среда, 6 августа 2025 г.

ГЛУБИННАЯ ИГРА И БЛЕФ ТРАМПА: ДВЕ ПОДЛОДКИ НЕ УГРОЗА РОССИИ. В ЧЁМ ТАЙНЫЙ СМЫСЛ ЭТОЙ ПЕРЕДИСЛОКАЦИИ?








Индия резко отреагировала на решение США ввести дополнительные пошлины в размере 25% на импорт из Индии в ответ на продолжающиеся закупки российской нефти. Таким образом, общий размер пошлин для Нью-Дели составил 50%. Власти страны назвали меры Вашингтона несправедливыми и необоснованными, подчеркнув, что Нью-Дели будет отстаивать свои национальные интересы.

В официальном заявлении Министерства иностранных дел Индии отмечается, что покупка нефти у России осуществляется на рыночных условиях и является необходимой для обеспечения энергетической безопасности населения страны, насчитывающего 1,4 миллиарда человек.

Крайне прискорбно, что США решили ввести дополнительные пошлины на Индию за действия, которые ряд других стран также предпринимают. Эти меры являются несправедливыми, необоснованными и неприемлемыми

– говорится в комментарии МИД Индии.

Индийские власти подчеркнули, что не намерены отказываться от выгодных для экономики энергетических соглашений, и заявили о готовности принять «все необходимые меры» для защиты своего суверенитета и экономической стабильности.

Повышенные пошлины были введены по решению президента Дональда Трампа, который вновь занял пост главы Белого дома в январе 2025 года. По словам представителей администрации, аналогичные меры могут быть распространены и на другие страны, продолжающие импорт российской нефти, несмотря на действующие санкционные ограничения.

Мировые рынки отреагировали на решение США ростом цен на нефть. Согласно данным агентства Reuters, после объявления о новых пошлинах фьючерсы на нефть марки Brent подорожали на 80 центов, или 1,2%, достигнув отметки $68,44 за баррель. Американская нефть WTI также выросла на 1,2%, до $65,96 за баррель. Это произошло на фоне восстановления цен после падения до пятинедельного минимума.

Источник 

Россия более не считает себя связанной самоограничениями на развертывание ракет средней и малой дальности наземного базирования, заявил МИД России. США, по всей вероятности, были готовы к такому развороту. Однако для них стало полной неожиданностью то, что Россия обозначила еще один возможный театр военных действий. Если раньше Москва напрягалась по поводу безопасности в Европе, то сейчас она заявила: Тихий океан тоже попадает в поле зрения «запрещенных» ракет. Для США -то явилось холодным душем.

Вашингтон, декабрь 1987 года. Морозный воздух Белого дома трещал от вспышек фотокамер. Рональд Рейган и Михаил Горбачев, два архетипических врага холодной войны, только что подписали бумагу, казавшуюся чудом: «Договор о Ракетах Средней и Малой Дальности» (РСМД). Впервые в истории целый класс смертоносного оружия – наземные ракеты, способные за считанные минуты достичь городов и военных баз по другую сторону железного занавеса – должен был исчезнуть. Это был триумф дипломатии над страхом. 

Европа, годами жившая под тенью советских "Пионеров" (SS-20) с их тремя боеголовками и американских "Першингов-2", которые могли долететь до Урала за 8 минут, наконец вздохнула полной грудью. К 1991 году сварщики в Воткинске и американских арсеналах превратили в металлолом почти 2700 ракет. Мир казался чуть безопаснее.

Трещины в фундаменте: как доверие истекло

Но фундамент этого хрупкого мира начал крошиться. Как старый дом, договор РСМД не выдержал тяжести новых подозрений. Американцы к 2014 году вглядывались в спутниковые снимки российского полигона Капустин Яр, уверяя, что Москва испытывает новую крылатую ракету – 9М729 (SSC-8) – чья дальность явно нарушала 500-километровый лимит договора. 

Россия в ответ указывала пальцем на Восточную Европу: "А эти установки ПРО Aegis Ashore в Румынии и Польше? Их пусковые шахты Mk-41 – те самые, что на кораблях запускают ударные "Томагавки"! Это же прямой обход договора!" – звучали обвинения из Москвы. Дипломаты говорили на разных языках, не слыша друг друга. Доверие, тот самый клей, что держал договор, испарилось.

И тогда, в феврале 2019-го, пришел удар топором. Президент США Дональд Трамп объявил: Америка выходит из ДРСМД. Шесть месяцев спустя договор, просуществовавший более 30 лет, умер. Россия, сохраняя лицо, объявила об «одностороннем моратории»: "Мы остаемся ответственными игроками", – заявляли в МИДе. Но это была лишь отсрочка, пауза перед неизбежным. Мир вступил в эпоху ракетной неопределенности.

Август 2025: Рубикон перейден

И вот теперь, 4 августа 2025 года, в Москве падает последний символический камень. Сухой, почти бюрократический релиз МИД России: односторонний мораторий на размещение РСМД более не действует. Формулировки – технические, отсылающие к 2019 году. Но суть – тектонический сдвиг. "Ситуация в сфере безопасности кардинально ухудшилась", – гласит заявление. Что стоит за этими словами? Глаза российских стратегов видят кольцо сжатия:

В Европе: Украина, используя западные ракеты, бьет по российской территории.

На Востоке: Базы США растут на Филиппинах, в Палау, Австралии. Мобильные пусковые установки Typhon с ракетами, летящими на 2500 км, появляются у самых границ.

По всему периметру: "Двойное назначение" западных систем – ПРО, которые слишком легко превращаются в ударные платформы.

А тут еще безумный американский президент заявляет о посылке атомных подводных ракетоносцев к берегам России.

Старая логика – "мы сдерживаемся, потому что подписали бумагу" – умерла вместе с договором. Москва больше не верит в бумаги. Она верит только в силу. И в неопределенность.

Арсеналы без цепей: что теперь в рукаве?

С исчезновением последних ограничений военные заводы по обе стороны океана заработают на полную мощь. Но это не просто возврат к гонке 80-х. Это гонка в новых условиях, где правила пишутся на ходу.

Россия: Ее козырь – мобильность и новизна. "Искандеры" (до 500 км), долгое время бывшие символом угрозы для Европы, теперь могут множиться без ограничений. Но главная угроза – "девятки": ракеты 9М729, те самые, что обвиняли в нарушении договора. 

Их дальность – до 2500 км – достает всей Европы из Калининграда или глубокого тыла. А на горизонте – призрак наземной версии гиперзвуковой "Циркона", против которой современная ПРО почти бессильна.

США и союзники: Американцы не теряли времени. Их ответ – система Typhon: мобильная платформа, способная запустить и "Томагавк" (2500 км), и противоракету SM-6 (до 500 км). 

Установки Aegis Ashore в Румынии и Польше, которые Россия всегда считала "троянским конем", теоретически готовы принять ударные ракеты. Европа при этом расколота: Польша, Румыния, Прибалтика требуют американских ракет на своей земле как щита. Германия, Франция содрогаются при мысли о новых "Першингах" на своей земле, помня кошмар 1980-х. А в Азии Япония и Южная Корея, видя растущие угрозы, все активнее интегрируются в американскую систему ПРО и потенциально – ударные возможности.

Сдвиг оси: взгляд на Восток

Самое неожиданное в заявлении Москвы – резкая перефокусировка на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Десятилетиями российская военная риторика крутилась вокруг НАТО и Европы. Теперь взгляд устремлен на Тихий океан. Это не случайно, это – сознательная стратегия асимметрии.

"Вы давите на нас в Европе? Мы ответим в вашей тихоокеанской вотчине", – вот неозвученный, но четкий сигнал. Он адресован сразу нескольким игрокам:

США: "Теперь у вас два фронта для сдерживания – европейский и азиатский. Хватит ли ресурсов? Хватит ли нервов?"

Китай: "Мы видим общие угрозы (американское окружение), но и ты играешь на двух досках. Наша ракетная активность на Востоке – фактор, который нельзя игнорировать".

Япония и Южная Корея: "Иллюзия безопасности в 'американском зонтике' против одного Китая рухнула. Теперь есть и мы".

КНДР: Становится ключевой фигурой в новой игре. Самый тревожный, почти неозвученный сценарий – тень Пхеньяна. Что, если Россия передаст технологии РСМД Северной Корее? Или разместит свои ракеты "под флагом" Ким Чен Ына? Это создает "непроверяемую угрозу" для Японии, Южной Кореи и даже Гуама. Москва сохраняет дистанцию, Пхеньян получает мощь, а Запад теряется в догадках – где российская ракета, а где северокорейская? Эта неопределенность сама по себе – мощное оружие сдерживания.

Новая реальность: архитектура риска

Выход России из моратория – это не просто военно-технический шаг. Это концептуальная революция в стратегии сдерживания. Эпоха симметричных, проверяемых договоров, порожденная холодной войной, окончательно канула в Лету. На смену "архитектуре безопасности" приходит "архитектура риска".

Москва открыто заявляет: нашим главным инструментом теперь будет не ясность, а неопределенность.

Где появятся новые ракеты? Калининград? Хабаровск? Владивосток? А может, где-то еще?

Какие именно? Гиперзвуковые "Цирконы"? Ядерные "Искандеры"? Электромагнитные новинки?

На кого нацелены? Варшава? Рамштайн? Токио? Гонконг?

Чьи они? Российские? Северокорейские? Или "совместного производства"?

Эта намеренная размытость, этот "туман войны", намеренно создаваемый в мирное время, и есть новая валюта сдерживания. Чем сложнее Вашингтону и его союзникам понять намерения и возможности Москвы, тем выше риск просчета, тем сильнее сдерживающий эффект. Как метко заметил один западный аналитик: "После 2025 года стратегическая стабильность будет измеряться не мегатоннами, а мегагерцами – частотой пульса генералов, гадающих о траектории следующего испытательного пуска".

Мир после РСМД

Смерть Договора РСМД – это не конец истории, а начало новой, куда более опасной главы. Мечта Рейгана и Горбачева о мире без ракет средней дальности рассыпалась в прах. На ее руинах вырастает мир:

Для России: Мир оперативной свободы, но и огромных рисков; мир асимметричных ответов, но и потенциальной изоляции; мир усиления на Тихом океане, но и нового витка противостояния.

Для США: Мир необходимости сдерживать одновременно на двух удаленных фронтах; мир растущих затрат и сложности удержать нервных союзников в Европе и Азии; мир, где дипломатия контроля над вооружениями лежит в руинах.

Для Европы: Мир раскола и страха, зажатый между российской угрозой и американским "защитником", чьи ракеты делают ее снова полем боя.

Для Азии: Мир превращения в главную арену нового ракетного противостояния, где старые конфликты (Тайвань, Корейский полуостров) накладываются на новую российско-американскую игру.

Для всего мира: Мир, где единственным ограничителем ядерной угрозы становится не закон, а хрупкий расчет риска. Мир, балансирующий на грани, где ошибка в оценке намерений противника может иметь катастрофические последствия. Мир, вступивший в эпоху "сдерживания через неопределенность" – самую опасную игру из всех возможных.

Тени "Першингов" и "Пионеров", казалось, навсегда развеянные в 1991 году, сгущаются вновь. Только теперь они длиннее, быстрее и куда менее предсказуемы.

Источник

Азербайджан – Армения: зангезурский «Мост Трампа» – новое Гуантанамо?


Никол Пашинян и Ильхам Алиев на пути в Вашингтон


Премьер-министр Армении Никол Пашинян вылетел в Вашингтон, где, согласно официальной информации, «проведёт двустороннюю встречу с президентом США Дональдом Трампом, посвященную укреплению стратегического партнерства между Арменией и США, а также трёхстороннюю встречу с Трампом и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, направленную на содействие миру, процветанию и экономическому сотрудничеству в регионе».

Хозяин Белого дома планирует в пятницу встретиться с лидерами Азербайджана и Армении Алиевым и Пашиняном, сообщает бакинское издание Minval. Согласно опубликованной программе, на 14:30 по времени Вашингтона запланирован приём премьер-министра Армении, а в 15:20 – переговоры с президентом Азербайджана.

Предположительно в 16:00 ожидается совместное заявление лидеров трёх стран и подписание в присутствии главы Белого дома главами соседних закавказских государств некоего меморандума о намерениях заключить мирный договор. Это стало бы пиаровским достижением всячески рекламирующего себя «миротворца», крайне заинтересованного в максимальном медийном эффекте от своих телодвижений.

Известно, что, помимо Трампа и части его окружения, «мирный процесс» в Закавказье активно лоббирует Турция, выдвигающая в качестве предусловия нормализации отношений с Арменией подписание соглашения между Ереваном и Баку. Ранее в июле после встречи с Пашиняном в Абу-Даби Алиев заявил, что стороны могут завершить работу над текстом во многом уже согласованного документа в течение нескольких месяцев, чтобы затем парафировать его.


Никол Пашинян в зале заседаний парламента с картой Армении

Основное (однако далеко не единственное) Баку жёсткое требование к Еревану касается внесению поправок в Конституцию Армении, исключающей косвенное упоминание Нагорного Карабаха. Согласно легальной процедуре, для этого необходимо провести общенациональный референдум, который Пашинян и его сторонники практически гарантированно проигрывают, а потому они сейчас активно заняты фабрикацией «обходных» вариантов.

Помимо политико-правовых вопросов, «камнем преткновения» остаётся т. н. Зангезурский коридор, призванный соединить основную территорию Азербайджана с его эксклавом Нахичевань и с Турцией через территорию Сюникской области Армении (1).

В то время как в Баку настаивают на экстерриториальности соответствующего железнодорожного и автодорожного участков, перевозка грузов по которым должна быть беспрепятственной, в Ереване опасаются нежелательных последствий, включая де-факто утрату со временем контроля над частью территории страны.


В минувшем июле посол США Томас Баррак официально предложил, чтобы некая американская компания взяла бы коридор в аренду и управляла им в течение 100 лет. В свою очередь, турецкие партнёры якобы проталкивали идею о том, чтобы коридором управляла частная компания, одобренная как Арменией, так и Азербайджаном, «однако армянская сторона потребовала, чтобы компания работала и на стороне коридора, что было неприемлемо для Баку».

По словам министра энергетики Апараслана Байрактара, «в ближайшее время энергетические ресурсы и логистические маршруты будут доставляться в Турцию через Зангезурский коридор. В настоящее время электроэнергия из Азербайджана поставляется в Турцию через Грузию, но в перспективе акцент будет сделан на более короткий и прямой Зангезурский маршрут – через южную Армению и Нахичевань. Энергетические ресурсы из Центральной Азии тоже будут доставляться в Турцию через Азербайджан, в том числе по тому коридору, а из Турции – в Европу».

В любом случае планы по долгосрочному контролю Зангезурского коридора могут рассматриваться как составная часть стратегии Вашингтона по обеспечению постоянного присутствия в Закавказье на северо-западной границе Ирана, что способствует дальнейшей конфронтации с Тегераном. Согласно неподтверждённой информации испанского портала Periodista Digital, предполагаемый «Мост Трампа» в горах Сюника предусматривает размещение на территории Армении «значительного контингента США», представленного некоей ЧВК предполагаемой численностью в тысячу человек.

Об этом же пишет турецкая Aydinlik Gazetesi: «…развёртывание [в Сюнике] сил ЧВК фактически означает, что регион выйдет из-под контроля Еревана. Эти силы преимущественно будут состоять из отставных наёмников армий США и западных стран». При этом 40% доходов от коридора «будут передаваться американской компании-оператору, тогда как Армения вынуждена будет довольствоваться лишь долей в 30 %».

По словам побывавшего в июне в Турции Никола Пашиняна, «коридор не может перейти целиком под контроль Азербайджана и вопрос должен быть решен на основе принципов взаимной территориальной целостности и равенства. Вовлечение же США в проект под маской "нейтральности", судя по всему, свело возражения Пашиняна на нет». Нетрудно заметить, что до некоторой степени вся предполагаемая конструкция, в случае её реализации, будет до некоторой степени напоминать бессрочное пребывание на юго-востоке Кубы печально известной базы Гуантанамо.


Впервые концепт «беспрепятственного сообщения» в регионе в общем плане был зафиксирован чуть менее пяти лет назад, в пункте 9 заявления от 10 ноября 2020 года, подписанного лидерами Армении, Азербайджана и России по итогам «запланированного поражения» армянской стороны по итогам 44-дневной войны вокруг Нагорного Карабаха.

Согласно одной из правдоподобных версий, смысл затеваемого 8 августа в Вашингтоне действа – де-факто ревизия упомянутого заявления 2020 года некими договорённостями без участия России и ЕС, предполагающими включение США в процесс восстановления транспортного сообщения на юге Закавказья с их постоянным присутствием в регионе.

Сразу после вышеупомянутого заявления Баррака журнал Forbes назвал «зангезурскую» затею администрации Трампа «креативной» попыткой Америки усилить свое влияние в регионе. По данным журнала, потенциальный годовой доход от коридора составляет аж от 50 до 100 миллиардов долларов, и, более того, ожидается, что благодаря инвестициям в логистику объём торговли будет быстро расти.

Эти и подобные астрономические суммы, конечно, не имеют ни малейшего отношения к реальности. Прокладку ранее закрытых маршрутов следует рассматривать не столько в плане оптимизации грузоперевозок (давно построенная «альтернативная» линия Баку – Тбилиси – Карс, мягко говоря, загружена далеко не полностью), сколько в более широком контексте перестройки региональных альянсов.

Заключённые при решающей роли «первой» администрации Трампа «Соглашения Авраама» между Израилем, ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом, положили начало формированию новых экономических и логистических связей между Ближним Востоком и Западом в обход России и Ирана.


Репост Трампом одного из недавних выступлений Алиева

В этой связи неудивительно, что в Иране высказываются довольно жёсткие оценки происходящему. Так, согласно недавнему заявлению советника верховного лидера ИРИ Али Акбар Велаяти, «враги Ирана, особенно мировой сионизм и США, выискивают проекты, подобные Зангезурскому коридору, в качестве прикрытия для более крупных геополитических проектов.

Главная цель – ослабление оси сопротивления, обрыв связи Ирана с Кавказом и создание сухопутной блокады Ирана и России на юге региона». Более того: «Этот проект не только является частью плана США по замене Украины Кавказом как новым фронтом давления на Россию и Иран, но и реализуется при поддержке НАТО и ряда пантюркистских движений».

А по словам официального представителя МИД ИРИ, «любые транспортные маршруты, соединяющие материковую часть Азербайджана с Нахичеванью, должны соответствовать национальному суверенитету и территориальной целостности стран региона». Соответственно, Тегеран «внимательно следит за этим вопросом, поскольку он затрагивает национальные интересы страны».

Баку осознаёт твёрдую позицию Ирана «и потому стремится избежать прямого конфликта с Тегераном. Поэтому он пытается привлечь различных международных игроков, включая Израиль, Великобританию, США и НАТО, чтобы повысить ставки и сдержать потенциальное политическое и военное вмешательство Ирана в этот вопрос», рассказал Хоссейн Салар Сейфодин, иранский эксперт по Южному Кавказу.

Похоже, после июньской агрессии Израиля и США Иран вступает в непростой период внутриполитических трансформаций. Так, местная пресса много пишет о новом специализированном органе, ведающем вопросами защиты от внешних угроз Совете обороны, в который войдут представители всех основных ветвей власти. Соответствующее решение принял Высший совет национальной безопасности Ирана, секретарём которого стал бывший спикер меджлиса, один из «тяжеловесов» иранской политики Али Лариджани.

Разумеется, перспектива появления на северных границах страны де-факто экстерриториальной базы Пентагона заставляет иранцев заметно нервничать, однако насколько далеко они готовы зайти в условиях текущей внутренней неопределённости и региональной турбулентности – вопрос открытый. Очевидно одно – активизация США на Южном Кавказе как минимум чревата неприятными неожиданностями.

Дмитрий Нефёдов
Примечание

(1) Нелишне напомнить, что во второй половине 1980-х гг. группа экспертов-экономистов во главе с академиком Т. С. Хачатуровым предлагала реализовать схожий проект ещё первой половины 1950-х, затем начала 1970-х гг.: железной дороги от райцентра Лачин (между Арменией и тогдашней НКАО Азербайджана) до Нахичевани, при связке Лачина со Степанакертом, Агдамом, Евлахом и Бардой для укрепления экономических взаимосвязей в южном Закавказье, его дополнительного выхода к Каспию и для освоения разнообразных минеральных ресурсов.

Но в Баку проект отвергли, опасаясь прямой железнодорожной связи между НАКО и Арменией и настаивая на прокладке автомобильной дороги через Мегринский район в Нахичеванскую АССР. Железнодорожный участок на юге Армении, действовавший с середины 1940-х в рамках приграничной с Ираном линии Ереван – Нахичевань – Джульфа – Мегри – Горадиз – Имишли – Алят – Баку не используется с 1990 года (как и сама эта линия), подчиняясь в советское время Азербайджанской железной дороге, о чём регулярно вспоминают в Баку и сегодня.
Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий