Как украинская дипломатия скатилась к уровню плинтуса
Несмотря на то, что УССР была одной из основательниц ООН и имела сильную дипломатическую школу, работа внешнеполитического ведомства капиталистической Украины, а особенно ее кадровый состав (русофобы Тарасюк, Огрызко, Порошенко, Яценюк, имя им легион) за 25 лет независимости оставляет желать лучшего. Со времен «победы майдана», ознаменовавшихся назначением матерщинника Дещицы и посмешища Климкина-Чугункина главами МИД, уровень украинской дипломатии опустился ниже плинтуса. Признала это и Надежда Савченко, заявившая, что при Януковиче украинская дипломатия была на порядок сильнее.
Украинская дипломатия сегодня прекрасно олицетворяется «послицей» Натальей Галибаренко. Пафосная, шумная, нелепая и сбоку бантик. О профессионализме и говорить не приходиться, как и о том, чтоб кто-то из дипкорпуса разбирался в самых основополагающих документах.
Вот, скажем, Будапештский меморандум, который якобы нарушила Россия, как постоянно твердят украинские дипломаты. Сей тезис опроверг «большой друг Украины» белорус Шушкевич, подписывавший вместе с Кравчуком и Ельциным печально известные Беловежские соглашения:
Никаких Будапештских соглашений не было. Был меморандум, декларация. Это разные вещи: декларировать и заключить договор. Например, соглашение о создании СНГ. Оно подписано и ратифицировано государствами. А здесь было высказано мнение руководителей, что гарантами целостности Украины являются такие-то страны. Но никто этого не проводил через законодательство Британии или Соединенных Штатов. Поэтому это протокол о намерениях.И пусть простит меня мой коллега, подписант Беловежского соглашения Леонид Кравчук. Когда он говорит, что нарушили соглашение, я говорю, что соглашений не было. Был меморандум, заявление. А то, что его не довели до соглашения – это прошиб доверчивых людей. Договор не был ратифицирован ни одним из подписавших его государств.
Другой пример – референдум в Нидерландах, результаты которого стали очередным тревожным звоночком для киевского режима. Именно агитационная кампания во главе с прибывшим накануне в Голландию Климкиным повысила явку избирателей до необходимых 32%, тем самым референдум был признан состоявшимся. Понятно, что нам, оппозиционной к порошенковскому режиму общественности, результаты плебисцита на руку, однако данный пример как нельзя лучше демонстрирует качество работы киевских дипломатов.
К слову, на днях Порошенко объявил, что в Гаагу отправится «мощный десант» из дипкорпуса Украины уговаривать нидерландскую сторону проигнорировать результаты референдума и таки ратифицировать Евроассоциацию. Судя по предыдущему опыту высадки «мощного десанта» в Нидерландах, очередной визит Климкина и Ко лишь убедит Гаагу ветировать злополучный Договор об ассоциации, который, вспомним, явился поводом для старта «майдана». А ведь Янукович не отказывался подписать это соглашение, а только предлагал перенести сроки его визирования, добившись более выгодных условий (хотя, конечно, даже такой подход не компенсировал бы потери от утраты рынков Таможенного союза).
Следует отметить, что Климкин далеко не случайный человек в системе МИД. Он резко возвысился по карьерной дипломатической лестнице при Януковиче, когда стал заместителем главы МИД Константина Грищенко (одного из немногих толковых дипломатов времен независимости) и руководителем аппарата дипведомства. Видимо, подобные кадры в МИД, проникавшие туда со времен Кравчука-Кучмы-Ющенко в результате отрицательного отбора, торпедировали многие начинания Януковича на внешнеполитической арене, что привело к отсутствию крепкой внешней поддержки в самый критический момент.
Далее. Притчей во языцех стал многострадальный безвизовый режим. Уже более 10 лет, со времен «оранжевой революции», украинские дипломаты имитируют бурную активность, увещевая граждан, что «безвиз» будет через «считанные месяцы». А для послемайданной Украины, складывается впечатление, «безвиз» и вовсе стал смыслом существования. Тем не менее, успехи дипломатов на данном поприще предельно скромны – помимо надувания щек, реального прогресса в вопросе предоставления безвизового режима со странами Шенгенской зоны нет. Даже молдавские дипломаты работают лучше – Кишиневу, напомним, предоставили «безвиз» еще два года назад (после чего десятки тысяч молдаван осели в Европе нелегалами).
Да, теоретически за «безвиз» для Украины Европарламент может проголосовать хоть в следующем месяце (а может затянуть этот вопрос до бесконечности). Однако у европейцев еще работает инстинкт самосохранения и нет сомнений в следующем: если «безвиз» таки предоставят, то условия пересечения границы будут выписаны настолько жестко, что «визовые» (как ныне, когда визу выдает посольство после предоставления персональных данных, справки о доходах и уплаты сбора в 35 евро) правила поездок окажутся куда более мягкими. Киевский режим, безусловно, раструбит о «безвизе» как о великом достижении, однако, в сухом остатке, это станет очередным провалом украинской дипломатии и, вероятнее всего, приведет только к падению количества украинцев, пересекающих шенгенскую границу.
Следующая идея с которой украинский МИД носится, как дурак с писаной торбой, – выход Украины из СНГ. Под этими Киев подразумевает денонсацию многосторонних договоров в рамках СНГ – стоит напомнить, что Украина не является полноценным членом СНГ и не имеет права голоса, поскольку не ратифицировала устав организации. Фактически Украина имеет статус наблюдателя в данной организации и только выборочно присоединилась к многосторонним договорам СНГ. C 2014 года украинская сторона не участвует в работе исполнительных органов СНГ и не платит взносы.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что разрыв договоров формата СНГ станет очередным ударом для Украины и ее граждан. Ключевые негативные последствия:
1) сворачивание свободной торговли (а также введение дополнительных нетарифных ограничений в рамках правил ВТО).
Объем экспорта товаров в страны СНГ (за исключением РФ, а также Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана, не входящих в ЗСТ СНГ) за январь-июль 2016 составил $1 млрд. При сохранении сырьевых цен на сегодняшних уровнях денонсация договора ЗСТ СНГ приведет к падению экспорта на 10-15%.
2) Риски для украинских граждан, пребывающих в странах СНГ (усложнение доступа к услугам здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, процедуры трудоустройства, непризнание дипломов).
Все это предусмотрено следующими договорами: «Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников СНГ», «Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения», «Соглашение о сотрудничестве в области образования», «Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения».
Определенная часть украинцев не сумеет адаптироваться к изменившимся условиям пребывания в странах СНГ и будет вынуждена возвращаться на Украину, тем самым оказывая дополнительное давление на рынок труда и социальную инфраструктуру, увеличивая градус социально-политического недовольства в стране.
Риск денонсации договоров резко повысится в 2017, когда председательство в СНГ перейдет к России. Теоретически можно перезаключить договора в двустороннем формате, однако это потребует времени и организационных ресурсов. Да и сомнительно, что кто-либо из киевских власть имущих озаботится данным вопросом.
Небезынтересным вопросом представляется участие Украины в различных международных организациях, слабо знакомых широкой публике. Например, Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), созданная в далеком 1997. За время существования ГУАМ стороны не выработали ни малейшей позитивной повестки, которая включала бы реализацию хоть каких-нибудь экономических и гуманитарных проектов. Достаточно сказать, что с 2008 года встречи в рамках ГУАМ на высшем уровне не проводились.
На сегодняшний день страны ГУАМ объединены разве что нищетой подавляющего большинства населения (за исключением Азербайджана) и территориальными проблемами. В общем-то понятно, что с таким «мощным» бэкграундом ни малейших перспектив у ГУАМ нет. Хотя продолжает функционировать Секретариат ГУАМ (офис в Киеве на Крещатике), продолжают уплачиваться взносы и т.д. – то есть государственные деньги расходуются с нулевым КПД.
Еще одна организация-призрак, в которой состоит Украина – Содружество демократического выбора. Объединяет страны балто-черноморско-каспийского региона, создана в декабре 2005 года в Киеве, задумывалась как альтернатива СНГ. Последний саммит состоялся еще 10 лет назад, в мае 2006, в Вильнюсе. В официальном пресс-релизе саммита отмечено, что «страны Восточной Европы и Южного Кавказа представляют собой наиболее многообещающий регион в том, что касается укрепления демократии и стабильности за пределами нынешних границ ЕС и НАТО». С тех пор никаких упоминаний о деятельности СДВ нет, хотя, вновь-таки, не исключено, что в Киеве продолжают «распиливать» деньги на участие в данной структуре.
Куда более продуктивно Киев мог бы использовать потенциал Черноморского банка торговли и развития (функционирует в рамках ОЧЭС –Организации черноморского экономического сотрудничества), привлекая кредитные средства без кабальных условий, которые выставляет МВФ. Однако с 2014 года реализовано всего 5 проектов для Украины, притом не для государственного сектора, а для частного – выдано кредитов на сумму $57,5 млн (получателями стали «Банк Восток», «CreditWestBank», агрохолдинг «Кернел»). В целом же, работа украинских дипломатов, послов и консулов, в части лоббирования интересов национального бизнеса за рубежом заслуживает жирной «двойки».
Ситуация с украинским МИДом является красноречивым доказательством того, что ключевой кризис сегодня на Украине – управленческий. С обоймой профессиональных русофобов и абсолютных дилетантов в дипломатическом ведомстве Украина продолжит скатываться уже не то, что в третий мир, а в четвертый. В следующем политическом цикле расчистка «авгиевых конюшен» МИДа должна стать одним из главных приоритетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий