суббота, 1 апреля 2017 г.

Ельцинизм.

Нам "повезло". За относительно короткий исторический срок - чуть более ста лет - мы познакомились сразу с несколькими -измами.
Простились с монархизмом, построили социализм, замахнулись на коммунизм, узнали авторитаризм и, наконец, перешли к ельцинизму.
Там, где приходится упоминать фамилию "ельцин", я всегда, вопреки правилам грамматики, пишу её с маленькой буквы. Так же, как и имена всех остальных негодяев всемирного масштаба. К ельцину есть свой собственный счёт едва ли не у любого россиянина. Лично я считаю этого человека абсолютным негодяем вовсе не за то, что он пьянствовал и в пьяном виде позорил страну на высшем государственном посту. В конце концов, все мы не без греха. И пьём тоже все. Или почти все. Конечно, президенту негоже быть алкоголиком. Стыдно. Но это ещё не самое страшное. 


Ельцин не был предателем России в том смысле, в котором его иногда характеризуют. Он - не Суворов-Резун. Не беглый разведчик, сдавший врагу сеть своих вчерашних коллег по службе. Он не был агентом западных спецслужб, как козырев. Во всяком случае, этому нет никаких документальных свидетельств. 
Ельцин не был кровожадным тираном, лично отдававшим приказы на пытки и раcстрелы своих политических оппонентов.
И тем не менее, ельцин был самым главным ничтожеством в политической жизни России за последние 300 лет.
Причина такого моего отношения к нему в том, что он был выдающимся лжецом. Лицемером. И лгал он в полном осознании, не морнув глазом. 24 часа в сутки. Лгал всем, кто его слушал и кто изо всех сил пытался ему верить даже тогда, когда верить было уже нельзя. Ложью были не только его слова, но и вся его "политика".
По воспоминаниям его "соратников" (если не ошибаюсь, это был Александр Коржаков), в самый первый день своего воцарения в главном Кремлёвском кабинете, он, "выпимши", горделиво поглядывал в окно и еле заметно торжествующе улыбался на льстивый шёпот из-за спины: "Царь Борис!"
И эту улыбку можно было понять. Только он сам знал наверняка, ценой каких преступлений перед народом и страной он вскарабкался на заветный трон.
Ельцин олицетвoрял собой самые отвратительные, самые позорные, самые гнусные черты, которые присущи некоторым представителям нашего несчастного народа - этакую полупьяную гунявую глумливость, соединённую с чувством полной безнаказанности. Ельцин обращался со своей собственной страной и её народом, как косматый и дремучий, "пьяный вусмерть" деревенский жлоб с двустволкой в руках: "Манька! А теперь сымай мне сапоги, курва!"
90-е годы - самые трудные и горькие годы России - были не годами бандитизма и беспредела, а годами фантастического по цинизму вранья первого лица государства и его присных, по сути - временщиков, друзей и родственников, "семьи", как говорили тогда.
Это не было ложью "во спасение", как бывает иногда. Это была ложь ради самой лжи. Ложь, как единственный способ существования трусливого, слабого, никуда не годного режима.
Дикий вал преступности и нищеты, захлестнувший тогда Россию, вовсе не был естественным явлением при переделе собственности, как уверял с высоких трибун егор гайдар . Всего этого можно было избежать без особых проблем. Надо было всего лишь проводить приватизацию постепенно, не спеша, начиная с малого и двигаясь дальше и дальше.
Примеры таких грандиозных экономических преобразований были в истории. В том числе и в нашей истории. Сразу после Революции 17-го года, на волне событий всплыли бесчисленные толпы мародёров и уголовников, о которых знают и помнят сегодня даже дети. Чего стоил один Лёнька Пантелеев!
Но на этой же волне возникли и ЧК, и народная милиция, и добровольная охрана порядка, и спустя короткое время этот порядок был восстановлен. Железной рукой.
Ельцина порядок не интересовал вовсе. Придя к власти благодаря организационной и финансовой поддержке вчерашних уголовников, спекулянтов, цеховиков, мошенников и торгашей, у многих из которых за плечами были статьи УК РСФСР за расхищение соц.собственности (как у Березовского за спекуляцию автомобилями или Усманова, осуждённого сразу по трём статьям, включая вымогательство), он сразу начал "возвращать долги" своим "друзьям", отдав им на откуп всё, что было создано трудами многих поколений россиян, даже тех, кто родился задолго до Революции.
