вторник, 1 ноября 2016 г.

Как нас ни назови - советские, россияне, всё равно мы - русские



Разговор о русской (российской) нации напоминает заезженную пластинку, и тем не менее он очень важен. Мне, как дилетанту, эта терминологическая путаница и споры экспертов всегда казалась странной и надуманной. Советский народ, гражданская нация, россияне...

Да русские мы. А это всё синонимы и временные эвфемизмы. Ну как советских называли на Западе, будь они трижды марксистами и ленинцами? Рашн, русские. А как сейчас чеченца, татарина, еврея или даже таджика из России назовут? Русский — будь он хоть трижды кавказской внешности или безродным космополитом. Да и хохлов наших небратьев на Западе, по-честному, между собой также зовут русскими. Даже если те будут пшекать на мове.

Русские — это не кровь и не нация в узком европейском понимании. Русские — это цивилизация и особый мир. Русский мир, в котором живут многие обрусевшие этносы: русские татары, русские якуты, чеченцы... Русские — это набор ценностей, идеалов и традиций, культурного кода и исторической памяти, веры. Русский язык является важной внешней оболочкой, неким обозначением русскости и способом овладения ею — но сам по себе он не достаточен для полной русской идентичности.

Более того, эту идентичность можно растерять, даже владея языком — украинцы тому пример. И не только они: в этом смысле не слишком хорошо освоивший русский язык Кадыров более русский, чем профессионально владеющий русским языком и зарабатывающий на русской истории Акунин. Но и тот и другой, и более патриотичные, и менее, и даже предатели Курбский и Власов, и герой Багратион, и не к ночи будь помянут Маннергейм — все они находятся в координатах русского мира и принадлежат ему, как бы кто-то из них сам этого не хотел.

Другое дело, что для сохранения и исторического развития русского мира нужно поддерживать русскую идентичность, чтобы все русские не превратились в политических украинцев или космополитов. Необходимо ежедневное нациестроительство, а точнее мироустроительство. Для чего крайне важно сформулировать национальную идею, или точнее идеологию русского мира, чтобы природную русскость развивать и укреплять осознанно.

Собственно, закон о российской гражданской нации необходим именно для начала этого процесса — чтобы сформулировать объединяющие все этносы России на основе русскости, принадлежности единому русскому миру. Только чтобы не позволить псевдонационалистам играть на столкновении русской идентичности, скажем, с татарской, назовут общую идентичность российской. То есть вместо русский татарин — российский татарин. Но принадлежность, по сути, останется русской. Гораздо важнее вопрос, как дальше пойдет этот процесс, каким ценностным содержанием наполнят российскую гражданскую нацию? Вот что является ключевым.

А борцам за формулировки и сторонникам «чистого» русского мира хотелось бы напомнить, сколько среди людей, называвших себя советскими, было принесших огромную пользу русскому миру. Советский русский парень полетел в космос. Советский русский грузин возглавил борьбу русского мира с нацистским полчищем и победил. Ограничивать же русскость кровью или этническими рамками убийственно для русского мира. Он открыт для каждого, желающего стать частью нашей семьи.

Верю, что когда-то Россию спасет российский (русский) украинец, российский (русский) грузин или российский (русский) тувинец. А где же, спросят, просто русский? А он везде и есть.


РМ


Энергичный наш Президент посетил Астрахань и побывал там на совещании по межнациональным отношениям.
В результате, Президент одобрил создание законопроекта, исходящего от Вячеслава Михайлова, заведующего кафедрой Российской Академии народного Хозяйства и госслужбы.
Вначале я было принял законопроект Михайлова за продолжение сизифова труда по созданию закона о русской нации. Каковым трудом я занимался в числе десятка или полутора других добровольцев-энтузиастов в 1996–1997 годах в стенах Государственной Думы РФ на заседаниях Комитета по геополитике. Руководил комитетом депутат ЛДПР Алексей Митрофанов.
Суть сизифова труда заключалась в том, что мы обнаружили, права русской нации не закреплены ни в одном нормативном документе демократической России. И решились восстановить справедливость, сделать документ о правах русской нации, кстати говоря, государствообразующей ведь. Ну ведь правда — государствообразующей.
Никаких привилегий мы для русской нации не добивались, мы хотели, чтобы её права и обязанности, такие же как у всех других народов, были закреплены законом и нормативными актами.
Провели два бурных слушания, на которых присутствовали русские с Украины, Казахстана, Прибалтики, представители тех 27 миллионов русских, которые были брошены Россией Ельцина за границами, на съедение местным национализмам.
В результате, мы потерпели поражение. Совет Государственной Думы отклонил наш законопроект, который мы оттачивали где-то год, наверное. И не вынес наш законопроект на пленарное заседание.
Двадцать лет назад это было. Часть товарищей работавших со мной тогда, уже умерли.
И вот вроде надежда. Президент заинтересовался законопроектом Михайлова.
Я устремился к бумагам, в СМИ, желая узнать больше.
Ознакомился с ними.
«В проекте закона уделится большее внимание социальным вопросам, к тому же поднимутся вопросы культурного приспособления мигрантов. Для этих целей создадут социальный орган, а правительство создаст специальную программу для мигрантов», — такова была трактовка одного из СМИ.
А вот трактовка автора законопроекта, Михайлова:
«Нормативный документ, который вберёт в себя все новшества в области межнациональных отношений должен получить название «О российской нации и управлении межэтническими отношениями»
Президент РФ согласился с Михайловым.
«По его (В. В. Путина) мнению, базой этого документа должна стать стратегия по развитию национальных отношений в России».
Ну, мягко говоря, это не совсем то, что нужно. Или совсем не то, что нужно.
О том, что мы многонациональная страна, записано в Конституции Российской Федерации. А чтобы нации и народы внутри России не вырезали друг друга, существует Уголовный Кодекс.
Это уже есть, господин Михайлов и Владимир Владимирович Путин.
А что нужно?
А нужно заявить, что не паспорт (полицейское по сути своей изобретение), не кровь («кровь ни у кого не чиста» писал скептически наш философ Константин Леонтьев, понимая это ещё в XIX веке, и чем украинская кровь к примеру отличается от русской, да ничем); но русский язык и прилагаемая к нему с ним русская культура и цивилизация являются отличительными особенностями русской нации.
Вот какой закон нам нужен.
А Конституция, и Уголовный Кодекс у нас уже есть.
А если государство хочет придумать «российскую нацию», то проще сделать национальностью гражданство. Большинство государств так и поступили. Во Франции и негры из Карибского бассейна и полинезийцы из Новой Каледонии имеют в паспорте Nationalite — FRANCAIS — национальность: французская.
То-то будет хорошо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий