воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Автопробег на Ледовитый океан: как проходит тест-драйв новой армейской техники

Телеканал «Звезда» принял участие в совместной с Минобороны России экспедицию на Крайний Север. Суть акции состояла в том, чтобы в условиях, «приближенных к боевым», проверить возможности новой армейской автомобильной техники. В том числе и тех образцов, которым уже в ближайшем будущем, возможно, предстоит нести службу в суровых условиях российской Арктической зоны. Своим ходом, выйдя из Подмосковья, эти машины дошли до берегов Северного Ледовитого океана, преодолев территории, где даже на карте нет ни одной дороги.

В новом выпуске программы «Военная приемка» журналист Алексей Егоров поведает том, как покоряли арктические широты новинки военного автопрома, на что способны армейские броневики, идущие в бой с коварным врагом - лютым холодом и ледяным бездорожьем, и о людях, способных преодолевать любые трудности.

Проверка на прочность

50 человек на 15 автомобилях, три недели в пути, 6 тысяч километров, десятки научных исследований. Маршрут движения экспедиции проходил через пять субъектов России - Московскую, Ивановскую и Кировскую области, Республику Коми и Ненецкий автономный округ. По словам руководителя экспедиции - представителя Научно-исследовательского испытательного центра (исследований и перспектив развития автомобильной техники Вооруженных Сил) 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны России подполковника Михаила Сибиляева, было принято решение испытать машины в тех условиях, в которых они будут эксплуатироваться.

«Поэтому на марш одновременно выделялись как специально подготовленные образцы, так и серийные, взятые с конвейера, чтобы оценить и сравнить и их тоже», - отметил офицер.

Два года назад Михаил Сибиляев уже возглавлял аналогичную экспедицию - на полуостров Рыбачий в Мурманской области. Правда, тот поход был целенаправленно предназначен для оценки гусеничной военной техники. В этот раз рейд хотя и проходил на автомобилях, оказался куда суровее из-за своего маршрута. Поселок Варандей, берег Северного Ледовитого океана, - настоящий край земли. Зимой температура здесь почти всегда за 40, а скорость ветра такая, что людей уносит. Сугробы - в рост человека.
Автопробег на Ледовитый океан: как проходит тест-драйв новой армейской техники

Техника, которая прошла этим необычным пробегом, представляет линейку без преувеличения уникальных автомобилей. КамАЗ-43502 «Патруль», вездеходы Трэкол-39294 и Трэкол-39295 с грузовой платформой, КамАЗ-53501ХЛ, Урал-63706 «Торнадо-У» с бронированной кабиной, «УРАЛ NEXT»с колесной формулой 6×6, Урал-4320-3 ХЛ, «Урал-М» из семейства «Мотовоз М» с каркасно-панельной кабиной, армейские снегоходы.

При этом помимо военной техники прошли испытания и различные элементы снаряжения для личного состава. Это, к примеру, новые быстровозводимые надувные укрытия, а также полярные костюмы, которые можно надевать прямо на голое тело. К слову, в ходе полярного рейда специалисты Главного военно-медицинского управления Минобороны России провели исследования, имеющие отношения к защите жизни и здоровья военнослужащих в экстремальных условиях.

Монстры на колесах

Колесный броневик «Тайфун» в разных модификациях впервые был продемонстрирован широкой публике на Парадах 2014 и 2015 годов. Полный привод, изменяемый клиренс, мощный двигатель. Все это входит в машины семейства «Тайфун», что называется, в базе. Добавьте сюда противоминную защиту и специальную подвеску, а также комбинированную бронезащиту (керамика и сталь) и бронестекла. По словам заместителя директора Уральского автозавода по развитию - главного конструктора по специальной технике Олега Якупова, в ходе испытаний опытных образцов «Тайфуна» последовательно взрывалось от 2 до 8 килограмм взрывчатки в тротиловом эквиваленте.
Автопробег на Ледовитый океан: как проходит тест-драйв новой армейской техники

Машины выдержали эти удары

Автомобиль повышенной грузоподъемности Урал-63704-0010 «Торнадо-У» разработан Уральским автозаводом специально для армии. Шесть ведущих колес, 440 «лошадей» под капотом, грузоподъемность - 30 тонн. «Торнадо-У» может развивать скорость до 100 км/ч, а его топливные баки емкостью не менее 420 литров обеспечивают запас хода на уровне тысячи км. Машина спокойно идет на подъем в 60 градусов, не страшится брода глубиной до 1,8 метров.

Бронированный модуль кабины «Торнадо» защищает экипаж от обстрела из стрелкового оружия или подрыва взрывных устройств. В остеклении дверей имеются амбразуры с заслонками для использования личного оружия. По словам Михаила Сибиляева, раньше в армии если и применялись автомобили с комплектами дополнительной защиты, то на уровне отдельных элементов. В случае же с «Торнадо» речь идет о полностью бронированной кабине.

Носки «особого назначения»

Экспериментальное обмундирование - еще одна часть испытаний, проведенных в ходе экспедиции в Арктику. В новую экипировку были облачены все члены арктического похода. К примеру, в носках, который входит в комплект такой одежды, можно спокойно ходить по снегу. Синтетический материал, из которого они сделаны, выдерживает самые низкие температуре. Важное свойство ткани, из которой выполнена «арктическая одежда», - «тянучесть». В результате военнослужащим не нужно выбирать форму одежды точно по размеру. Форма сама подстраивается под параметры фигуры человек. В итоге разработчики остановились на трех ростовках, которые соответствуют размерам от 42 до 54.

Один комбинезон заменяет целый перечень наименований зимней одежды, в том числе нательного белья, а также спальников, коврика. Снайпер, устроивший «лежку» в снегу, может не переживать, что снег под ним начнет подтаивать, что одежда напитается влагой. Дело в том, что костюм не выпускает тепло, это, по сути, термос. Кроме того, ткань обладает отличным водостойким покрытием и не промокает даже в сильный дождь.
Автопробег на Ледовитый океан: как проходит тест-драйв новой армейской техники

И еще о комфорте. Ночевка в пути - всегда экстрим, а уж в условиях Арктики и подавно. Новое слово в размещении личного состава - хладоустойчивая палатка. Она также была испытана в ходе нынешней экспедиции. На постановку такого «дома» на 30 человек уходит не более получаса. Время нужно в основном на надув воздуха. Да, палатка надувная, но, несмотря на это, она не опрокинется при сильном ветре, не сдуется при попадании пуль или осколков.

Если произойдет «прострел», то упадет только одна из четырех частей палатки. Тепло здесь держат три слоя: один внешний, а два других – слои-утеплители. Комфорт для сна обеспечивают и новые армейские раскладные кровати - одно- и двухярусные. Они тоже полярные, с утеплением, и как раз испытываются в условиях Крайнего Севера.

Военно-полевой комфорт

«Суровые условия Севера»... Это не избитый литературный штамп. Это реальность. В Заполярье в зимний период машины, бывает, не глушат вовсе: завести двигатель после его остановки бывает подчас невозможно. Именно поэтому экспедиция Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития автомобильной техники Минобороны России преследовала своей целью еще и отработку технологий запуска двигателя при экстремальных минусовых температурах.

По словам Михаила Сибиляева, для доведения машин до соответствия этим требованиям был применен ряд технических решений. Например, каждая машина снабжена «одеялом» для укрытия двигателя. Оно позволяет обеспечить мотору нужный температурный режим. Материал, из которого делается этот предмет, - негорючий, хорошо сохраняющий так необходимое тепло.
Автопробег на Ледовитый океан: как проходит тест-драйв новой армейской техники

Приняты меры и для обогрева экипажа в кабине. Помимо стандартной «печки» применена система подогрева сидений и спальных мест, а также стекол. Плюс к этому кабина обшита специальным утеплителем. Раньше для армейской техники такие «мелочи» не предусматривались. Сейчас же при температуре на улице минус 50 градусов в кабине поддерживается атмосфера обычной городской квартиры - порядка 25 градусов тепла. Водитель сидит за рулем без бушлата, без шапки.

Отдельного внимания заслуживает топливо, которым заправляются машины в Арктике. Оно здесь не простое, а специальное, арктическое. Температура замерзания находится на уровне минус 60 градусов. Обычное топливо, в том числе имеющее приставку «зимнее», застывает при минус 27. К слову, в перевозке топлива для колонны Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития автомобильной техники, была задействована специальная машина-заправщик, которая также прошла в ходе экспедиции своего рода испытания.


Автор: Дмитрий Сергеев


Комментариев нет:

Отправить комментарий