Канцлер Олаф Шольц должен либо платить за российский газ на условиях Владимира Путина, либо столкнуться с болезненными экономическими последствиями отключения газа.
В 2018 году правительственные чиновники Германии разыграли масштабную нехватку природного газа. С приближением реального дела уроки отрезвляют. Некоторые больницы, дома престарелых и тюрьмы были вынуждены закрыться; компании закрываются; домашний скот оставили умирать; исчезли сотни тысяч рабочих мест; Согласно официальному отчету антикризисного управления, было введено нормирование для домашних хозяйств.
Всего через несколько недель Германия столкнется с той же дилеммой, с которой несколько дней назад столкнулись Польша и Болгария: платить за российский газ на условиях Владимира Путина, фактически нарушая европейские санкции, или смотреть, как Кремль закрывает вентили.
Отказ от российского газа звучит как блестящий политический лозунг, но на самом деле это неисчислимый экономический ущерб для Германии. Не будем приукрашивать: рецессия будет жестокой. Читая уроки 2018 года и общаясь с теми, кто в нем участвовал, я бы не хотел оказаться на месте канцлера Олафа Шольца.
Путин по-прежнему блестяще играет на энергетическом рынке, используя слабости многолетней близорукой европейской политики. Прямо сейчас у Германии есть только плохие варианты — и варианты еще хуже.
И Берлин, и Москва орудуют газовым оружием, только с разной скоростью. Германия намерена со временем прекратить покупать российский газ, возможно, к 2024 году, а тем временем найти дополнительные источники и построить инфраструктуру для импорта сжиженного природного газа из США и Ближнего Востока. Россия делает обратное: держит в руках оружие сейчас.
К настоящему времени Путин фактически списал свой газовый бизнес с Германией. Либо через четыре недели, либо через 24 месяца Россия знает, что не будет продавать энергию Берлину. Таким образом, Кремль вынуждает Шольца сделать болезненный выбор, а Путин обращает часть экономического оружия, направленного против его режима, в свою пользу.
Кремль сказал своим европейским покупателям газа, что если они хотят продолжать получать российский газ, они должны платить за него через счет в Газпромбанке, кредиторе, контролируемом государством. Платеж включает в себя двухэтапный процесс с двумя счетами, один в евро и один в рублях. Первый шаг – оплата в евро; второй — его конвертация в рубли для счета клиента. Только после завершения этой конвертации, технически касающейся российского ЦБ, платеж считается выполненным.
Германия – и Франция, и Италия – никогда не собирались сейчас вводить эмбарго на российский газ. Санкции против центрального банка были направлены на то, чтобы лишить Путина доступа к миллиардам долларов в валютных резервах, а не на прекращении платежей за газ. Но Путин изменил ситуацию: теперь он применяет против них санкции ЕС, заставляя их вести дела с центральным банком в рублях.
Если Берлин, Париж и Рим позволят продолжать платежи, они проявят собственное лицемерие, открыв брешь, которая продвинет политическую стратегию Кремля «разделяй и властвуй». Они также покажут, что ЕС готов продолжать еженедельно платить России миллиарды евро, поддерживая курс рубля и субсидируя его армию. Хуже того, это будет не последняя уступка. Путин будет использовать слабость газа для большего. Теперь это рублевые платежи; завтра может быть вопрос об отмене санкций или военной помощи Украине.
Если Берлин и другие столицы будут следовать букве своих санкций, выплаты не могут продолжаться. Но это означает принятие газовых санкций, которые они не собирались вводить – по крайней мере, пока. Это будет означать огромные экономические и социальные издержки и может привести к тому, что европейская общественная поддержка Украины ослабнет. В четверг Шольц заявил, что Германия готова к прекращению поставок. «К этому надо готовиться, и мы начали это еще до того, как разразилась война. Мы знаем, что должны делать».
Это не просто краткосрочная проблема. Если Германии удастся со временем найти замену газу, то цена будет намного выше. Эпоха дешевого российского газа, подпитывающего экономику Германии, закончилась. Немецкие энергоемкие компании, как и ее химические гиганты, не могли конкурировать на мировом рынке. Германия столкнется с болезненным выбором будущего своей промышленной экономики. Нанеся на этой неделе в первую очередь Польшу и Болгарию, Путин показал, что он не блефует. Варшава и София не покупают много российского газа. Из примерно 155 миллиардов кубометров, купленных ЕС в прошлом году у России, на Польшу пришлось около 10 миллиардов кубометров, а на Болгарию - 3 миллиарда кубометров. Закрытие предприятия обходится России очень мало с точки зрения потери доходов. Но это посылает четкий сигнал Германии. Шольц сталкивается с ужасной дилеммой. Я утверждал, что европейский импорт газа лицемерен , финансирует военную машину Кремля и неустойчив, оставляя ЕС на милость Москвы. Но я пишу эти строки из Вашингтона, где газа много и он дешевый, и легко занять высокие моральные позиции. Тем не менее, я не вижу другого выхода, кроме как прекратить выплаты в конце мая и столкнуться с последствиями. Время вышло.
- Намайева дэс
- Сегодня 21:42
Готовьтесь.Раз решили самоубиться за Украину!- Намайева дэс
- Сегодня 21:45
Немцы ведут странную игру. Их ПХГ заполнены на 30%, но они реверсом качают газ в Польшу у которой ПХГ заполнены на 75%. У них конечно есть туз в рукаве в виде СП-2. Могут еще и поляков прогнуть и задействовать Ямал-Европа. Но будет ли газ чтобы все трубы заполнить? То есть они хотят нажиться на полках.И у них есть уверенность что они с Путиным договорятся? И это после поставки тяжелых вооружений на Украину? Почему они так рискуют?