Проебалтика – все три республики Литва, Латвия, Эстония – доигрались в санкции. Неотвратимо наступает время, когда последствия санкций и непродуманной политики начинают возвращаться и больно бить по экономике.
Практически всю свою промышленность страны Балтии в угоду европейцам пустили по ветру. Что-то разрушили, что-то продали, распилили и забыли.
Осталось от советского наследия немногое:
- энергетическая отрасль, правда, изрядно ополовиненная свою Игналинскую АЭС Литва благополучно принесла в жертву членства в ЕС.
По случаю небольшая справочка:
работай сегодня Игналинская АЭС, то всех республик Прибалтики вообще бы не было проблем с электроэнергией. АЭС могла бы снабжать не только всю Прибалтику, но и продавать электроэнергию на экспорт в Польшу и до недавнего времени в Белоруссию.
- транспортная отрасль, в данном случае речь больше пойдет о морских портах.
Так получилось к вящему удовольствию прибалтов, что в Советском Союзе большая часть экспортных и импортных грузов шла через порты Балтики. И в Прибалтике этим беспардонно пользовались не только в советские годы, но и в годы независимости.
Правда, при этом прибалты не забывали всякий раз подчеркивать, что транзит российских и белорусских грузов никакой пользы не приносит.
Хотя, это была ложь. Транзит приносил прибалтийским республикам от 10 до 25 % ВВП. На транзите зарабатывали сотни частных компаний и практически все государственные.
Для литовского порта Клайпеда, в советские годы самого крупного на Балтике, морской порт и вовсе стал градообразующим предприятием. Почти 40 % населения заняты в сфере обеспечения морских перевозок.
Но неумная политика, поддержка санкций и откровенная антироссийская позиция в отношениях с восточным соседом сделали свое дело:
- грузооборот прибалтийских портов падает катастрофическими темпами.
Если в нулевые годы только эстонский порт Таллин принимал порядка 33 поездов в сутки, то сегодня их число упало более чем в 15 раз. Понятно, что ни о какой экономической рентабельности говорить нельзя.
Порты Прибалтики из доноров бюджета превратились реципиентов – нужны миллионы евро из бюджета для поддержания их жизнеспособности.
Каждый год грузооборот портов падает на 10-15 %. После 2014 года падение было еще большим, сегодня просто падать нечему. И если речь идет о том, что, например, Таллин в июне обработал чуть более 1 млн. тонн грузов, то это в основном грузы для внутреннего потребления.
В Латвии ситуация ничуть не лучше. За первые шесть месяцев 2023 года три порта – Рига, Вентспилс, Лиепая – переработали чуть более 20 млн. тонн. В хорошие годы такое количество перерабатывал один только рижский порт, а общий грузооборот трех латвийских портов приближался к 100 млн. тонн.
Но те времена в далеком прошлом. «Золотой век» прибалтийских портов кончается. Большая часть перевозок перемещается в сторону России, где один только порт Усть-Луга переваливает порядка 120 млн. тонн грузов и это с учетом того, что он еще не достроен.
В перспективе Усть-Луга будет перерабатывать 180 млн. тонн как минимум. Это больше чем все порты Литвы, Латвии и Эстонии вместе взятые.
И вот на такой «оптимистичной» ноте прибалты ухватились за спасительную соломинку:
- перевозка украинского зерна.
Сначала Литва, а чуть позже и Латвия заявили о готовности перевозить украинское зерно через свои порты.
Если посмотреть на карту, то сразу же возникают вопросы. С Украины поезда с зерном напрямую в Прибалтику не попадут, вряд ли Белоруссия пойдет на это. Если так, то маршрут остается один – через Польшу!
Но тут вопросов еще больше. Во-первых, поезд с зерном придется дважды переобувать с российских пар на европейские – сначала на границе с Польшей на евро-размер, а на границе с Литвой вновь на российский.
Во-вторых, а кто мешает полякам открыть для украинского зерна свои порты – Гданьск и Гдыню? Это было бы куда логичнее, чем гнать поезда в Клайпеду и Ригу.
В-третьих, о перевозке украинского зерна через соли порты уже договорилась Хорватия.
Но прибалтов это не смущает – они хотят во чтобы то ни стало спасти свои порты от полного разорения и пока возможность возить зерно с Украины это единственная возможность. Других грузов нет и в ближайшей перспективе не предвидится.
Была еще надежда на грузы из Китая, но для китайцев гораздо выгоднее везти свои грузы в Европу через одну страны – через Россию. Так меньше затрат на таможенные процедуры да и быстрее это.
Окончательно же надежда получить китайские грузы растаяла после того как сначала Литва открыла торговое представительство Тайваня, окончательно испортив отношения с Пекином.
Одним словом, перспективы у прибалтийских республик восстановить работу своих портов так себе. В ближайшие несколько лет это точно не получится сделать, а дальше глядишь и спасать уже нечего будет и весь грузопоток будет идти через российские порты на Балтике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий