Даржапов Олег Валерьевич.
Гвардии полковник. Бывший командир 336-й отдельной Гвардейской Белостокской бригады МП ДКБФ
Родился 11.02.1965 в пос Багдарин, Баунтовского р-на Бурятской АССР. В 1982 году поступает, а в 1986 году оканчивает Благовещенское ВТКУ. Далее проходит службу в 336-й отдельной Гвардейской Белостокской бригаде МП ДКБФ на должностях:
командир взвода плавающих танков 112 ОТБ: 1986-1991 гг.
командир роты плавающих танков 112 ОТБ: 1991-1993 гг.
командир роты материального обеспечения: 1993-1994 гг.
начальник штаба батальона кадра: 1994-1996 гг.
начальник штаба 887-го разведбатальона: 1996-1997 гг.
командир 877-го батальона морской пехоты: 1997 - 2000 гг.
слушатель военной академии: 2000-2002 гг.
заместитель командира бригады: 2002-2006 гг.
командир бригады: 2006- 2009 гг.
заместитель начальника береговых войск ДКБФ: с 2009 года.
Ген победителей
Он помогает нам выстоять в трудных испытаниях, считает полковник Олег Даржапов. Вся многолетняя служба Олега Валерьевича – свидетельство верности воинскому долгу и любви к морской пехоте. Вот некоторые эпизоды жизненного пути заместителя начальника береговых войск Балтийского флота.
КРЕЩЕНИЕ ЧЕЧНЁЙ
Первый снаряд разорвался за КНП. Второй – не долетев. «Вилка!» – мелькнуло в сознании. В следующее мгновение вспышка огня, грохот, дым – и темнота. Очнулся уже на носилках, когда бойцы вытаскивали его из КНП. В голове тошнотворный гул, левая нога – одна сплошная боль... Контузия и придавленная бревном нога до сих пор дают о себе знать. Со временем – не обращаться же бесконечно к врачам – наловчился самостоятельно делать нехитрые процедуры, этим, когда уж совсем прижмёт, и спасается.
– Те брёвна в три наката, с кирпичами и железными листами, спасли мне жизнь, – говорит Олег Валерьевич. – А до этого некоторые посмеивались: надолго, видать, обосновался, не землянка, а целый бункер… Что было потом? Отлежался три дня – и снова в строй.
Когда началась первая чеченская, Даржапов служил начальником штаба отдельного батальона. Батальон был кадрированным. Время было худое, остро не хватало молодых офицеров, разводящими в караулы ходили командиры рот. В Чечню в составе сводного батальона морских пехотинцев Балтийского флота гвардии майор Олег Даржапов отправился в качестве командира взвода. Через неделю боёв принял роту. Через полтора месяца стал начальником штаба сводного батальона.
Участвовал в форсировании Сунжи, взятии площади Минутка – балтийские морпехи сражались на самых трудных участках.
– Всегда удивлялся, – говорит Олег Валерьевич, – как наш солдат, матрос быстро приспосабливается к тяжёлым условиям, становится настоящим воином. Есть у нашего народа некая историческая прививка, ген победителей, позволяющий всё превозмочь.
После Грозного – село Беркат-Юрт, где отдельная усиленная рота под командованием Даржапова держала участок шоссе протяжённостью 14 километров. Полтора взвода морпехов, танковый взвод, миномётная и противотанковая батареи – вот, собственно, и все наличные силы. Боевики пытались вернуть утраченные позиции. Вначале была вылазка диверсионной группы, – её почти полностью уничтожили. Следующий, более тяжёлый бой начался с атаки кочующих дудаевских танков: тогда-то один из снарядов и угодил в КНП…
Домой, в Балтийск, Олег вернулся весной. Поступил, как и планировал, в военную академию. Когда на горизонте замаячила новая Чечня, с очного отделения перевёлся на заочное: оставаться в это время в тылу он для себя никак не считал возможным. Во вторую чеченскую командировку (был он уже комбатом) отправился начальником штаба оперативной группы.
– Пробыли мы там недолго, где-то с месяц. Готовили базу для приёма и размещения нашего батальона. Когда стало известно, что участвовать в этой кампании нам не придётся, вернулись обратно.
ОТ ДЕДА – К ВНУКУ
Дедом Жамбалом Олег гордился всегда: дед у него был героический. Служил в Кубанском кавалерийском полку Рокоссовского, которого знал лично. Участвовал в боях на КВЖД, воевал на Хасане и Халхин-Голе. Сражался на разных фронтах Великой Отечественной. Был тяжело ранен. Снова стал в строй и завершил свою боевую эпопею участием в войне с Японией.
– Защита Отечества – это у нас, можно сказать, семейное. Оба дяди по отцовской линии были офицерами – один танкистом, другой военным моряком, командиром подводной лодки. Отец, инженер, много лет проработавший на золотых приисках, срочную служил на флоте. Так что к моему желанию стать военным в семье отнеслись с уважением. Когда посмотрел фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», твёрдо решил, что буду именно морским пехотинцем. Специально для этого занимался спортом, выполнил норму кандидата в мастера спорта по дзюдо.
Благовещенское высшее танковое командное Краснознамённое училище Даржапов окончил в 1986 году. Служить попал в бригаду морской пехоты Балтийского флота – командиром взвода плавающих танков.
– Становление не было лёгким, – говорит Олег Валерьевич. – Рота – лучшая в бригаде, требования выше, чем у других. Чистота и порядок идеальные: в боксы для хранения техники можно было заходить без обуви. Командир, если что не так, наставлял: «Не нужно говорить, почему вы не выполнили задачу. Лучше скажите, что вы сделали для того, чтобы её выполнить». Я у него многому научился. Да и вообще, время было хорошее: поступала новая техника, одно учение следовало за другим. Когда уже я сам командовал ротой, она по-прежнему была лучшей в бригаде.
Начало 1990-х больно рубануло реорганизациями и сокращениями. Не миновала эта чаша и Даржапова. Вариантов было немного: возглавить роту материального обеспечения или принять батальон в Клайпеде с последующим его выводом на расформирование.
– Командовать ротой матобеспечения, на тот момент худшей в бригаде, мне не хотелось. Но так как больше всего на свете я любил морскую пехоту, то согласился. Начал с того, что приохотил подчинённых к строю: чётко зная своё место в строю, знаешь его и в боевом порядке, боевое управление всегда начинается со строевой подготовки. «Красив в строю – силён в бою» – очень верные слова.
За пару лет отстающая рота вышла в передовые. В следующей своей должности, начальника штаба отдельного батальона кадра, Даржапов пробыл меньше года, но и этого времени хватило для того, чтобы серьёзно подтянуть подразделение и восстановить всю технику. А дальше была Чечня...
К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСТВЕ
Соединение морской пехоты гвардии полковник Даржапов возглавил через 20 лет после того, как пришёл сюда юным лейтенантом. Командовал бригадой до февраля 2009-го, затем был назначен на должность заместителя начальника береговых войск Балтийского флота. Одно время исполнял обязанности начальника береговых войск БФ.
Можно ли командирское ремесло причислить к высокому сословию творческих профессий? Служба Олега Валерьевича даёт на этот вопрос утвердительный ответ. Смотревшие фильм «Адмирал Ушаков» наверняка помнят сцену, где корабельные пушкари отрабатывают точность стрельбы на качающихся качелях. Так вот, подобные тренажёры – для одиночной стрелковой подготовки морских пехотинцев – Даржапов успешно внедрил на бригадном полигоне Хмелёвка, идею творчески позаимствовал как раз из кинофильма.
В 2003-м, будучи командиром морского десанта, он сумел сделать почти невозможное: в трёхбалльный шторм, на плаву, осуществил обратную посадку техники с людьми на десантный корабль. Было это на Международных учениях «Балтопс», участие в которых наряду с ВМС стран НАТО до 2012 года включительно принимали и российские военные моряки.
– Некоторые сценарии этих учений реализовывались уже без нас. Например, высадка амфибийных групп в районе Паланги и Палдиски, побережье которых схоже с берегами в окрестностях Калининграда и Питера. Интересное совпадение! В любом случае было полезно оценить качественное состояние ВМС НАТО. Пищу для ума дали поездки в Англию, Данию, США, Швецию и другие страны. Из этих поездок я привёз идею так называемых курсов выживания, идею скоростного десантного катера, ну и ещё кое-что.
Когда в 2013-м возник замысел «Балтийского дерби» – профессиональных состязаний морских пехотинцев по аналогии с «Танковым биатлоном» – именно Даржапову поставили задачу разработать программу соревнований и подготовить их проведение. На всё про всё дали две недели, каким-то немыслимым образом Олег Валерьевич и его подчинённые в этот срок уложились.
– Программу составляли исходя из реальных потребностей боевой учёбы, повышения её качества, – рассказывает мне Олег Валерьевич. – Ежегодно вносим какие-то изменения. В этом году, например, добавили этап «Тропа выживания», оказавшийся очень полезным для подготовки молодых матросов. Будем совершенствоваться и дальше.
Заветная мечта полковника Даржапова – стать свидетелем и участником создания корпуса морской пехоты, нового рода войск – мобильного, универсального, с широкой географией применения, включающего в себя нынешние береговые войска, подразделения специального назначения ВМФ… Как знать, может быть, мечте этой дано осуществиться.
ПЫ.СЫ. Ну что хохлы, убедились, что ни каких боевых бурятов на Украине нет и не было? Если бы они там были, вы бы давно смазали пятки салом и тикали бы в любимую Европу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий