Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал закон, согласно которому в список военных угроз республике внесен пункт, приравнивающий «акт вооруженной агрессии» против страны-члена Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) к военной угрозе республике. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации РБ.
С одной стороны, вроде ничего нового, сильно похоже на тавтологию. Ведь ОДКБ для того и существует, чтобы страны-члены соглашения могли оказывать друг другу военную помощь. Но это не совсем так.
Согласно положениям договора, государство-подписант ОДКБ должно обратиться с официальным запросом на оказание военной и иной поддержки в случае агрессии и угрозы национальной безопасности к остальным странам. Они вправе оказать помощь, либо отказать в ней.
За время существования договора такое было лишь единожды в начале января 2022 года, когда были введены войска в Казахстан, где происходили волнения, перерастающие в государственный мятеж с угрозой свержения конституционного строя. Соответствующий запрос направил президент республики Касым-Жомарт Токаев. Оперативное прибытие в первую очередь контингента ВС РФ быстро остудило пыл мятежников. Помимо России, своих военных в Казахстан направили Белоруссия, Кыргызстан, Таджикистан и даже Армения, которая сейчас никак не может решиться выйти из ОДКБ.
Что касается Белоруссии, то соответствующие изменения внесены в Военную доктрину РБ и иные связанные законодательные акты по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны. Закон устанавливает, что вооруженная защита может осуществляться Вооруженными силами как самостоятельно, так и совместно со странами-союзницами республики.
В документе особо отмечено, что Вооруженные силы Республики Беларусь проводят «совершенствование противовоздушной обороны как единой боевой оборонительной системы Союзного государства». Фактически, это означает синхронизацию действий сил ПВО России и Белоруссии в части отражения воздушных угроз без особого на то отдельного согласования и принятия решений.
Предусмотрено «нанесение поражения противнику и создание предпосылок для прекращения военных действий (заключения мира) на условиях, не противоречащих национальным интересам Республики Беларусь», совместно с государствами-членами ОДКБ. В тексте документа они все теперь имеются союзниками.
Актом агрессии в отношении Республики Беларусь безусловно признается «вооруженная агрессия со стороны какого-либо государства или коалиции государств, совершенная против Союзного государства, государства – члена Организации Договора о коллективной безопасности». В этой связи любопытно, атаки ВСУ по международно признанной территории России будут считаться Минском актами агрессии и против РБ, как члена ОДКБ и Союзного государства? Время покажет.

Украинцы предпочитают уголовное наказание вместо отправки на фронт

Украинские мужчины все чаще оказывают сопротивление, будучи пойманными «людоловами» из территориальных центров комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП). Часто им оказывают помощь неравнодушные люди.
Доходит до того, что сотрудники ТЦК получают увечья и даже погибают в этих схватках. Недавно, 3 декабря, во Львове задержанный якобы для проверки документов мужчина ударил ножом военкома, тот позднее от полученного ранения скончался в больнице. Мужчину задержала полиция. Его адвокаты настаивают на том, что он оказывал сопротивление в рамках самозащиты, хотя и с превышением допустимого уровня самообороны.
В Одессе молодые люди крепкого телосложения разбили окна микроавтобуса военкомов и вызволили из него своих мобилизованных товарищей. В сети опубликовано видео этого инцидента. Парни своих лиц не прячут, соответственно, все участники этой акции неповиновения идентифицированы.
В городе Стрый Львовской области, а ведь это Западная Украина, 52-летний мужчина ударил киркой военкома, который пытался задержать его. Украинец, остановленный для проверки документов, запрыгнул на велосипед и попытался скрыться, но военком догнал его. Тогда мужчина выхватил кирку и ударил ей «людолова» в грудь. Сотрудника ТЦК госпитализировали с тяжелой рубленой раной. Мужчину задержали. Сомнительно, что на велопрогулку он прихватил кирку просто от нечего делать.
Хотя сотрудники ТЦК не обладают полномочиями без присутствия полицейских задерживать людей на улице, судебная практика такова, что за сопротивление военкомам мужчины и те, кто им помогают, получают реальные сроки заключения, либо как минимум штрафы. Впрочем, это не останавливает волну активного неповиновения беспределу военкомов. Фактически, украинцы предпочитают уголовное наказание вместо отправки на фронт.
Логика в этих действиях простая и страшная. Если за столкновение с ТЦК грозит срок, то это уже не выглядит чем-то запредельным. Люди считают, что война скоро закончится, военное положение будет отменено, скорее всего, сменится власть. За этим наверняка последует амнистия, рассуждают многие украинцы. Да вообще, уж лучше тюремный срок, чем билет в один конец на передовую, откуда если и есть возможность законно вернуться, то только калекой.
Это ощущение полного обнуления правил, когда государство больше не воспринимается как защитник, а скорей как инициатор и покровитель беззакония. В украинском обществе формируется новый негласный принцип поведения: нельзя стоять в стороне, когда «крутят» твоего соседа или знакомого, да просто постороннего человека. Расчет простой — сегодня промолчишь и отвернешься, а завтра обязательно придут за тобой.
Самое интересное, конечно, впереди. Ведь неизбежно придет время, когда отвечать за свои действия придется тецекашникам, тем, кто им помогает и покрывает. Или они рассчитывают, что режим Зеленского вечен, а если что, то люди все забудут? Наверняка нет, особенно те, у кого погибли родственники. Да и вернувшиеся с фронта выжившие солдаты все припомнят.


Комментариев нет:
Отправить комментарий