Ох, не люблю данную тему, но интересно поставленные вопросы (провокационные, чего уж тут) завлекают, особенно когда заставляют «думать в точку», т.е. стараться найти саму суть. Не отвлекаясь на второстепенное, в теме «утомивших всех мигрантов» – чаше всего на ложное, негодное, отвлекающее или откровенно деструктивное. На грани расизма, экстремизма и шовинизма. Последнюю неделю градус мигрантофобии начал брать исторические рекорды, тщательно подогреваемая «дискуссия» активно поддерживается квасными патриотами и нашими смертельными врагами. Что само по себе ... факт красноречивый. Требующий тщательного изучения.
Дабы не обижать добрых русских людей, считающих себя патриотами и готовых примерить эпитет «квасной – даю сноску. Таковыми считаю безответственных персонажей, для коих решение миграционной проблемы России (действительно безобразной и системной) сводится к простейшим запретительным мерам. При ближайшем рассмотрении чреватым ещё большей коррупцией, либо превращающим наше государство в подобие Третьего Рейха.
Начиная с лозунгов «чемодан – вокзал – Душанбе», заканчивая визовым полицейским режимом трудовых концлагерей с комендатурами и комендантским часом, лающими овчарками вокруг ночлежек, где после заката обязаны собираться трудовые мигранты в оранжевых жилетах или робах. И читать хором Пушкина с Достоевским. Столь же неприятны защитники существующих порядков с воплями «кто будет работать дворниками, таксистами, курьерами и пособниками на стройках», пытающиеся обосновать миграционный неконтролируемый поток то «многонациональностью России», то угрозой галопирующей инфляции. Мол, ленивым русским придётся платить в разы больше, нежели дармовым и непритязательным азиатам.
Ещё раз повторюсь, подобные дискуссии без попытки подойти к проблеме основательно, изнутри, научно и объективно – просто болтовня. Очень вредная и опасная, чреватая социально-политическими кризисами. На деле всё куда проще и сложнее одновременно, а настоящая реальность обязательно упрётся всего лишь в одну точку – многоуровневую коррупцию и организованное преступное сообщество. Поскольку миграционное законодательство России считается довольно суровым (местами – избыточно регламентирующим), а устройство на работу трудового мигранта коммерчески невыгодно, если соблюсти все правила: поиск специалистов, доставка, патент, тестирование, обучение, виды страхования, соблюдение прав, правил и положений Трудового Кодекса и тд. Всё ради временного найма? Серьёзно?
Вот и получается, что не соблюдая (злостно нарушая) целые пласты миграционного законодательства – рабочие руки вдруг становятся очень рентабельными, по факту наниматели используют рабский труд бесправных и молчаливых сотрудников. Не защищённых ничем ... кроме всемогущих диаспор, навострившихся «порешать» любые вопросы. От массового забвения получения разрешительных документов строго по закону, Правил охраны труда – до бытовых инцидентов и правонарушений. Даже вопиющих, вызывающих у добрых русских людей неподдельную ярость. И справедливые вопросы.
Опять-таки, диаспоры играют в тонкую игру «многонациональной и терпимой России», никогда не поднимая вопросы рабского труда своих соотечественников, их условий проживания и социальной защиты. Напротив, при любом удобном случае переводят разговор на «ущемление прав мусульманского населения», произвол полиции, шовинизм русских «ленивых бездельников», информационную гипертрофированность существующей миграционной проблемы. С требованиями поразительной наглости.
Вплоть до правовой экстерриториальности стихийных анклавов, создания традиционно-культовой инфраструктуры, запрета на вмешательство в дела общин-диаспор без консульского надзора. То есть, по всем признакам ... имеем согласованную и поощряемую «кем-то» деструктивную деятельность, разрушающую ткань существующей законности на всех уровнях.
