Среди «мирных инициатив», которые может предпринять избранный президент США, часто называют рукотворное обрушение цен на нефть до 40 долларов за бочку. Мол, таким образом Дональд собирается лишить Россию доходов и принудить к миру с Киевом.
По сути дела, это некая реинкарнация мифа, согласно которому Рональд Рейган в 1980-е уронил стоимость энергоносителей и так разрушил Советский Союз.
Возможно ли сейчас подобное развитие событий? В той части, что США способны нарастить добычу нефти и реально понизить цены, – да. А вот в отношении влияния этого на Россию – очень вряд ли.
СССРразвалила не стоимость экспортного сырья, а массовое предательство в высших эшелонах власти, повальная коррупция на уровне республик и регионов, завмаги и товароведы. А с отдельно взятым снижением доходов от продажи нефти СССР справиться мог бы, тем более что даже в 1991 году экономика у нас продолжала расти, несмотря на массовые акты саботажа, которые устраивало и центральное правительство.
Что будет значить резкое падение цен на нефть? Во-первых, мощнейший удар по экономике множества стран, в первую очередь на Ближнем Востоке, где от нефти зависит буквально всё. Отношения этих стран с США сейчас и так не очень хорошие, хотя формально они остаются союзниками.
А Трамп позиционирует себя как друг этих государств. И будет как-то странно ему ввергнуть их в кризис. Там явно этого не поймут и будут противодействовать вместе с Россией, что ещё больше укрепит её отношения с Глобальным Югом.
Для самих США падение цен на нефть тоже может быть разрушительным. Сланцевое топливо, на которое делают сейчас ставку в Америке, сложно добывается, имеет высокую себестоимость. И падение до 40 долларов поставит эту нефть на грань рентабельности, а может, и ниже. Выгодно ли это будет американским нефтяникам? Только в том случае, если они будут получать субсидии от государства, но у США бюджет с огромным дефицитом и долгом. Заливать деньгами нефтянку ради удержания вряд ли получится. Ну, может, хватит финансов на какое-то время, но это приведёт к новому витку инфляции.
Кстати, сланцевые скважины не так просто «распечатать», многие из них придётся бурить заново, а бурение там тоже сложное и дорогое.
Для Европы падение нефти тоже не будет означать ничего хорошего. Цены на топливо если и снизятся для европейцев, то совсем немного, потому что в них заложено много всяких акцизов и налогов.
Для химпрома падение цен тоже будет как мёртвому припарка. Эта отрасль любит стабильность – если что-то там остановлено, запустить снова будет дорого и сложно. И вряд ли выгоды от дешёвого сырья смогут перекрыть издержки. Убытки понесут и трейдеры на биржах, а вот это может быть очень больно для «финансовых экономик».
Что касается России, проблемы, конечно, будут. Но ничего такого, с чем мы не сталкивались ранее и не справлялись. Внутренних резервов у России много, задействованы ещё далеко не все. На ход СВО цена не повлияет.
Многие скажут, что такой ход пусть и рискованный, зато вполне в духе Трампа, который привык рубить с плеча и ищет простые решения. Но Дональд вовсе не дурак и должен взвешивать последствия. США от такого шага не получат ничего, кроме усугубления бюджетных проблем, убытков нефтяников и ухудшения отношений со многими странами мира. Стоит ли Украина всего этого в глазах Трампа? Очень сомневаюсь. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий