Российская Федерация и Турецкая республика не собираются становиться двумя бойцовыми петухами на потеху мировой закулисе. И не намерены поступаться своими национальными интересами, которые властно диктуют им необходимость дальнейшего углубления всестороннего взаимодействия
Несмотря на то, что англосаксонская и аффилированная с ней часть местной прессы трудились не покладая рук, чтобы «вязанка дров» накануне российско-турецкого саммита была как можно толще, по итогам переговоров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи лично у меня окрепло ощущение, что они зря едят свой хлеб с маслом и черной икрой. Потому что медийная болтология в очередной раз доказала, что она имеет точно такое же отношение к реальной большой политике, как гора Эверест к китайской азбуке. Это просто две никогда не пересекающиеся прямые.
И если на основе назойливого медиа-шума так и просится вывод о том, что Россия и Турция буквально везде на ножах и уже почти воюют друг с другом, то на личной встрече двух реальных руководителей этих якобы «воюющих государств», атмосфера была прямо противоположной. Не то, чтобы безмятежной, но и отнюдь не взрывной.
А тот факт, что стороны, проговорив в узком кругу почти три часа, не нашли возможности вынести итоги этих переговоров на всеобщее обозрение, говорит, прежде всего, о весьма содержательном характере этой беседы. И действительно, будь там только одно словоблудие о «совершеннейшем друг к другу почтении», то чего, спрашивается, скрывать? Вот и раскрыли бы лидеры двух стран журналистам эту «красоту неземную».
Но они явно говорили по делу. И это ДЕЛО, судя по всему, настолько существенно и актуально для Москвы и Анкары, что давать лишнюю пищу для досужих пересудов, чего греха таить, не всегда компетентной, а то и прямо злонамеренной нынешней прессы, Путин и Эрдоган не стали. Причем, не стали явно по взаимному согласию.
И это верный признак того, что общение имело конструктивный и предельно деловой характер. Нынешний мир, к сожалению, таков, что иногда преждевременная и избыточная информация может оказаться очень полезной для «доброжелателей», которые не преминут оной воспользоваться, чтобы угробить любое российско-турецкое начинание. А таких «добролицых» в окружении РФ и Турции, которые спят и видят, как бы стравить эти две ключевые страны Черноморского региона, хоть отбавляй. И они еще не упустили ни одного подобного случая. Так что атмосфера доверительности и известной закрытости нынешних переговоров объясняется не только мерами безопасности против ковида.
Впрочем, даже с учетом этого, кое-что было озвучено. Причем такое, что уже, само по себе, ставит под большой вопрос медийные басни насчет того, что у русских и турок все плохо и ничего не выходит.
Так, например, Владимир Путин, взял и сравнил два «Потока» — «Северный» и «Турецкий». А точнее то, в какой диаметрально противоположной обстановке и атмосфере они сооружались. И сделал на этом основании вполне очевидный вывод, почему то в упор не замечаемый нашими неполживыми медиа-рупорами. Которые только тем и заняты, что разоблачением непрерывных «коварных происков турецкого султана».
Путин совершенно справедливо указал на то, что при строительстве газопровода в Турцию, Россия не встретила даже одного процента той враждебности и попыток ставить палки в колеса, которыми до сих пор сопровождается эпопея «Северного потока -2».
И вы знаете, у меня такое ощущение, что если бы эту вполне очевидную вещь не озвучил Путин, об этом бы вообще никто не заикнулся. Настолько наш пишущий и болтающий медиа-мир увлечен прямо противоположной темой. Так что спасибо Владимиру Владимировичу, который напомнил всем о том, что такое хорошо и что такое очень плохо. И что бы и кто не болтал про «коварного Эрдогана», фактом является то, что «Турецкий поток» он сделал рука об руку с Президентом России.
И не надо мне сейчас рассказывать, что «всё просто и туркам всего лишь нужен российский газ». А Европе он что – не нужен? Да еще больше нужен, чем той же Турции! Но это, тем не менее, совсем не мешает европейским «общечеловекам» делать России «вырванные годы» просто так – на ровном месте. И еще потому, что у них, видите ли, «ценности» такие особенные.
Так что «две большие разницы» видны невооруженным глазом. И только глупец или явный вражина не способен оценить по достоинству такие фундаментальные вещи.
