суббота, 30 июня 2018 г.

Мифы Гуго Шмайссера: кто на самом деле создал автомат Калашникова



Кто же он — герр Шмайссер? Гениальный немец, завербованный Советским Союзом? Человек, у которого Калашников якобы украл идею самого известного в мире автомата? И что Гуго сделал на самом деле?

Кто вы, герр Шмайссер?

Имя «Шмайссер» уже давно стало нарицательным и живёт своей отдельной жизнью, в отрыве от семейного клана знаменитых зульских оружейников. Первым, кто его прославил в узком кругу оружейного мира, стал Луис Шмайссер. Он трудился на известного немецкого оружейного фабриканта Бергмана на заводе «Бергман Индустриверке Гаггенау» (Bergmann’s Industriewerke Gaggenau), где разработал несколько ранних самозарядных пистолетов, а также пулемёты, выпускавшиеся под именем владельца завода.

Однако главным трудом Луиса, если так можно выразиться, стали его дети — Гуго, Отто и Ганс.

В 1905 году Шмайссер сменил работу, перейдя в компанию «Рейнметалл» (Rheinmetall), где трудился до самой смерти, продолжая работы над самозарядным и автоматическим оружием. Конструирование оружия для Бергмана он оставил на попечение своего старшего сына, Гуго, которому и досталась основная слава — как заслуженная, так и не очень.

Первая кровь, первая слава

Первым, по-настоящему знаменитым образцом оружия, связанным с именем Гуго Шмайссера, стал пистолет-пулемёт Bergmann МР.18, разработанный в 1917 году и принятый на вооружение Германской армии в конце Первой мировой войны.

Считается, что именно МР.18 стал родоначальником нового класса оружия — пистолетов-пулемётов (итальянцы, однако, оспаривают данный факт, утверждая что их пистолет-пулемёт Beretta M1918 поступил в войска на несколько недель раньше). Тем не менее все запомнили именно МР.18, который во многом сформировал облик этого оружейного класса вплоть до Второй мировой.


Немецкий солдат с ПП MP.18, 1918

Часто Шмайссеру приписывают не только конструкцию конкретного образца, но и концепцию пистолета-пулемёта в целом, что неверно. Идею этого оружия выдвинули офицеры из Ружейной комиссии Рейхсвера ещё в 1915 году; именно по их заданию Шмайсер на конкурсной основе и создал свой образец.

Межвоенные годы

В 1920 году братья Шмайссеры порвали отношения с Бергманом и связались с другой оружейной фирмой — C.G. Haenel. Эта компания производила самозарядные пистолеты и пневматические винтовки конструкции братьев Шмайссер, а в 1928 году выпустила усовершенствованный вариант пистолета-пулемёта МР.18, получившего индекс МР.28.


Немецкий солдат, вооруженный ПП MP.28, 1943

Одним из отличий этого образца от предшественника стал новый спусковой механизм, сконструированный и запатентованный Гансом и позволявший переключать режимы огня — одиночные выстрелы или очереди.
Советские инженеры в отчёте по испытаниям трофейного МР.28 это улучшение описали так: «Наглядный пример, как не надо конструировать подобные механизмы».

Одним же из главных достижений Гуго Шмайссера в двадцатые годы стал новый коробчатый магазин для МР.18 и — чуть позже — МР.28, имевший двухрядное расположение патронов с перестроением на выходе в один ряд. Для МП.18 это было необходимо, поскольку первоначально его разработали под магазины от пистолета Люгер.

В МР.28 это решение приняли для совместимости с магазинами от МР.18. Но почему такую магазинную конструкцию, защищённую патентом на имя Гуго Шмайссера, выбрал Фольмер для своих пистолетов-пулемётов ERMA МР.38 — до сих пор остается вопросом.


MP.18 и MP.28

С точки зрения удобства заряжания и надёжности, магазины с двухрядным выходом патронов, ранее использовавшиеся Фольмером в пистолетах-пулемётах ERMA EMP, были гораздо лучше.

Кому война, а кому мать родна

В начале Второй мировой дела у Гуго Шмайссера шли не очень. Его пистолет-пулемёт МР.41 так и не приняли официально на вооружение, а тот факт, что созданные конкурентами из ERMA образцы МР.38 и МР.40 противники совершенно незаслуженно называли «Шмайссерами», — может и грел душу, но карманы не пополнял.


MP.41 Гуго Шмайссера и MP.38 ERMA

Однако в 1940 году Гуго включился в работу по созданию очередного принципиально нового класса оружия — автоматов под промежуточный патрон. Опять же, сама идея такого оружия принадлежала не ему. Задание на разработку и новый промежуточный патрон компании Polte он получил свыше — от департамента управления вооружением вермахта.


MKb.42 и MP.43

Образец нового «машиненкарабинера» (Maschinenkarabiner Mkb.42, «автоматический карабин») конструкции Шмайссера оказался более удачным, чем конкурирующая система фирмы Walther, и в 1943 году модернизированный автомат запустили в серию как МР.43, а после одобрения лично Гитлером в 1944 году переименовали в «штурмовую винтовку» — Sturmgewehr 44.


Немецкие егеря, вооруженные штурмовыми винтовками StG-44, 1944

Зарплата за советы

Как известно, никакие вундерваффе, автоматы или баллистические ракеты не спасли гитлеровскую Германию от краха. В конце 1946 года Гуго Шмайссера «пригласили» поработать в СССР. Вместе с группой других немецких инженеров он провёл там почти шесть лет, до лета 1952 года. Оказался Шмайссер в Ижевске, что, разумеется, породило массу фантазий на тему его участия в создании легендарного автомата Калашникова (АК).


Гуго Шмайссер ( второй слева в нижнем ряду) в кругу немецких инженеров оружейников, Ижевск 1951

Ходили слухи, что именно Шмайссер стал автором автомата Калашникова.

Михаил Калашников вместе со своим уже прошедшим конкурс и рекомендованным к войсковым испытаниями автоматом АК-47 оказался в Ижевске только в 1948 году, а до этого все работы по АК велись в Коврове и Щурово — вдалеке от Ижевска. Кроме того, достаточно просто взглянуть на конструкцию АК и Stg.44, чтобы понять, что принадлежат они к совершенно разным школам разработки оружия.


Stg.44 и АК-47

Теоретически немцы могли бы оказать помощь ижевчанам в освоении штамповки, с которой поначалу были проблемы. Но не стоит забывать: в годы войны всей штамповкой для «штурмгевера» занималась не фактически подконтрольная братьям Шмайссер фирма «Хенель», а сторонний контрактор — фирма «Мерц».

Так что Шмайсеру и его коллегам выдавали зарплату (и немалую по советским меркам), главным образом, чтобы они не начали работать на бывших союзников — подобно отцу американской космической программы, штурмбанфюреру СС Фон Брауну.

Вскоре после возвращения на родину Гуго Шмайссер умер от болезни легких в возрасте 69 лет. Не подозревая, что его имя в будущем станет легендарным, а точнее — обрастёт кучей мифов самой разной степени недостоверности.

Дело Шмайссера и сегодня живее всех живых

Фамильное имя Шмайссеров осталось не только в легендах. В одной из бывших советских республик ещё в 1990-е годы создали совместное предприятие с немецкой компанией ERMA и назвали его почему-то в честь Гуго Шмайссера. Существует оно и сегодня. Главной продукцией предприятия стали травматические и газовые пистолеты.

Оружие «Шмайссер» также выпускается в Германии — там права на торговую марку принадлежат компании Waffen Schumacher GmbH, производящей под этим именем «истинно арийские» образцы — например, клоны американских винтовок AR-15 и пистолетов М1911.


Так что легенда Шмайссера живет и поныне. Рудольф Максимов

10 оттенков «Калашникова»


Этот рейтинг различных систем разработки Калашникова — а их за 60 с лишним лет появилось немало, — не плод диванных размышлений. Мы поговорили с военными, кое-что попробовали сами и публикуем оценку, можно сказать, от сердца. Субъективно, конечно. А кто не субъективен?

9. АКСУ-74 («Ксюха»), калибр 5,45


Получил неаппетитное прозвище «Плевалка» из-за того, что быстро перегревается. С другой стороны, он и не создан для длительной стрельбы. По мнению бывалых, «Ксюха» незаменима для тех, кому обычный АК-74 великоват, — для танкистов, артиллеристов, связистов и прочих, кому не хватает простора.

8. РПК-74, калибр 5,45


«Хорош на учениях, но не в бою!»

Чем хорош пулемёт, так это тем, что твой боекомплект несут другие бойцы. То есть тебе, счастливый пользователь РПК, он по нраву. Это тот же «калаш», только удлинённый. Минус: барабанный магазин был для 7,62, а почему для 5,45 его нет? Штатного отечественного, во всяком случае?

7. РПК, калибр 7,62


Минус — ограниченная ёмкость магазина по сравнению с обычной пулемётной лентой. Барабан отчасти снимает проблему, но не полностью. Плюс — удлинённый ствол и возможность использовать в качестве снайперской винтовки, если прикрутить оптику. Когда автор этих строк взяла его в свои нежные женские руки, в её сознании вспыхнуло слово «интеллигентность». Да, к пулемёту это слово более чем применимо, если это РПК!

6. АКС-74, калибр 5,45


Складной приклад. А значит, это «must have» для десантников, спецназовцев и всех, кто нуждается в компактном, но полноценном оружии. В АК-74М эта фича стала штатной не только в десантной модификации.

5. АК-74, калибр 5,45


«Надёжный друг пехотинца!»

АК-74 неприхотлив, привычная схема сборки-разборки, а уменьшенный калибр позволил сократить вес носимого боекомплекта. К патронам 5,45×39 было много вопросов, но в конце концов к ним привыкли.

4. АКМС, калибр 7,62


«Незаменим в городском бою!»

Складывающийся приклад, с одной стороны, уменьшает габариты, с другой — конструкция такова, что жёстко зафиксировать оружие не получается, вибрация снижает и без того не рекордную кучность. Тем не менее, оружие почти легендарное, и заполучить его в различных локальных конфликтах мечтают многие.

3. АК/АКМ, калибр 7,62


Легенда, принятая на вооружение в 1949 году, к которой уже навек прирос индекс АК-47, и ее модернизированная версия, АКМ, — символы антиколониализма, социализма и освобождения трудящихся. Главное достоинство, высокая надежность при приемлемой кучности, сохранилось и в следующих модификациях автомата.

2. «Сотая серия»


«Калашников во фраке»

Есть и 5,45 и 7,62 — что пожелает заказчик. Есть и вариант под натовский 5,56х45. Складывающийся полиамидный приклад (наследство АК-74М), цевье из того же материала. На ряде модификаций — «промежуточный» режим ведения огня с отсечкой по три выстрела, устанавливаемые по требованию заказчика планки Пикатинни для крепления оборудования. Хороший задел для входа в XXI век, да и кучность, как оказалось, хорошая — был бы подходящий патрон.

1. ПК, ПКМ, «Печенег»


Единый пулемёт, а не автомат — вот кто в семействе Калашникова занимает первое место. Прозвище «Красавчик» даром не дают. Калибр 7,62, но не промежуточный 7,62×39, а винтовочный 7,62×54. В процессе эволюции от ПК к ПКМ уменьшился вес оружия, при создании «Печенега» улучшили охлаждение ствола, избавив расчет от необходимости менять его при интенсивной стрельбе. Удобное, ухватистое, дальнобойное оружие, способное надежно прижать к земле врага на дистанции в километр.

БОНУС

10. ПЛ-15К, он же пистолет Лебедева компактный, калибр 9 мм


Попал на последнее место, но может и «выстрелить». Это «тёмная лошадка» концерна «Калашников», представленная на форуме «Армия-2017». Заявлено, что ПЛ-15К может заменить в войсках легендарный «Макаров», но без практического опыта это — пока не более чем громкий пиар. В рейтинг мы поместили малыша авансом. Светит ли ему карьера преемника «Макарова» — одна из самых интригующих оружейных загадок. Наталья Макеева

АК-74М3 и АК-12: история разработки и перспективы принятия на вооружение армии России

Комментариев нет:

Отправить комментарий