И весь уголовный хаос, который мы наблюдали в 90-е годы, был, по сути, намеренным, устроенным самим ельциным для того, чтобы ходорковские, гусинские, березовские, брынцаловы, потанины, лисины, евтушенковы, богдановы и прочая, в перестрелках и разборках между собой руками дурней из провинциальных спортзалов могли, наконец, честно и по понятиям решить, чей это, в натуре, банк или ломбард, универмаг или склад, алюминий, стальной прокат, мочевина, никель, золото, медь и нефть.
Они рвали из рук и дрались за это добро, с мясом и кровью выдирая куски друг у друга изо рта, по науке, полученной в советских тюрьмах и лагерях, как раз в то время, когда мы торговали у метро варёной картошкой и солёными огурцами, пили спирт "рояль" и считали жареную курицу царским деликатесом.
Всего этого могло не быть. Запросто. Опираясь на армию и реорганизованную полицию, а главное - на колоссальную народную поддержку, которая была тогда у этого негодяя, он легко мог провести процессы приватизации ступенчато, плавно, начав с наименее рентабельных и наиболее капиталоёмких отраслей народного хозяйства, переходя затем к наиболее лакомым кускам.
Как экономист, я до сих пор не могу понять, зачем надо было приватизировать нефть? Ведь нефть - те же деньги, даже лучше! Это всегда прибыль. Особенно важно это было в России начала 90-х, когда казна была практически пуста. Разве иметь нефтегазовую отрасль под полным контролем государства не означало притока так необходимых средств в самом начале реформ для их успешного завершения?
Всё это ельцин мог бы сделать. Если бы хотел!
Но он не хотел и не мог. Он уже дал "серьёзным людям" обещания. Совсем другие обещания. Не те, что он давал нам!
Поэтому спокойно пил. И тоже закусывал. Но не у метро. И не жареной курицей и солёными огурцами. Он закусывал Россией, наблюдая за перестрелками из окна кабинета. Он взял власть, платил по счетам, и больше его не интересовало ничего. И, наконец, 31 декабря 1999 года,  расплатившись, открыто признался:
- Извините, я наелся и напился. Хватит. Ухожу.
И пришёл Путин.
Наблюдая за Владимиром Владимировичем все эти годы, я могу с уверенностью сказать, что это не тот человек, которым можно манипулировать. Наоборот! Это он способен манипулировать кем угодно. Путин - сильный человек. И умный человек. А поскольку он не пьёт, он способен всегда полностью отдавать отчёт своим действиям.
Путин сумел выстроить жёсткую управленческую вертикаль и поставить под контроль или изгнать из страны многих, кто чувствовал себя вольготно в 90-е годы.
Путин взял в свои руки власть и... в полном осознании воздвиг грандиозный мемориал борису ельцину и осыпал милостями его безутешную вдову.
Но сегодня в России нет людей, испытывающих добрые чувства к ельцину. Кроме, пожалуй, Шендеровича и Альбац.
Для остальных 140 миллионов ельцин - хуже и гаже врага.
И Путин это знает. Зачем он соорудил этот монумент с такой общественной помпой, вопреки ясно выраженной воле народа? Зачем так же показательно и публично не перестал награждать Наину Иосифовну? Что хотел сказать этим новый президент России?
Что дело ельцина живёт и побеждает?
Сколько времени смогла бы просущeствовать Советская Власть, если бы В.И. Ленин или И.В. Сталин торжественно поставили в центре столицы памятник Николаю Второму?
Думается, что в ответе именно на этот вопрос заложен ответ, каким путём будет жить дальше Россия.
Нет никаких сомнений в том, что сегодняшняя жизнь значительно лучше описанных выше ельцинских времён.
Но этого мало. Для того, чтобы день сегодняшний стал залогом завтрашнего дня, с наследием ельцина надо покончить на государственном уровне.
А кто из вас рискнёт сказать, что это сделано?
Я лично - не возьмусь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий