёт ответ на другой вопрос. Найдя антитела, мы не можем сказать, есть сейчас в человеке вирусы или нет, заразен он или не заразен.
Ведь антитела остаются в нас надолго после уничтожения вируса — как опытные воины-ветераны после выигранной войны. Зато, обнаружив антитела, можно утверждать, что вирусы этого человека уже посетили, что он уже был инфицирован, но либо успешно справился с инфекцией, либо переносит её бессимптомно.
Зачем это нужно? Как правило, человек, имеющий антитела, второй раз заразиться не может. К некоторым заболеваниям, как например, к кори и ветрянке, после болезни устанавливается пожизненный иммунитет; к некоторым временный — на несколько месяцев или несколько лет.
И тогда, если у человека обнаружены антитела, ему незачем сидеть дома во время карантина — он уже защищён собственным иммунитетом лучше, чем маской или даже противочумным костюмом. Разумно, если человек с антителами будет получать разрешение на свободное передвижение и на занятие любой деятельностью.
Особым спросом труд таких людей будет пользоваться в сфере услуг: таксисты, доставщики пищи, медицинские сёстры, домашние сиделки, воспитатели с естественным иммунитетом во время эпидемии пойдут нарасхват. Кроме того, носители иммунитета способны стать донорами крови с антителами для спасения тяжёлых больных.
Первое крупное тестирование на антитела в Нью-Йорке стало сенсационным. После проверки 3 тысяч человек оказалось, что более 13 % из них дали положительную реакцию.
Получается, у 13 процентов уже есть иммунитет?! Если эти данные верны, то среди 20 миллионов жителей штата Нью-Йорк почти 3 миллиона уже переболели и приобрели устойчивость к вирусу.
Официально на 24 апреля в Нью-Йорке было выявлено всего 262 тысячи инфицированных, из которых более 100 тысяч переносят инфекцию бессимптомно, а почти 20 тысяч уже скончались. На основании официальных данных можно сделать вывод, что не менее половины людей, подхвативших вирус, болеют, а каждый десятый, если не больше, должен умереть.
Это, конечно, характеристики очень страшной инфекции, смертоносность которой сравнима с чумой (современная медицина исцеляет от чумы 90–95 % заражённых).
Но если в Нью-Йорке было инфицировано не 262 тысячи, а вдесятеро больше людей, выходит что коронавирусная инфекция — совсем не чума. Получается, что более 90 % заражённых вообще не заметили болезни (быстро развившийся иммунитет прихлопнул вирус в зародыше).
Кроме того, с учётом новых данных, летальность при COVID-19 вряд ли превышает 1 %. Это, конечно, всё равно гораздо опаснее гриппа, летальность от которого, как правило, менее 0,1 %, но всё-таки не такой кромешный ужас, от которого надо всем народом забиваться по щелям.
Неожиданное открытие в Нью-Йорке сильно обрадовало коронаскептиков («мы же говорили, что паника преувеличена!») и озадачило научную общественность. С данными предыдущих исследований нью-йоркские результаты трудно совместимы.
В тех странах, где проводится массовое тестирование на коронавирус (Китай, Россия, Тайвань Сингапур и те же США), доля выявленных лиц, переносящих инфекцию без симптомов, как правило, колеблется около 50 % и даже меньше.
Говорить, что коронавирус не опасен для подавляющего большинства, что 90 % или даже 95 % могут победить его, не заметив — явное преувеличение.
Учёные уже предположили, что Нью-Йоркский результат сильно завышен из-за того, что тестирование проводили у посетителей магазинов, а среди них гораздо больше активных граждан, которым не сидится на карантине и которые поэтому чаще подхватывают вирус. Судить по ним обо всех жителях мегаполиса нельзя.
Есть и другая, более жизнеутверждающая гипотеза, объясняющая странный результат. Сегодня приходит всё больше подтверждений, что тяжесть болезни сильно зависит от первичной дозы. Если Вы вдохнули много вирусов, например, регулярно целуясь с заражённым супругом, Ваш организм не успеет выработать достаточно антител и тяжёлое течение болезни очень вероятно.
Если же Вы случайно повстречались с носителем на лестничной клетке, полученная доза от мимолётного вдоха ничтожна, и организм почти наверняка укокошит непрошенные вирусы антителами ещё до того, как Вы почувствуете заболевание. Как это может влиять на точность тестирования? А так, ведь до сих пор массово тестировали преимущественно тех, кто находился в близком контакте с больными: членов семей, коллег по работе, спутников по тесному авиасалону и т. д. Понятно, что в таких случаях доза была крупнее и тяжёлое течение встречалось чаще.
При этом медики могли пропустить огромное количество людей, получивших крошечные дозы при случайных встречах и успевших дать иммунный ответ до развития болезни. Их просто не находили при обследовании контактов: человек может поимённо назвать тех, с кем живёт или работает, может назвать номер международного рейса, но ни за что не припомнит тех, с кем стоял у кассы магазина или разминулся в дверях.
Судя по нью-йоркской сенсации, официальные цифры инфицированных надо увеличивать на порядок, — просто остальные получили малую дозу коронавируса и легко справились с ним.
Если эта версия подтвердится, человечество обретает надежду. По крайней мере, будет признано малоопасным и даже полезным для
развития иммунитета гулять на улицах и в парках. От проходящих навстречу большую дозу точно не получишь.
развития иммунитета гулять на улицах и в парках. От проходящих навстречу большую дозу точно не получишь.
Но всё же не стоит радостно потирать руки. Самое вероятное объяснение нью-йоркского феномена разочаровывает. Дело в том, что точность тестов на новые вирусы и на антитела к ним очень невелика. Для разработки точных тестов требуются долгие месяцы и даже годы экспериментов.
Например, для определения ВИЧ с вероятностью 99 % понадобилось четыре года работы.
Точных тестов на новый коронавирус пока нет. Сегодня диагностика заражённых работает с вероятностью 80–90 %. Именно поэтому для постановки уверенного диагноза делают три теста подряд. Вряд ли определение антител удаётся с большей точностью, чем определение самого вируса. Возможно, что никаких антител у 13 % изученных нью-йоркцев нет, а положительный тест получен из-за несовершенства наскоро созданного метода. Чтобы подтвердить, что они действительно обрели иммунитет, защищающий их от вируса, требуется проводить дальнейшие исследования.
Кроме того, неизвестно, как долго продержится приобретённый иммунитет. Пока опыты на обезьянах подтверждают, что минимум в течение первого месяца после выздоровления подхватить COVID-19 повторно не получится. Но будет ли этот иммунитет пожизненной защитой или угаснет к концу первого же года — доподлинно неизвестно.
Вывод: радоваться нью-йоркской сенсации рано. Нужно внимательно изучать полученный результат. А пока предпочтительно поберечься. Тем более, что даже одно-двухпроцентная летальность — весьма неласковая вещь.
Читайте также: Жуткое убийство: задержанная с отрезанной головой дочери женщина устроила скандал в суде (ВИДЕО, ФОТО 18+)
Владимир Тимаков, депутат Тульского городской думы, биолог, специально для «Русской Весны»
Комментариев нет:
Отправить комментарий