пятница, 29 июня 2018 г.

Владимир Корнилов о встречи Путина и Трампа и нужно ли России возвращаться в "Большую восьмерку"? "Украинский вопрос" в мировой политике.




Ростислав Ищенко. Путин и Трамп будут объединять мир в Хельсинки | Потерявшие Россию


Путин и Трамп будут объединять мир в Хельсинки

Ещё пару лет назад от имени России Владимир Путин отказывался от претензий на статус сверхдержавы. Мотивы понятны, внешняя политика Москвы ориентирована на создание многополярного мира, в то время, как эпоха сверхдержав была миром биполярным, характеризующимся противостоянием США и СССР

Россия явно не стремилась занимать позицию одного из полюсов глобального противостояния.

Однако, когда в прошлом месяце Россию сверхдержавой назвал канцлер Австрии, президент России не стал его поправлять и позднее не откомментировал это заявление, по умолчанию согласившись с новым статусом России на международной арене. Возможно потому, что австриец явно не вкладывал в термин сверхдержава негативный смысл, а может быть в силу того, что абсолютная прагматичность Владимира Путина не позволяет ему отрицать очевидное — свершившийся факт.


А сверхдержавность России — свершившийся факт. И признали это не кто-нибудь, а США, которые до сих пор числились единственной сверхдержавой. Выразилось это в срочной организации встречи российского и американского президентов. До сих пор американцы не только не особенно торопились с данной встречей, но подчёркивали, что когда надо будет, Путина пригласят в Вашингтон. Сомнений в том, что именно российский президент должен ехать в Вашингтон у них не было.

Однако полтора года прошло, Россия особой активности в вопросе о встрече не проявляла, а американцам встреча была необходима с точки зрения внутренней политики, где Трампу надо поддерживать позитивную динамику своего рейтинга, демонстрируя выполнение предвыборных обещаний (нормализация отношений с Россией одно из них), а также акцентируя внимание на внешнеполитических успехах (пусть и виртуальных). Встреча нужна и с точки зрения внешней политики. Трамп поссорился со всеми своими союзниками (многих лидеров просто лично оскорбил), начал торговую войну со всем миром. Ему просто необходимо продемонстрировать этому миру, что хоть с кем-то у него отношения налаживаются. Иначе он окажется в полной политической изоляции.

Осознав, что торопиться со встречей в Москве никто не собирается, Вашингтон сменил риторику и начал спешить сам. Вдруг выяснилось, что Трамп давно планировал увидеться, но аппарат саботировал его указания. Вдруг исчез из повестки Вашингтон, как единственное подходящее место для встречи. Вдруг американцы перестали настаивать на предварительных уступках России и выразили готовность провести встречу просто так — поговорить, познакомиться, обменяться мнениями об актуальных мировых проблемах. В общем, провести первое знакомство, без взаимных обязательств.

Россия не отвергла эти предложения. Но поскольку они были сделаны неформально, стала ждать их формализации и конкретизации. Не помогли даже организованные американцами «утечки», что дипломаты двух стран, якобы давно готовят встречу в Вене 15 июля. Это было бы неудобно Москве. Вечером 15-го июля должна состояться церемония закрытия Чемпионата мира по футболу (начало церемонии в 18 часов), на которой Путину, как хозяину приличествовало бы быть. Даже, если бы встреча с Трампом была назначена на утро 15 июля, провести все мероприятия (при том, что подобные переговоры могут затянуться и просто так их не прервёшь) и, с учётом разницы часовых поясов долететь до Москвы было бы проблематично.

В общем, американцы хотели показать всему миру, что они всё-таки важнее чемпионата. Но сразу после их информационного вброса (о Вене 15-го числа) Кремль вообще отказался подтвердить факт встречи. Москва продемонстрировала, что на кривой козе её не объедешь и если партнёр будет мухлевать, то она может подождать ещё пару лет.

В конечном итоге нервы у США сдали и в Москву, вести конкретные переговоры, отправился советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон. Тот самый Болтон, который в администрации Трампа является одним из главных сторонников жёсткой позиции в отношении России. Если уж его отправили вести переговоры об организации саммита двух президентов, значит хотели продемонстрировать, что внутри администрации, да и внутри республиканской партии, оппозиция сломлена, по поводу целесообразности встречи достигнут консенсус. Вот главный ястреб приедет в Москву и сам всё расскажет.

Уже сама по себе поездка Болтона — крупнейшая дипломатическая победа России. Впервые за последние тридцать лет Вашингтон не соглашается милостиво на встречу, а уговаривает партнёра встретиться. Было бы наоборот, Лавров бы полетел в Вашингтон обсуждать параметры встречи. А так Москва подтвердила своё согласие на встречу только после приезда Болтона и двухчасовых переговоров, в ходе которых он имел возможность изложить аргументы Трампа.

Поскольку по итогам переговоров он дал пресс-конференцию, то теперь эти аргументы известны и нам. Договориться ни по одному существенному вопросу США не готовы. Поэтому уже анонсировано, что лидеры по итогам переговоров только может быть подпишут декларацию о намерении договариваться дальше. Нечто вроде того, что подписал Трамп с Ким Чен Ыном, только охватывающее все глобальные проблемы. Заметим, что полной уверенности в том, что удастся выйти хотя бы на уровень никого ни к чему не обязывающей декларации нет. Всё будет зависеть от того, как переговоры пойдут.

При этом США, устами Болтона, уже пообещали, что будут и дальше настаивать на возвращении к формату Группы восьми («возвращения России в восьмёрку»). Возможно в Вашингтоне считали, что это огромная уступка, но Москву она не впечатлила. Судя по последней встрече «Семёрки», после которой стали поговаривать о её превращении в «Шестёрку» (без США), реставрация формата «Восьмёрки» больше нужна Трампу, который попытается маневрировать между Москвой и своими западными партнёрами, чем России, которой даже удобнее вести переговоры с каждой из западных стран в отдельности, чем сталкиваться с их консолидированной позицией в формате «Восьмёрки». Поэтому желание США получить что-то взамен на возвращение России в «восьмёрку» удовлетворено не было. Все проблемы (сирийскую, украинскую, корейскую, даже европейскую) Россия готова обсуждать, но ни по одной не готова уступать.

Возможно именно в связи с необходимостью положить на стол хоть какой-нибудь материальный аргумент, способный убедить Москву согласиться на встречу, которую Трамп собирается использовать исключительно в целях собственного пиара, США таки отказались на текущей неделе от активного противодействия России и Сирии в провинции Дераа, где армия Асада, при поддержке ВКС начала уничтожение приграничного анклава боевиков, до сих пор находившихся под военно-политическим зонтиком США. Внезапно Вашингтон заявил, что не окажет боевикам никакой поддержки и не пойдёт ради них на интервенцию. Заметьте, это можно было тих сообщить заинтересованным лицам, но Вашингтон громко заявил на весь мир. Трудно расценить это иначе, чем сигнал России. Болтон прилетел в Москву именно после этого заявления и именно после него ему удалось согласовать время и место встречи — 16 июля в Хельсинки (как удобно обеим сторонам сказали в Кремле).

Всё это кстати произвело неизгладимое впечатление на американских союзников. Британская пресса сразу наполнилась паническими прогнозами, что Трамп может признать Крым российским, отменить санкции и вообще предать Запад. Так что свои дивиденды, в виде перепуганной насмерть Европы Трамп с этой встречи уже имеет. Вопрос сумеет ли воспользоваться, но это — второй вопрос.

В целом же желание США разговаривать — уже хорошо. До сих пор они отказывались от неоднократных российских предложений утрясти все противоречия в ходе прямых переговоров. Тот факт, что срочная встреча понадобилась Вашингтону, тогда как Россия могла ждать сколько угодно долго — хорошо вдвойне, ибо убедительно демонстрирует всему миру новую расстановку сил.

Не зря вице-президент Ирана Али Акбар Салехи сказал: «Трамп делает весьма хорошее дело, объединяя весь мир, а себя изолируя». Осознание опасной изоляции и отсутствия возможности решить проблему привычным методом силового давления привело США к существенным уступкам России ещё до начала переговоров. Теперь надо лишь эффективно использовать ту ситуацию в которую США сами себя загнали.

Ростислав Ищенко


Потерявшие Россию

В США разворачивается дискуссия, характерная больше для российской рефлексии. Только если российские патриоты, либералы, коммунисты, монархисты и прочие адепты универсальных идеологий дискутируют о том, кто потерял (теряет) Прибалтику (Украину/Белоруссию/Казахстан/Армению – все постсоветское пространство в целом), то в Америке спорят о том, кто потерял Россию. Трамписты обвиняют обамовцев, те, в свою очередь, клинтоновцев и бушистов. Виновники называются разные, но сомнений в том, что в определенный момент США Россию потеряли и теперь им от этого плохо нет ни у кого.

Более того, мы видим попытки повторного «обретения России». В ЕС начались разговоры о выходе из режима санкций. Впрочем, ЕС может говорить еще долго, если Трамп окончательно не разругается с Европой в рамках начатой торговой войны, то европейцы всегда предпочтут знакомый (хоть и наглый) Вашингтон, ласковой, но пугающей своей необычностью Москве. Поэтому попытки Трампа договориться с Путиным в рамках двусторонних саммитов, за счет ЕС и всего остального мира теоретически более перспективны, хоть на данном этапе абсолютно непродуктивны. США уже поняли, что надо договариваться, но еще не поняли, что время, когда в рамках достижения компромисса от России можно было ждать уступок по ключевым вопросам уже прошло.

У резко усилившейся и продолжающей усиливаться России теперь другое восприятие компромисса. В Москве, например, осознали, что отсутствие российского представительства в ПАСЕ или в «Группе восьми» может оказаться не только безболезненным, но даже полезным. Санкции ощущаются болезненнее – они наносят реальный вред, но и из них Россия научилась извлекать пользу. Более того, главный аргумент западных противников санкций, требующих их отмены, заключается в том, что еще через три-пять лет Россия вынужденно, без особого желания, закроет последние вызванные санкциями проблемы, серьезно на это потратившись. Но потом разговаривать вообще будет не о чем. При том, что Запад, как ни ограничивай российский экспорт, все равно будет зависеть от широкой номенклатуры товаров российского экспорта (причем уже не только сырьевых и пищевых, но вполне промышленных), Россия реально может стать самодостаточной (более самодостаточной, чем был СССР). И тогда, даже при условии снятия всех ограничений, западные товары и услуги на российском рынке понадобятся не больше, чем турецкие помидоры (которые поставлять в Россию давно можно, но они здесь уже не продаются – рынок занят конкурентами).

Это мелочи, накладывающиеся одна на другую и не очень хорошо заметные из России (изнутри). Но западный бизнес, а за ним и политики, все эти изменения фиксируют, здраво оценивают ситуацию и прекрасно понимают, что угроза, исходящая от России, носит не военный характер. Как бы ни рос ее потенциал, Россия еще долго (одно-два поколения) будет морально-психологически не готова к проведению реальной агрессивной внешней политики, опирающейся на военную компоненту, а не на дипломатические возможности. На Западе прекрасно знают (те, кому знать положено), что не только военная доктрина, но и военные приготовления России носят оборонительный характер. Это не значит, что Москва не готова разгромить на поле боя любую армию и даже армии любого альянса, это значит, что Россия неспособна и не скоро будет способна к длительной оккупации и переустройству занятых территорий. Москва быстрее, качественнее и эффективнее выигрывает в дипломатической борьбе и экономическом соревновании, поэтому всегда до последнего стремится избежать войны, требующей непродуктивного расхода ресурсов.

Это можно отрицать, в это можно не верить, но стремление США договориться фактически о разделе мира, а пока что озвученные Болтоном предложения Трампа носят именно такой характер (раздел всех кризисных точек на сферы интересов, без фиксации однозначной победы любой из сторон конфликта – мир за счет союзников России, поскольку американские уже и так сброшены с доски), убедительно свидетельствует, что в Вашингтоне поняли – силой передавить Россию не получится. Необходимо попытаться за столом переговоров отыграть хотя бы часть того, что потеряно на полях сражений.

Заочные предложения США вернуть Россию в клуб вершителей судеб мира (который таковым уже не является, но все еще представляется таковым Западу) как раз являются попыткой нового обретения России. Ее не удалось подчинить Западу на вторых ролях. Сейчас выдающиеся западные эксперты страдают по поводу того, что Москву в свое время не приняли в ЕС и в НАТО. И вот Вашингтон осторожно делает Москве заманчивое предложение разрешить все двусторонние противоречия за счет остального мира.

Это лукавый данайский дар. Новую Россию, привлекательную не столько своей силой, сколько справедливостью и неангажированностью своих арбитражей и умеренной (разумной) стоимостью своей небескорыстной помощи, пытаются уговорить превратиться в такие же США, только помельче. Согласие Москвы означало бы для Запада немедленную победу. Да, для начала с Москвой пришлось бы поделиться сферами влияния. Но когда она увязла бы в установлении своей гегемонии на выделенных подмандатных территориях, когда оказалась бы столь же скомпрометированной, как Соединенные Штаты отказом учитывать национальные интересы своих партнеров, она моментально потеряла бы большую часть международных симпатий, от нее бы отвернулись союзники и с этим кончилась бы сила новой России. А уж потом Запад мог бы и передумать делиться.