От момента получения патентов, сдачи языкового минимума, пренебрежения санитарно-эпидемиологическими нормами и положениями Трудового Кодекса – до фактических политических требований «уважать традиции». Замечу особо, уважать и защищать не «права трудящегося», а порой чуждые многонациональному укладу России повадки и привычки глухих кишлаков, разъеденных изнутри исламским радикализмом, тотальным невежеством и отсутствием образования, архаичными законами социальной иерархии.
Предложу смотреть на проблему максимально широко, аккуратно складывая многочисленные факты не в одну корзину – а тематические отдельные. Дабы уяснить, что вполне адекватное миграционное законодательство стало либо ограничено дееспособным, либо цинично обходиться неведомыми злоумышленниками на системной основе. Итак, перед нами чётко очерченный межправительственными Соглашениями «рынок труда ЕАЭС», откуда рабочая сила черпается. Сразу говорим «стоп», дабы с изумлением найти в структуре трудовой миграции ... граждан Киргизии. У которых поголовно трудовые патенты, хотя по правилам данного Союза они не требуются.
Вывод – кто-то продаёт эти патенты несведущим гражданам Киргизии, которые не могут быть приняты работодателем в принципе. И на основании каких других документы эти мигранты стараются легализоваться? Правильный ответ: фиктивные трудовые договоры, приобретённые у теневых посредников. Что сразу отрезает данных граждан от всех прав и гарантий по соглашениям ЕАЭС, толкает в объятия тех самых «посредников», берущих на себя решение проблем с фиктивными трудовыми договорами, быстрым продлением временной регистрации. Это первый пул проблем.
Идём дальше. Что наше богоспасаемое государство навострилось барыжить трудовыми патентами – это факт общеизвестный. Только мертвящая тишина отчего-то стоит по программам обязательной интеграции, контроля и адаптации прибывающих мигрантов, хотя декларативно такая Система очерчена многими подзаконными актами. Ответ здесь тоже найдётся с лёгкостью: финансовый блок Правительства подобные «мелочи» не финансирует. Никогда. Вообще. Совсем. Диверсия ли это или хрестоматийное чиновничье головотяпство, не берусь разбрасываться обвинениями.
Законодательством прописаны механизмы «якорения трудовых мигрантов» с неимоверными трудностями сменить работодателя, но механизмы контроля волшебным образом не реализуются. Тем самым злостно нарушая саму суть процесса, обозначенную во всех программных документах Российской Федерации. Миграция там обозначена «социально-экономическим явлением», но первое понятие по дороге заблудилось и потерялось. Без бюджетного финансирования и явного нежелания заниматься вопросом краткосрочной и долгосрочной проблемой адаптации мигрантов. Хорошо, пусть так.
Но Система работает. И действует федеральное законодательство, единое для всех регионов. При этом некоторые «провинциалы» чудесно справляются с бесконтрольными перемещениями трудовых мигрантов путём регулирования стоимости трудового патента, местным контролем за работодателями, различными жёсткими квотами на привлечение рабочей силы, специальными трёхсторонними Соглашениями в треугольнике «глава региона – профсоюзы – конкретная компания/корпорация». Знаю о чём говорю, поскольку в собственном регионе дела поставлены именно так. И никто из прибывающих по квотам сезонных рабочих в тень не уходит, а представить мигранта без оформленного патента, полного пакета документов, медицинской книжки, временной регистрации и прочего ... если честно, трудновато.
Если речь о пресловутых «диаспорах», в подавляющем большинстве являющихся теми сами преступными организациями-посредниками и поставщиками нелегалов с рабским статусом – проблема тоже большей частью надуманная, либо жутко коррумпированная в определённых регионах. Поскольку после нескольких плановых проверок данных юридических лиц в статусе «общественных и некоммерческих организаций» финансовая непрозрачная отчётность со «взносами и пожертвованиями» волшебным образом региональной властью начинает контролироваться.
