Как известно из Библии, Моисей вывел евреев из пустоши на Пасху.
Неизвестно, с учетом всех мухлеваний с историческими датами и эпохами, когда это было, но ясно одно: праздник был на тот момент, когда никакой библии еще не было.
На немецком Пасха называется Oster, на английском - Easter Los Angeles: Sunny days in store through Easter Sunday
Праздник востока, зари, рассвета. Современные религиозные пропагандисты возводят название к богине зари Эос, хотя эта версия откровенно абсурдная и является плодом измышления одного бедового монаха, и больше никаких исторических корней не имеет.
К слову, праздник весеннего равноденствия, издревле называется Остарой.
На западе вообще сохранилось намного больше традиций древности. Например, у нас вроде как европейское название "год" сменило русское "лето" или "урожай", в значении нового цикла. А вот в Европе о годе и не слышали. Там везде варианты "year", что и является аналогом урожая.
Возникает подозрение, что Россия была полем эксперимента, куда внедрили новые чужие традиции, воспользовавшись тяжелыми условиями, возможно, после катастрофы и смены власти.
Попробуй-ка запрети название, когда народ живет своей жизнью! Да пошлют и будут говорить по-старому.
Традиции очень сильны, тем более древние названия.
Интересно, что на латинском языке auster имеет значение юга...
Со времён Якоба Гримма имя Эостры (Остары) традиционно связывается с прагерманским *austrōn «рассвет», восходящим к общеиндоевропейскому корню *h₂wes- «сиять, блистать». Производное от этой основы имя (реконструируемое как *h₂ewsṓs, в упрощённой записи *Ausōs) носила, по всей видимости, одна из главных богинь праиндоевропейского пантеона — богиня рассвета. К этому образу восходят греческая Эос (Ἕως, Ἠώς), римская Аврора (Aurora), латышская Аустра (Austra), литовская Аушрине (Aušrinė), ведийская Ушас (उषस्; uṣas). Из этой же основы образовалось общегерманское слово, означающее «восток» (англ. East, нем. Ost, голландск. Oost, швед. Öster; ср. лат. auster «юг» того же происхождения).
Если помните, в произведении М. Чулкова "Русак, или повесть о Силославе" также упоминается, что Варяжское море было не на западе, как оно сейчас от Питера.
Якоб Гримм писал в «Немецкой мифологии»:
Мы, немцы, и по сей день зовём апрель ostermonat; ôstarmânoth встречается ещё у Эйнхарда. Великий христианский праздник, который обычно празднуется в апреле или начале марта, называется в старейших древненемецких текстах ôstarâ… Должно быть, в языческой религии имя Остара, как и англосаксонское Эостра, принадлежало великому божеству, почитание которого было столь сильно, что христианские проповедними смирились с этим именем и назвали им одно из своих главных торжеств. У всех соседних народов этот праздник носит имя, производное от греческого pascha; даже Ульфила пишет paska, не áustrô, хотя он мог знать это слово[2].Гримм считал такие пасхальные обычаи, как раскрашивание яиц, разжигание костров, специальные праздничные игры и пляски рудиментами древнего языческого культа Остары. Сравнивая имя Остары с древневерхненемецким наречием ôstar, «выражавшим движение к восходящему солнцу», он делает вывод, что Остара была богиней «сияющей зари, восходящего солнца»[3]. Современные исследования по сравнительной мифологии и лингвистики в целом подтверждают это предположение.
Здесь мы видим не одно интересное наблюдение!
Во-первых, ученые подтверждают восточные коннотации Остары. Во вторых, первичность древнего праздника, по сравнению с христианским. В третьих, заимствование западным христианством названия и сути праздника!
Стоит вспомнить и о стране Австрии, и об остроготах (восточных готах), которые были союзниками Атиллы в войне с вестготами и римлянами, в частности, в битве на Каталаунских Полях, одной из величайших битв древности (территориально - в совр. провинции Шампань).
Остготы, или остроготы заселяли всю территорию Германии и Австрии. Тогда как гунны Атиллы, родственные остготам, оседали южнее, в Венгрии (Hungary).
Вариант Остары, как мы видим у англичан - Истар, Истра.
Археологические находки подтверждают:
В 1958 году в Германии было обнаружено около 150 вотивных табличек рубежа I-II вв. н. э., посвящённых богиням, именуемым matronae Austriahenae.
Однако и Иштар, и ее шумерский вариант, Инанна, также имеют схожее название и мифологию!
Проведение на Пасху ночных бдений и встречи рассвета - еще один признак древнего солярного праздника, связнного с наступлением Рассвета, в широком смысле. Ведь Весеннее Равноденствие знаменует конец зимы, начало периода роста, воскрешения Природы, производительных сил Земли!
Также и в географическом понятии, восток связан с зарей, рассветом; север - с холодом и зимой, юг - с летом и жарой, а запад - с закатом, осенью, урожаем и умиранием.
Что хорошо отражено в символике "Колеса Года".
Собственно, даже Россия у немцев называлась Остеррайх! Что можно равнозначно перевести и как "Государство Востока", и как "Страна Восходящего Солнца" :)
И это справедливо, так как Солнце восходит именно над обширными пространства Евразии, а не над малюсенькой Японией. И страна Восходящего Солнца - именно Россия!
Поэтому логично, если население Германии и Австрии пришло с востока (Остер), получило название "остроготы" и принесло с собой праздник своей родины... И потом кто-то придет и отберет его?
Впрочем, название "пасха" также пришло с востока, и по-видимому, является просто вариантом того же праздника. Вслушайтесь в него, что слышите? Пасха, паска. Пасти! :) Даже Ульфила, готский епископ, говорил "паска". Это древнее индоевропейское слово, отнюдь не греческое. "Паша" не случайно так похож на "пасти", это пастырь и есть! И до сих пор в индуизме это слово звучит именно так. Пашупати - бог-пастырь. Можно сказать, тот же "скотский бог" )) Разница в словах "те, кого пасут" и "тот, кто пасет", минимальна.
Так почему Пасха-то так называется, спросите вы?! Ну пастыри, и чО? Опять же христианский символизм вроде как?
Эх, сразу видно, что мимо вашего дома не гоняют стадо коров, начиная с Пасхи! ;) Время, когда трава поднимается, и когда скот выводят на улицу... Со всеми предосторожностями и ритуалами; это очень важное событие для крестьян!
Но одно дело - фиксированный праздник, другое - гуляющее полнолуние; третье - фактический рост травы.
В Европе, к примеру, в феврале могут сажать картошку. А на Остару выпасать скот. В Волгодской области на Пасху может лежать снег... И выпас отодвигается не то что до Егорьева дня, а и до первой декады мая...
Кроме того, раньше климат явно отличался в более теплую сторону. Посмотреть хотя бы фото начала 20го века на Красной площади. Зимой стоят пальмы, люди одеты по-летнему.
С другой стороны, праздник с древних времен был посвящен богине-матери и ее возлюбленному, пастуху! Так что вполне вероятно, что два варианта названия праздника, по той фигуре, которую считали основной: то ли пастух (Пасха), то ли восточная богиня (Остара)
Итак, с названием разобрались. Теперь что по сути праздника.
В древние времена очень многие язычники, жившие на территориях, прилегающих к Средиземному морю, отмечали большой праздник в день Весеннего Равноденствия или близко к нему. Тогда во многих странах был распространен культ Умирающего Бога, смерть которого ежегодно оплакивали, и воскресению которого радовались весной. Во Фригии это был Аттис, в Западной Азии и Греции - Адонис (Таммуз), в Египте - Осирис. Перечисленные боги имели в народе одинаковое значение. Я остановлюсь на Аттисе. Аттис был возлюбленным Кибелы, фригийской богини плодородия. Он был богом вечно возрождающейся растительности. По преданию, Аттис был рожден девственницей. Он был растерзан диким вепрем и после смерти превратился в сосну. Около 200 года нашей эры культы мистерий начали появляться в Риме, как раньше они появились в Греции. Римляне устраивали ритуальный праздник Кибелы и Аттиса каждой весной. Праздник этот протекал следующим образом:22 марта в лесу срубали сосну, приносили в святилище Кибелы и обращались с ней, как с великим божеством. К середине ствола привязывали статуэтку Аттиса. На второй день праздника, 23 марта, занимались преимущественно тем, что трубили в трубы. Третий день назывался Кровавым. В этот день первосвященник вскрывал себе вены на руке, и другие жрецы наносили себе раны, забрызгивая кровью алтарь и священное дерево. Это был своеобразный траур по Аттису. Потом его фигурку зарывали. С наступлением ночи, т.е. третьего дня праздника, скорбь сменялась взрывом ликования, во тьме вспыхивал свет, могила отверзалась, и бог воскресал из мертвых. Весь день 25 марта, который считался днем Весеннего Равноденствия, верующие предавались безудержному веселью. В Риме этот праздник принял форму карнавала, который назывался Праздником радости. А 26 марта был днем отдыха. Заканчивался праздник в Риме 27 марта шествием к речке Альмону. (Это краткий пересказ празднования; более полную версию, а также описания культов Адониса, Осириса и Диониса смотри в книге Дж.Фрэзера "Золотая Ветвь").Христиане праздновали смерть и воскресение Иисуса в ту же дату, и язычники с христианами часто ссорились, споря о том, какой из их богов был истинным виновником торжества, а какой имитацией. Многие исследователи религий считают, что легенды смерти и воскресения были сперва ассоциированы с Аттисом, за много веков до рождения Иисуса. Эти легенды были просто наложены на истории о жизни Иисуса, чтобы сделать христианскую теологию более приемлемой для язычников. Современные христиане обычно относятся к легенде об Аттисе, как о языческом мифе малого значения. Они верят в смерть и воскресение Иисуса, как в истину, никак не связанную с более ранними традициями.
Барельеф 2-1 вв до н.э. - прямоугольный алтарь, дерево с шишками, обвитое змеей, сидящая богиня Кибела с двумя львами с тимпаном в руке. В другой руке Кибела держит ритуальную чашу фиалу (phiale) с вогнутой частью в центре. На голове Кибелы традиционная корона в виде городских башен. Слева Аттис на коне, изображения собаки и кабана. По одному из преданий, Аттис был растерзан вепрем, как и Адонис, поэтому приверженцы культа Кибелы-Аттиса не ели свинину.
Неспроста в церковных ритуалах фигурируют хлеб и вино:вино с древних времен ассоциируется с Богом, а хлеб - с Богиней. Также как желток яйца с солнечным богом, а белок - с Белой (лунной) Богиней.
Храм Святого Петра (Камня) в Ватикане ранее был храмом Кибелы, в котором хранился ее Священный Черный Камень (оттого и название собора):
Святой Петр считается ключником, хранящим ключи от врат рая. Вы видите, что композиция собора и прилегающей аллеи изображает отверстие для ключа. Но не странно ли, что в самом сердце, в центре отверстия, расположен египетский обелиск, привезенный Бонапартом из похода?
Вдумайтесь, в самом священном месте, геометрическом и символическом центре, расположен языческий монумент, подобно ключу к замочной скважине!
Да это больше Каабу напоминает! А не там ли, кстати, вмонтированкамень Кибелы, а?
В любом случае, этот камень выполняет роль ключевого элемента.
Ключа к дверям рая ))
Комментариев нет:
Отправить комментарий