В отношении сотрудничества Западная Европа (именно Западная, а не вся) значительно перспективнее США. Европейцы, будучи всего лишь младшим партнером гегемона, получавшим долю добычи за эксклюзивные услуги, не столь связаны финансово-экономически с глобальным доминированием. Они более открыты для реформирования политических и экономических отношений. Более того, состояние Евросоюза делает такую реформу (добровольную, сохраняющую ЕС, или вынужденную, после его распада) неизбежной. Многополярный мир для ЕС, не являющегося без США самостоятельным центром силы в нынешнем мире, означает повышение статуса, хоть и усложнение жизни.

США же свое время для реформ уже пропустили. Они могут либо держаться до конца, превратив весь мир в экономические и политические руины перед своим коллапсом, либо рухнуть раньше других, под тяжестью противоречий, создав для остального мира тяжелые, но решаемые проблемы (тем более решаемые, что мир уже давно начал готовиться к неизбежному коллапсу США). Самостоятельно (за счет внутренних ресурсов) преодолеть текущий кризис США уже не могут (начинать надо было не позже 2000-го, максимум может быть 2005-го года, а по-хорошему еще в ранние 90-е). Их может провести над пропастью и спасти от коллапса остальной мир, для которого крах США тоже не подарок. Но такая помощь не будет безусловной. США придется отказаться от концепции военного доминирования, от концепции своей исключительности и стать просто одним из многих государств. Это нанесет удар не только по большей части американской элиты, чьи доходы обеспечиваются неравноправными торгово-экономическими отношениями с остальным миром, но, на первом этапе, и по населению США, уровень жизни которого неизбежно резко упадет. Международные доноры просто не станут обеспечивать американскому народу уровень жизни выше, чем своим собственным.

Теоретически доллар, на какое-то время может остаться мировой резервной валютой, но над ним необходимо будет установить международный контроль. То есть, принимая помощь внешнего мира в преодолении кризиса, США лишатся всех рычагов воздействия на глобальную политику. Поскольку актуальные американские элиты не умеют жить, работать и зарабатывать в мире, в котором не обеспечена их гегемония, неизбежной становится смена неэффективных элит, на такие, которые будут отвечать новым требованиям времени.

Смешно предполагать, что правящий класс США, как раз и состоящий из нынешних элит, согласиться сам себя политически и экономически помножить на ноль, превратившись в простых небогатых обывателей. При этом не надо забывать, что над многими американскими политиками висят еще и военные преступления и преступления против человечности. Только американская гегемония оберегает их от тюрьмы (а то и от петли – прецеденты американцы сами создали). В новом многополярном мире ни Россия, ни Китай, ни ЕС, ни кто-либо другой, не сможет остановить судебное преследование, возбужденное Сербией или Ираком, Сирией или Ливией, Афганистаном или Украиной (если доживет) против американских политиков, американских военных, американских чиновников, сотрудников американских спецслужб, несущих персональную ответственность за отдачу и/или исполнение преступных приказов, повлекших за собой смерть десятков тысяч, а то и миллионов людей, а также разрушение среды обитания десятков, а то и сотен миллионов.

Курьез истории заключается в том, что избежать уничтожающего коллапса США могут, либо передав ответственность за глобальный мир новому гегемону, либо согласившись на дегегемонизацию международной политики – построение многополярного мира. Но оба эти варианта неприемлемы для контролирующих политику американских элит, как не гарантирующие их безопасность. Они сами были элитами гегемона и знают, что обещания, дающиеся вассальным элитам не выполняются. В конечном итоге их всегда сдают, предварительно ограбив, поскольку того требует реальная политическая выгода (ничего личного – только бизнес, «Боливар выдохся. Он не выдержит двоих»). Они понимают, что в многополярном мире в принципе невозможна какая-либо гарантия от преследования за совершенные ими преступления. Многополярный мир основан на консенсусе и компромиссе, а далеко не все страны и народы будут склонны простить американским элитам свои несчастья.

Им приходится сражаться до конца, надеясь, что мир испугается попасти, открывающейся за американским коллапсом, остановится и смирится с американской гегемонией, лишь бы не было хуже. Возможно мир так бы и поступил, но дело в том, что построенная США финансово-экономическая и военно-политическая система все равно не способна существовать без постоянного притока внешнего ресурса, причем растущего в геометрической прогрессии (это хорошо иллюстрирует рост внешнего долга США, после внедрения «рейганомики», ставшей основой нынешней системы). Следовательно, даже капитуляция устрашенного мира не освобождает его от ужаса коллапса американской системы. Коллапс лишь откладывается, за счет поглощения и уничтожения ресурсов всего остального мира. Таким образом он становится гораздо более мощным, страшным, глобальное же сообщество лишается ресурсной базы для его предотвращения или же минимизации его последствий.

США потеряли не Россию. Вернее Россию они потеряли давно, а сейчас забеспокоились, поскольку потеряли весь мир. Интересы правящих элит Вашингтона диаметрально противоположны интересам всего остального мира. Все: бедные и богатые, олигархи и демократы, левые и правые, монархисты и анархисты объективно являются врагами американской элиты. Более того, самое печальное и непоправимое, что врагом американской элиты, с которым невозможно достижение компромисса, является даже американский народ. Потому, что народ заинтересован выжить и сохранить государство, даже ценой временных существенных потерь. Элитам же надо дожить. Государство США должно просуществовать и сохранить глобальную гегемонию на период их жизни, а затем хоть потоп.

Как видим даже американские элиты играют в забавную игру, под названием пирамида. Для обеспечения хороших стартовых позиций и высокого уровня жизни, молодые представители элиты, должны принимать устраивающие их старших товарищей правила игры. Но, если последние еще могут рассчитывать «умереть на троне», то, что касается первых, как говаривал литературный д’Артаньян: «Обязательство же, выданное Вам, господин Арамис, вообще превращается почти в ничто».

Отсрочить неизбежное можно только с опорой на Россию. Все остальные сами слишком уязвимы. Для США «обретение России» - вопрос выживания. Причем это обретение обязательно должно пройти по американскому сценарию. Для России «обретение США» желательно, с точки зрения снижения рисков построения нового мира, но на американских условиях оно не имеет никакого смысла, ибо американские условия как раз означают вписывание России в уже отживший американский мир для продления его агонии, за счет жизненных интересов российских элит и народа.

Иногда чудеса случаются и даже такая агонизирующая безответственная элита, как американская, выдвигает лидера, способного подняться над интересами выдвинувшей его социальной страты, над сиюминутными обстоятельствами и, рискуя всем, предпринять шаги, способные спасти элиту, народ и государство. В России в 2000-м эту миссию принял на себя и пока успешно воплощает Путин. Трамп заявляет о симпатиях лично к Путину и к его политической практике. В ходе избирательной кампании Трамп произнес много правильных слов о грубейших ошибках американской власти, поставивших страну на грань социальной, политической, экономической и финансовой катастрофы. Но Трамп пока не проявил умения и намерения разумно рисковать, отстаивая свою концепцию развития страны.

Особенность американской политической модели заключается в том, что первые два года своего правления он во многом был связан наследием прошлой администрации, следующие два года он будет связан интересами своей следующей избирательной кампании. Если переизберется, то последние два года своего срока он должен будет позаботиться о том, чтобы выборы выиграл новый кандидат от республиканцев. На реальную политическую активность у него останется только два года второго срока (который еще надо будет добыть). Помните, как говорил Барак Обама тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву (в ходе подслушанного журналистами разговора): «После выборов я буду свободнее в своих действиях и смогу решить этот вопрос». Думаю, что беседу для того и засветили, чтобы «более свободный» Обама не решил «этот вопрос» (если не ошибаюсь речь шла о ПРО).

Шансов на слаженную общую работу по выводу мира из системного кризиса, в который его погрузила система американского глобального доминирования не так уж и много. Но они есть, а надежда умирает последней. По крайней мере сегодня, потерянная ими Россия не просто предлагает альтернативный предлагаемому США путь развития международных отношений (в отличие от американского, имеющий перспективу), но и смогла сплотить вокруг него постоянно растущую группу государств. Чем больше эта группа становится, тем мощнее ее притяжение и тем сложнее старым глобальным элитам оказывать сопротивление. Может быть самые умные и незапятнанные из них решатся сбросить в реку истории преступный балласт и начать переговоры об условиях своей капитуляции (пока еще есть время избежать безоговорочной).

Ростислав Ищенко


Комментариев нет:

Отправить комментарий