Тем более, что Россия и Турция сошлись не только на одном газовом треке. Здесь и атомная энергетика, и туризм, и сельское хозяйство, которое не только турецкие помидоры в РФ, но и российская пшеница в обратную сторону. И судостроение, по которому турки строят сегодня для России уникальные суда, которые она не то, что сама не может построить, но просто негде. Все российские верфи и так забиты заказами на много лет вперед.
И это не говоря уже о военном сотрудничестве. Которое само по себе, чем оно глубже и основательней, тем дальше в перспективу далекого будущего уходит. Потому что технологии обладают таким магическим свойством – привязывать страны друг к другу в качестве самодовлеющей притягательной силы.
Кстати, есть основания полагать, что закрытость нынешнего российско-турецкого диалога не в последнюю очередь была обусловлена именно военной тематикой. И тут интерес не просто взаимный, но стратегический.
Для Турции российские военные технологии едва ли не единственная внешняя опора её геополитической самостоятельности и фактор дальнейшего дистанцирования от слишком удушливой «опеки» Запада. Который уже не раз ставил эту страну на грань между жизнью и смертью. С теми же курдами, например. Или с военными переворотами. И в Турции желающих продолжать эти пляски в объятиях сатаны уже почти не осталось.
Для России турецкое направление военно-технического сотрудничества сулит стратегический прорыв в ту часть мирового рынка вооружений, которая раньше была исключительной вотчиной Запада. Достаточно сказать, что Турция член НАТО.
Эрдоган, накануне приезда в Сочи, не стал скрывать намерений Турции продолжить закупки российского зенитно-ракетного комплекса С-400. И это можно считать делом вполне решенным. Сам по себе данный факт дорогого стоит. Турция, фактически, сертифицировала, причем в качестве абсолютно независимого потребителя, высочайшее качество и надежность этой уникальной российской системы оружия. А на мировом рынке такая независимая экспертиза стоит, мягко говоря, очень дорого.
Не буду слишком удивлен, если выяснится, что обмен мнениями по военно-техническими вопросам одной только темой С-400 не ограничился. Ведь на горизонте маячит куда более мощная система ПВО/ПРО почти космического радиуса действия С-500, о возможности поставки которой на экспорт уже объявили российские официальные лица.
Есть и другие наметки такого же рода. Турки, например, вряд ли самостоятельно потянут боевую авиацию пятого и шестого поколения. А тем более палубные истребители для своих новых десантных кораблей класса «Анадолу», которых коварные янки оставили без Ф-35Б. Да и свои старенькие Ф-16 им надо чем-нибудь заменять.
Но, само собой разумеется, российское руководство не может и не будет раздавать направо и налево самое совершенное оружие кому попало только ради денег. Думаю, что такой вариант можно сразу исключить, как совершенно фантастический. Россия себе не враг.
И если в случае с турками военно-техническое сотрудничество Москва явно намерена продолжать, то это уже, само по себе, сигнализирует о неплохих совместных геополитических перспективах для России и Турции. Настолько неплохих, что на их фоне кое-какие региональные «шероховатости», из которых кое-кто старается раздуть вселенскую катастрофу, выглядят не очень серьёзно.
Кстати, именно поэтому в Сочи ни Путин, ни Эрдоган не стали публично акцентировать тему непризнания Анкарой российской принадлежности Крыма. Хотя именно этот вопрос не просто подогревался, а буквально поджаривался накануне встречи на сковородках «добролицых» СМИ, которые просто кипятком исходили в предвкушении российско-турецкой корриды. Но этого явно не случилось.
И не могло случиться. Потому что во главе этих двух стран, стоят не «агенты мирового империализма», типа Зеленского, а вполне нормальные национально ориентированные руководители. Каждый из которых, хотя и исходит из интересов своего государства, уже только в силу этого факта способен понять собеседника и найти с ним общий язык. Ибо у двух таких крупных и соседних стран, как Россия и Турция просто не может быть таких интересов, которые вынуждали бы их враждовать друг с другом.
Ну да, не может пока Россия признать независимость турецкого Северного Кипра. Не сложилась еще подходящая ситуация. Вот и Эрдоган не торопится с признанием российского статуса Крыма и, примерно, по тем же соображениям. Дело, так сказать, обоюдное. А вообще, умные люди знают, что политика это наука возможного. И потому странно требовать от визави того, чего сам не можешь ему дать.
Что же касается апокалиптических пророчеств всевозможных «экспертов» насчет якобы неизбежной очередной русско-турецкой войны, то всегда полезно знать, кто именно им платит и под чью дудку они пляшут.
Юрий Селиванов
Комментариев нет:
Отправить комментарий