Эммануэль Макрон рискует войти в историю как президент Франции, при котором развалилась неоколониальная империя Парижа в Африке. Где те времена из фильма «Профессионал», когда французы чувствовали себя на африканском континенте как дома?
Выход сразу трех стран Африки из блока ECOWAS знаменует собой серьезный удар по влиянию Франции в Африке. Собственно, синхронное заявление о тройном выходе и нацелено показать, что в Буркина-Фасо, Мали и Нигере с Парижем больше не считаются. Кстати, вытеснение Франции в Африки можно рассматривать и как демонтаж Pax Americana в миниатюре.
В воскресенье, 28 января, сразу три африканские страны Буркина-Фасо, Мали и Нигер объявили о выходе из ECOWAS.
Как сообщил нигерийский канал TVC News со ссылкой на официальное заявление Буркина-Фасо, Мали и Нигера, они заявили, что поддерживают свою организацию «Альянс стран Сахель». Сахель — регион между Сахарой и плодородными землями к югу от пустыни, охватывающий 12 стран и около 300 миллионов населения.
Руководство ECOWAS в тот же день обнародовало коммюнике по поводу заявления Буркина-Фасо, Мали и Нигера.
«Комиссия Ecowas так и не получила никакого официального уведомления от 3 стран-членов после того как они заявили о намерении выйти из состава Сообщества», — сообщила ECOWAS.
А дальше в ECOWAS пообещали увещевать «тройку несогласных», уговаривая в стиле «Вернись, я все прощу!»
Если отбросить политическую эквилибристику, то ECOWAS — это «прокси» для Франции и США в Западной Африке. Что бы там ни говорили про «экономическое сотрудничество», но это «сотрудничество» подкреплено еще и серьезным военным контингентом.
Региональная организация ECOWAS (расшифровывается как Экономическое сообщество стран Западной Африки) была создана в 1975 году в Лагосе, Нигерия. В состав ECOWAS вошли 15 стран, в 1977 добавилась Кабо-Верде, в 2000 году из организации вышла Мавритания. Руководящий орган ECOWAS — комиссия, включающая президентов и глав правительств стран-участников.
Пост президента комиссии ECOWAS с 2022 года занимает Омар Алиу Туре, бывший представитель Гамбии в ООН. Вице-президент — Дамтьен Л. Чинчибиджа. Вице-президент ECOWAS много лет руководила программами Агентства США по международному развитию (USAID) и Мирового банка. Всем понятно, чью политическую линию она проводит?
1975 год — неслучайная дата. В 1974-м президентские выборы во Франции благодаря маневру Жака Ширака (голлисты «Союз демократов в защиту республики») выиграл правый Валери Жискар д’Эстен (конфедерация партий «Союз за французскую демократию»), занимавший Елисейский дворец один срок, до 1981 года.
Новая администрация Елисейского дворца отправила заниматься французскими интересами в Африке правого политика и бизнесмена Шарля Паскуа (1927 — 2015). Паскуа прославился тем, что действовал по принципу «Вижу цель — не вижу препятствий», вмешиваясь во внутренние дела, организовывая перевороты и десантируя Иностранный легион, когда того требовали интересы французского капитала.
Методы Паскуа хорошо знакомы отечественному зрителю, по мотивам его деятельности в Африке знаменитый французский режиссер Жорж Лотнер снял фильм «Профессионал» (1981) с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Впоследствии в 2000-е Паскуа оказался в центре громкого скандала. За незаконные поставки оружия в Анголу в нарушение эмбарго Верховный суд Франции приговорил Паскуа к одному году условно. Но это только то, что удалось доказать.
Именно в этот период и была создана ECOWAS как «зонтик» для французских интересов в Западной Африке. С тех пор Франция вмешивалась в дела стран Западной Африки, формально действуя от имени ECOWAS, т. е. якобы от имени 15 стран-членов.
Выход сразу 3 стран из ECOWAS говорит о том, что у Парижа серьезные проблемы — он теряет позиции в Африке, которая во времена Паскуа считалась вотчиной Франции.
Для сравнения, еще чуть более 10 лет назад одной угрозы отправить военный контингент ECOWAS было достаточно, чтобы остудить самых горячих африканских парней. В 2012 году стоило руководству ECOWAS пригрозить вводом контингента, как военная хунта, захватившая власть в Гвинея-Бисау, резко сдала назад и вернула на место предыдущего президента. Аналогично в 2012 году военная хунта во главе с капитаном Амаду Саного захватила власть в Мали. Но после угрозы отправить военный контингент под мандатом ECOWAS военные Мали очень быстро согласились передать власть гражданской администрации.
Но это было вчера. А сегодня военные лидеры Буркина-Фасо, Мали и Нигера вальяжно посылают ECOWAS вместе с Парижем «куда Макрон телят не гонял». После переворота в Нигере (26—28 июля 2023 года) ECOWAS пыталась «давить авторитетом», только безрезультатно. Не помогли ни угрозы отправить военный контингент под эгидой ECOWAS, где заявили, что уже определились с датой вторжения, но держат ее в секрете. Так до сих пор и держат.
Да и угрожающие заявления Макрона («Мы поддерживаем дипломатическую, а если будет решено, то и военную активность ECOWAS» так и остались «гласом вопиющего в Елисейском дворце».
В ответ власти Нигера разрешили Буркина-Фасо и Мали разместить свои войска на своей территории, дав понять, что готовы втроем отражать вторжение.
Кстати, не стоит за чистую монету принимать «крокодиловы слезы» Парижа из-за того, что Буркина-Фасо, Мали и Нигером управляют военные, пришедшие к власти «недемократическим» путем. В 2012 году французы с помощью манипуляций не дали вернуть власть законному президенту Мали Амаду Тумани Туре, взамен поставив во главе страны своего человека. Так что «чья бы корова мычала» с Елисейских полей.
Понятно, что процесс вытеснения Франции начался не вчера. Выход сразу 3 стран из ECOWAS — просто кульминация. В последние годы о том, что французов подвинули то там, то здесь, свидетельствовали многие внешне не связанные между собой новости из Африки. Вот и за считанные дни до заявления «тройки» из ECOWAS стало известно, что первая группа военнослужащих «Африканского корпуса» Минобороны России прибыли в Уагадугу, столицу Буркина-Фасо.
Да и «Альянс государств Сахеля» создали аккурат после визита в этот регион замминистра обороны РФ Юнус-Бека Евкурова.
В ECOWAS, конечно, возмущаются. Вернее, это возмущаются в Париже. Но поделать ничего не могут. В плане военного и политического влияния Париж «уже не торт». Вот почему, если раньше отправляли военный контингент, то теперь ограничиваются письменными сожалениями и «озабоченностями». А Макрон имеет хорошие шансы войти в историю как президент Франции, при котором развалили неоколониальную «империю» Парижа в Африке.
EurAsia Daily
Комментариев нет:
Отправить комментарий