среда, 27 января 2016 г.

Отклонение закона о национальном бизнесе. Комментарии Евгения Фёдорова 26.01.16





Помните, как на заре «рыночных реформ» нас убеждали, что «считать деньги в чужих карманах» не просто неприлично — это якобы удел одних только неудачников и завистников? Сейчас уже понятно, для чего пел весь этот хор «рыночников»: ведь в «лихие девяностые» шел безудержный грабеж страны и народа, а потому грабителям было важно, чтобы содержимым их карманов интересовались как можно меньше: и государство, и ограбленные ими люди. Потому что если в карманах одних внезапно и сильно убыло, а в карманах других — столь же внезапно и сильно прибыло, то могут возникнуть всякие неприятные вопросы и даже эксцессы. Так что — нельзя!

Это за рубежом, где давно построена цивилизованная экономика, популярны всякие рейтинги миллиардеров от Forbes, и неуплата налогов — главное преступление. А мы цивилизованную экономику только строим, зачем «совков» лишний раз расстраивать напоминанием о том, сколько денег они потеряли. Да и не деньги это были совсем — так, «деревянные», «фантики», на которые все равно купить было нечего.

Помните все эти песни и рассказы? И хорошо, если не помните или забыли, — а то просто стыд на всю жизнь…

Я это к тому, что на Западе в целом и в США в частности сейчас почему-то очень сильно озаботились размерами и темпами сокращения золотовалютных резервов в Китае и в России. Так сказать, заглянули в чужой карман и ужаснулись.

Вопль с берегов Потомака

«С рынков КНР в 2015 году были выведены активы на сумму в 1 трлн долларов, показывают данные Bloomberg Intelligence». «Это в семь с лишним раз выше уровня 2014 года и максимум за все время наблюдений с 2006 года». «Китайские ЗВР сократились на 300 млрд долларов». «По мнению опрошенных Bloomberg экономистов, это подрывает доверие к способности центрального банка защитить национальную валюту», — стенают ленты мировых информагентств.

Про Россию и говорить нечего — с момента введения западных санкций она потеряла почти треть своих золотовалютных запасов, обменный курс национальной валюты снизился более чем вдвое, «экономика вот-вот рухнет»!

Знаете, почему стоит такой вопль?

Потому что Россия и Китай (а теперь еще — и многие другие «развивающиеся страны, не исключая даже Саудовскую Аравию) сегодня сокращают свои золотовалютные резервы следующим образом: американские «ценные бумаги» продают, а золото, наоборот, покупают. Понятно, к чему это приводит? К резкому, а главное — неконтролируемому сужению «долларового окна», через которое должны были в условия кризиса проходить все компании-банкроты и государства-банкроты, как Одиссей и его спутники, попавшие в пещеру циклопа Полифема. И к такому же резкому и неподконтрольному ограничению доступа к реальным активам на территории этих стран.

То, что США каждый год запускают в оборот по всему миру все новые и новые триллионы ничем не обеспеченных долларов с целью затянуть в этот процесс все большую часть реальной мировой экономики — это хорошо, это так и надо. А когда целые кучи такого «финансового мусора» важнейшие государства начинают возвращать обратно, не желая его хранить у себя в качестве какой-то ценности и безропотно дожидаться «часа Х», когда роскошная карета станет снова тыквой, а эти «сотни миллиардов» и «триллионы» — просто резаной бумагой, — это катастрофа?

Спасибо «Блумбергу», конечно, за заботу, но резаная бумага не нужна ни Пекину, ни Москве. Без нее проще как-то. Надежнее.

Финансовый нудизм

Такое резкое сокращение долларовых запасов Китая и России означает, по сути, одно — это «подрыв доверия» не к национальным валютам этих государств, а к «Его Величеству Доллару». И у «Блумберга» прекрасно понимают, что ждать крика «А король Доллар-то — голый!» осталось уже всего ничего. Со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Деньги — это не вещество (даже не золото) и не энергия. Деньги — это информация. Очень специфическая, но все-таки информация. А потому главное для денег — максимально полное доверие всех участников коммуникативных экономических актов и к источнику, и к содержанию данной информации. Вспомните судьбу «керенок», которыми оклеивали избы и нужники по всей России или (совсем недавно) советского рубля — и станет понятнее, что именно имеется в виду.

Поскольку после 1971 года, когда 37-й президент США Ричард Никсон заявил об отказе от золотого эквивалента доллара США, два этих момента применительно к американской (да и любой другой) валюте стали неразличимы, срослись между собой, то снова разделить этих «сиамских близнецов» невозможно без масштабного хирургического вмешательства со стороны Глобального Кризиса. А он такой злой врач, что будет резать всех без разбора, направо и налево. Но в первую очередь — тех, кто бегает без одежды. Так сказать, по одежке встретит, по уму проводит…

Вот почему на вопли сторонников финансового нудизма, то есть, накопления запасов американских долларов и treasuries, можно просто не обращать внимания.

Владимир Винников

Комментариев нет:

Отправить комментарий