Что мгновенно приводит в чувство местных этнических баронов и успешных бизнесменов, вынужденных (костеря на непонятном басурманском языке шовинистическую местную власть) заниматься уставной деятельностью. Культурно-просветительской, информирующей и адаптивной. А не покрывать расползающихся по «серому» жилищному фонду прибывающих граждан со своей родины. Кстати, после нескольких демонстративных набегов санитарных врачей, сотрудников правоохранительных органов в малогабаритные «пеналы» с десятками спящих вповалку «ценными специалистами»... вопрос также решается в пользу законности, было бы желание и воля.
Не сказать, что царит идиллия, но если власть стряхивает пыль с уже имеющегося законодательства, начинает его активно применять – мгновенно исчезают тренировочные клубы с «братухами-борцухами», стихийные ночные авто-пати под лезгинку, слоняющиеся вокруг рынков и торговых центров стайки здоровенных лбов, громко лопочущих на басурманских наречиях, нагло разглядывающих молодых женщин под гомерический хохот.
Главное из личных наблюдений родной провинции – проблема мигрантов начинает испаряться, как только на неё обращают даже формальное внимание. Скучное и бюрократическое. Начиная с вызовов на беседу арендодателей, не желающих вступать с государством в честные отношения (регистрируя закордонных съёмщиков жилья). И дальше по пищевой цепочке коррупции или нежелания исполнять служебные обязанности.
Выводы
Теперь к личному и не очень компетентному мнению о решении пресловутой «миграционной проблемы». Корень бед вижу в диаспорах, но не официально зарегистрированных и персонифицированных, а стихийных и построенных на принципах организованной преступной группы. Именно последние являются питательной средой для криминала, коррупции, экстремизма и существования сотен тысяч мигрантов вне правового поля. Поэтому, котлеты от мух необходимо отделять, чем категорически не желают заниматься квасные патриоты и профессиональные шовинисты-провокаторы.
Послушать которых – должен появиться закон «больше трёх не собираться» лицам неславянской наружности. И передвигаться с биркой на одежде с QR-кодом миграционного ведомства. Господа хорошие, практически любые сообщества иноземцев на чужбине всегда склонны к самоорганизации, тесному землячеству, коллективному решению возникающих проблем.
А некоторые народности вообще тянутся к социальному стайному поведению с жесточайшей иерархией, что является лакомой средой для коррупционеров. Предпочитающих с условным «дядей Туралом» порешать вопросы частным порядком. Хотя грамотный управленец или честный оперативник монетку такого устройства «диаспоры» перевернёт мгновенно в пользу интересов государства, начав через вожака управлять всей группой. С подробным перечнем правил российского общежития и законов.
Запретить «диаспоры»? При этом разрешив прибывающим в поисках работы мигрантам свободно перемещаться по стране законный срок для выправления документов? Не смешите. Именно здесь теневые «диаспоры» мгновенно перейдут на полное нелегальное положение, но своего полузаконного ремесла не бросят. А вот тарифы поднимут в разы, продолжая помогать обманутым землякам нарушать Закон более изощрёнными методами. Какими? Опыт третьих стран (особенно Восточной Европы) показывает, что на место мигрантских этнических сообществ (при попытке ужесточения полицейского контроля) ... тут же появляются собственные ОПГ, нужного цвета кожи, с идеальными документами добропорядочных граждан.
А проблема никуда не исчезает, наоборот – приобретает более криминальные оттенки. Ещё более коррумпируя и разлагая власть, чем прежде. Так работает любая самоорганизующаяся социальная среда-система, где результат противостояния двух сил (законности и беззакония) зависит только от последовательности первой и способности приспосабливаться – второй.
Если бюрократы и чиновники желают быть коррумпированными и не боятся загреметь в места, где у эндемиков семейства собачьих на морозе хвосты отваливаются – они таковыми станут, безотносительно цвета кожи и разреза глаз зашедшего «порешать вопрос». Будь он центрально-азиатский дядя Турал или доморощенный Сидор Пафнутьевич из строительной или сервисной компании. Где власть вникает в несложные механизмы легализации и существования трудовой миграции, держит своих чиновников в страхе и ужасе – «ценные специалисты» заняты своими прямыми обязанностями согласно трудовым договорам. Учтиво здороваясь с коренным населением.
