2
Представители Дании, Ирландии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Финляндии, Чехии, Швеции и Эстонии предложили ввести санкции против российских производителей металлов и ограничения на импорт их продукции, передал Reuters.
По данным агентства, предложения Еврокомиссии (ЕК) по следующему, 16-му пакету санкций, будут представлены во второй половины января. Ранее в 2024 году США и Великобритания уже ввели запрет на импорт российского алюминия, меди и никеля, однако ЕС этого еще не сделал.
Я обратился к аналитикам с вопросом о потенциальных действиях российских металлургических компаний в случае реализации европейских санкций.
— Российские металлургические компании фактически уже переориентируют сбытовые потоки с Европы на Азию: они озаботились этим, едва только власти Европейского союза, США и Великобритании стали вводить санкции против России.
Конечно, в ЕС многие понимают, какими проблемами чреваты санкции против цветных металлов из нашей страны, ведь в Старом Свете объемы их производства, мягко говоря, не те и падали на протяжении последних 15 лет, — подчеркнул промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Кто из государств является крупнейшими поставщиками алюминия, меди и никеля в Европу? Как запрет на поставки из России скажется на мировых рынках этих металлов?
— В ЕС много алюминия поставляется из России, Китая и Ближнего Востока, меди — из России, Чили, КНР, никеля — из России, Индонезии и Китая. Потенциальное эмбарго может привести к скачкам ценам, но они скорей всего долгими не будут. По сути, можно ожидать перераспределения роли поставщиков между отдельными государствами и ничего более.
Производит ли ЕС достаточное количество стали, чтобы заместить поставки из России?
— Ключевыми поставщиками стали в Европейский Союз являются Индия, Турция, Южная Корея, Вьетнам, Тайвань и Китай, поэтому есть из чего выбрать. Единственное исключение — слябы (полуфабрикат в виде толстой стальной прямоугольной заготовки — «СП»), необходимые для выпуска плоского проката, их заменить европейским металлургическим предприятиям будет непросто.
Один из источников Reuters, знакомый с ходом идущих дискуссий, заявил, что в качестве альтернативы санкциям Евросоюз может ввести запретительно высокие тарифы на российские металлы. Будет ли в таком случае Россия продолжать поставки металлов в ЕС или это будет очень невыгодно и будет проще перенаправить экспорт на другие рынки?
— Возможны три сценария развития событий: российские металлургические компании будут продолжать экспорт цветных металлов, банально включив пошлины в свои цены и тем самым переложив их на европейских потребителей. Второй вариант — постараются увеличить продажи в Азию, третий — своеобразный «сплав» из двух вариантов. Как мне видится, наиболее вероятен третий сценарий.
Продолжил тему политолог, президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов.
— Ничего невозможного нет, в конце концов не только на западном мире замкнулись рынки черных и цветных металлов. Сейчас основные события в сфере применения металлов, в том числе в инфраструктурном строительстве и модернизации гражданского и военного секторов, происходят в странах Третьего мира, то что называется Глобальным югом.
Это похоже на ситуацию с российской нефтью и газом — Россия смогла найти новые рынки сбыта энергоносителей, потому что они нужным всем. То же самое с промышленными металлами и изделиями из них. Они являются одними из столпов, на которых держится все мировое потребление.
Более того — отнюдь не вся российская металлургическая продукция продается в виде необработанных изделий. Часто это достаточно сложные агрегаты, которые уже прошли высокую степень передела в России, к примеру, это может быть корпус для атомного реактора.
Поэтому я предполагаю, что экспорт промышленных металлов переориентируют. Конечно, при этом будет переходный период, который достаточно болезненно будет восприниматься производителями.
Если Россия переориентирует поставки меди, алюминия и никеля, то это могут ли эти поставки направиться в Юго-Восточную Азию?
— Да, так как это основный центр роста. Там существует серьезная потребность в промышленных металлах, которой нет, например, в африканских странах, которые пока еще не настолько индустриализированы.
В целом, от введения санкций против металлов российские металлургические компании не обанкротятся, так как у сырьевых организаций есть высокая доля природной ренты (дополнительный доход, который получается от применения ограниченных природных ресурсов сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал — Ред.), которая применяется для обеспечения большей себестоимости.
Будет ли сложно в случае введения санкций самим европейцам?
— Да, потому что переделы, особенно первые (к примеру, выплавка чугуна из железной руды), получение алюминия и титана сопряжены с большим количеством энергии. При этом электроэнергия, газ и коксующийся уголь должны быть максимально дешевым. Сейчас страны, которые потеряли нормальные взаимоотношения с Москвой, лишились поставок трубного газа из России.
Достаточно посмотреть на современную Германию, где в отставку ушло правительство Олафа Шольца, а экономический кризис будет только развиваться.
Поэтому для европейцев масштабные ограничения импорта российских металлов будут существенным ударом. Они постараются найти какие-то заменители, возможно, из Китая, но с другой стороны, ЕС с КНР в последнее время не в самых лучших отношениях, например, продолжается спор по пошлинам на электромобили.
Поэтому нас ждет мир торговых войн. Он будет резко отличаться в противоположную сторону от мира глобального экономического сотрудничества, который мы наблюдали на протяжении последних десятилетий с момента основания Генерального соглашения по тарифам и торговле (1947) и его наследника, Всемирной торговой организации (1995).
Крупнейший украинский производитель стали «Метинвест» в середине декабря прекратил добычу угля возле Покровска. Может ли нарушение поставок украинского коксующегося угля в Европу усугубить обстановку после введения санкций?
— Украина была нацелена на поставку европейцам не коксующегося угля, а готовых металлов. Они применяли уголь для собственного доменного передела. Конечно, это все будет нарушено, Украина в случае потери коксующихся углей не сможет уже обеспечить столь низкую себестоимость для производства черных металлов и изделий из них.
Если ЕС введет запрет на импорт российского урана, то как это может повлиять на Францию?
— Для Парижа это создаст серьезную проблему, так как собственных месторождений на их национальной территории уже давно нет. Последние несколько десятилетий французская сторона рассчитывала на поставки африканского урана, но с крахом целого ряда неоколониальных профранцузских режимов французские импортеры будут платить гораздо больше за этот ресурс.
Георгий Смирнов
«Потребуются годы»: В США вынесли приговор украинскому ВПК
Украина, ожидая сокращения оружейных поставок после смены власти в США, делает ставку на производство собственных БПЛА, но и в этом проигрывает России, сообщает корреспондент The Wall Street Journal Ян Ловетт.
«После того, как избранный президент Дональд Трамп вступит в должность в январе, поток оружия из США может иссякнуть, что только усилит зависимость Украины от своих стартапов в области оборонных технологий», — пишет он.
Как отмечает WSJ, Киев не может сравниться с Москвой в объемах оружейного производства, не в состоянии обеспечить оборонной отрасли уровень господдержки, сравнимый с российским, и сильно зависит от поставок с Запада, а теперь еще и от частных компаний, которые в основном занимаются производством беспилотников.
Не получая денег от государства, предприниматели рассчитывают на сторонние вложения, но западных инвесторов, готовых рискнуть своими деньгами ради такой цели, совсем мало.
В качестве примера WSJ приводит данные с украинской платформы Brave1, созданной для привлечения капитала в местные оборонные стартапы: на недавно проведенной там конференции из тысячи человек в аудитории только четверо подняли руки, когда их спросили, выписывали ли они чек украинской оружейной компании.
При этом себестоимость украинского оружия постоянно растет.
«Постоянные отключения электричества и работающие генераторы увеличивают затраты. Многие владельцы недвижимости не соглашаются сотрудничать с производителями дронов из опасений, что их объекты станут целью для российских ударов», — говорится в материале.
Что касается боевого применения, то непрерывно совершенствующиеся российские беспилотные системы и средства РЭБ делают украинские разработки бесполезными одну за другой. «Это гонка, и не многие компании способны выдержать такой темп», — приводит издание слова министра цифровой трансформации Украины Михаила Федорова.
По мнению журналиста WSJ, в таких условиях Украине потребуются еще годы и миллиарды долларов, чтобы создать оружейную промышленность масштаба России.
Ранее избранный президент США Дональд Трамп заявлял, что Владимир Зеленский должен готовиться к заключению соглашения по завершению конфликта на Украине. Он также добавил, что Киеву не должны были разрешать удары дальнобойными ракетами вглубь территории России, назвав это плохим решением, которое можно пересмотреть.
Россия считает, что поставки вооружений Украине мешают урегулированию и напрямую вовлекают страны НАТО в конфликт. Глава МИД Сергей Лавров отмечал, что любые грузы, которые содержат вооружение для Киева, станут законной целью для России. По его словам, США и НАТО напрямую участвуют в конфликте, в том числе не только поставками оружия, но и подготовкой кадров на территории Великобритании, Германии, Италии, других стран. В Кремле заявляли, что накачивание Украины оружием со стороны Запада не способствует переговорам.
Читайте также: «Дуэль» с участием «Орешника»: оснований для хорошего настроения и шуток у Запада немного
Комментариев нет:
Отправить комментарий