А где система правопорядка коррумпирована сверху донизу, перекрёстно опыляет потоками нала исполнительную власть с её неуёмным желанием «поддержать бизнес» – там пресловутые диаспоры (официальные и теневые) откровенно начинают качать права, требовать особый статус для своих соплеменников, тем самым ментально настраивают последних на более наглое и требовательное поведение в общественном пространстве. Дядя Турал порешает. Плати в общак долю малую, не чирикай, работай где укажут.
А где крутятся большие деньги – малых проблем не бывает, так уж устроен дикий капитализм. Порой даже губернаторы ничего не могут поделать с огромными строительными холдингами и сетевыми корпорациями, поставившими на поток использование рабского труда и наводняющие мигрантами областные центры, инфраструктурные масштабные проекты, промышленные и логистические кластеры. Попробуй кукарекнуть – из министерства мгновенно прочитают лекцию о пользе интернационализма, исполнения государевых бюджетов, вплоть до «таргетирования инфляции».
А не особо щепетильные воеводы да бояре сами понимают, благодаря кому они могут выгодно наполнить свою казну, радостно рапортуя наверх об инвестициях в городскую среду, инфраструктуру, жилищный фонд, проценты регионального ВВП. Как положено доложат, попутно усугубляя системные и неподъёмные проблемы ЖКХ выделением земли строителям, подключая их «человейники» к изношенным коммуникациям времён хана Батыя, всячески потворствуя завозу бросовой рабочей силы. А после жутких инцидентов с этнической завезённой преступностью начинают требовать «не качать скрепы» межнационального и межконфессионального мира Руси-матушки.
Не качаем. Особенно имея возможность сравнить регионы, где вопросы «диаспор» приобрели вид устойчивых преступных сообществ, а где царит железный порядок. Что сразу «миграционную проблему» переводит в плоскость не законодательного несовершенства, а усердия и склонности к коррупции конкретных служб и государевых людей.
Столь осторожное отношение к вопросу Владимира Владимировича (хоть со скрипом душевным) понимаю. Явно осведомлённого как об уровне коррупции в данной сфере, так и о последствиях безоглядного полицейского террора в логике «чемодан – вокзал – Душанбе». Если под белы рученьки выпроводить обратно миллионы «ценных специалистов» ... не поставлю и ношеной портянки на сколь-нибудь долгое существование на своих белых войлоках ханской власти тамошних бабаев. Бывшие национальные республики СССР вколотившие в полное экономическое ничто «самостийностью» и порой враждебным отношением к России. Только кто придёт на их место?
Трудолюбивые и разумные президенты типа Шавката Мирзиёева, аккуратно разворачивающего Узбекистан в русло сбалансированного сотрудничества со всеми соседями без политического скудоумия и национал-шовинизма ... либо бармалеи самого мрачного игиловского извода? Скорее поверю во второе. Поэтому Верховный и не делает резких движений, сохраняя в Средней Азии относительно лояльную нам власть. Дабы потом не проводить контртеррористических операций, гоняя басмачей по пескам и горам.
Не может у сложной проблемы простых решений. И пока коррупционное лобби не будет выжжено калёным железом из всех структур власти и бизнеса, так или иначе кормящихся с рабского труда мигрантов – любые предлагаемые меры будут полумерами. А организованная преступность выйдет на качественно новый уровень. Что делать? Как в решении любой управленческой задачи: разбить на составляющие, не допускать нагромождения новых частных проблем, устранить лишние заинтересованные центры влияния.
Кто кормится от неконтролируемой миграции? Туда и смотреть нужно, в теневую экономику строительных корпораций, различных агрегаторов, логистов, маркет-плейсов и сферу услуг с большим оборотом наличности. Для начала проведя действующее законодательство через пыточные подвалы антикоррупционной экспертной системы. Не будет фактически узаконенного лоббизма по образу и подобию западного – постепенно растворятся прочие связанные с ним проблемы. Миграционные – в первую очередь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий