После того, как бывшего начальника Генштаба ВСУ погнали с должности и поставили на его "героя Иловайска" Хомчака, Муженко ударился в публичные откровения направленные на защиту своих действий в период кампаний 2014-2015 годов за которые он нес самую прямую ответственность.
Ниже перевод с украинского откровений Муженко (в стиле оправданий Манштейна, когда "до победы оставалось чуть-чуть, но...") по поводу Южного котла.
Для полного понимания обстановки, сложившейся в районе Иловайска в период 20-х чисел августа 2014 года, надо начать с того, что предшествовало этим событиям. Исходя из обстановки, которая складывалась в июле-августе того года, представляется линия соприкосновения, которая сложилась по состоянию на начало июля 2014-му. Она как раз проходила до Станицы Луганской на севере, через Красного Лимана, Ямполь, Закотное.
Еще не был взят Славянск и линия столкновения проходила севернее его окрестностей, западнее Донецка, причем существенно западнее - примерно в районе Курахово. Авдеевка тогда еще не была под нашим контролем. И особенно важно - это обстановка на юге, в районе Докучаевска, который тогда еще не находился под нашим контролем.
То есть, линия столкновения проходила южнее Донецка в районе Волновахи с выходом через Солнцево на Амвросиевку. И как раз тогда уже был проведен ряд мероприятий по восстановлению участка государственной границы, взятие ее под контроль - на участке от Амвросиевки к Изварино. Общая протяженность участка, взята под контроль - 267 километров. Осталась только небольшой участок - около 60 километров - от Изварино до Пархоменко, восточнее Луганска. Причем около 90% этого участка - это труднопроходимая местность.
Поставка русскими техники, вооружения и материальных запасов бандформированиям так называемых "ЛНР-ДНР" была возможной только через Изварино - Краснодон в Луганск или через Пархоменко - небольшой дорогой Пархоменко - Князь Игорь - на Луганск. Именно взятие под контроль участка государственной границы дало нам возможность полностью заблокировать поставки боевикам вооружений и материально-технических средств из России.
Именно тогда провели операции по освобождению Славянска, Краматорска, Дружковки, Дзержинска. Именно в июле 2014-го мы провели операции по взятию под контроль и сужение круга изоляции в районе западнее Донецка - это и Авдеевка, и Пески, и южнее Донецка - Докучаевск, Старобешево, Комсомольск, с выходом в район Иловайска.
Это создало большую угрозу для незаконных вооруженных формирований и для российских наемников. Потому что подпитка вооружением, военной техникой и материально-техническими средствами, включая и продовольствие, стала невозможной в тех объемах, которые им были нужны, возникла реальная угроза в целом путинского проекта "Новороссия", который тогда набирал обороты.
Именно в этих условиях россияне приняли решение о нанесении огневого поражения по нашим подразделениям, занимавшим взводные опорные пункты и блокпосты, на участке между Изварино и Амвросиевка.
Первый массированный огневой налет произошел в районе Зеленополье по подразделениям 2-го батальона 24-й отдельной механизированной бригады, где мы понесли серьезные потери: 24 погибших - из них 19 военнослужащих Вооруженных Сил и 5 представителей Государственной пограничной службы, - 76 раненых.
56 человек имели психологические травмы и только через некоторое время были или возвращены в подразделения, или продолжили лечение в специализированных медицинских учреждениях. Всего из района Зеленополья в течение полутора суток была осуществлена эвакуация 156 человек.
"Второй фронт", информационный, был открыт в мирной Украине: на фоне тех событий накалялась истерия, с подачи отдельных СМИ, не без участия спецслужб России проводили митинги, блокирование правительственных учреждений, Верховной Рады, Администрации Президента с призывами вывести подразделения по приграничной зоны.
15-17 июля 2014, 260 километров пограничной полосы, которую контролировали в то время Вооруженные Силы Украины, имели ширину от 8 до 25-30 километров в разных участках. Противник попытался вообще изолировать наши войска в этой пограничной полосе. Продолжались активные бои в районе Дмитровка - Дьяково - Кожевня - Мариновка.
Мариновка - это пограничный переход восточнее Амвросиевки, южнее Степановки. Проводились мероприятия по подвозу материально-технических средств, поставке боеприпасов к группировке сил АТО. Мы имели сложности, ведь русская артиллерия уже "системно" била по коммуникациям, блокируя этот подвоз или создавая серьезные проблемы с подвозом и подачей материально-технических средств.
Попытка осуществить доставку авиационным транспортом тоже потянула за собой потери: был сбит самолет Героя Украины Дмитрия Майбороды. Причем тогда нами был зафиксирован первый пуск системы "Бук" с территории Российской Федерации, именно по этому самолету.
Поэтому было принято решение вывести подразделения по приграничной полосы, и в конце июля - начале августа 2014 года мы провели успешные рейдовые действия. Рейд 95-й отдельной аэромобильной бригады обеспечивали подразделения 25-й отдельной воздушно-десантной бригады, совместно с батальонной тактической группой, которая была создана на базе 1-го механизированного батальона 30-й отдельной механизированной бригады.
Рейдовые действия оказались успешны и дали нам возможность вывести в ночь с 6 на 7 августа группировку общей численностью более 2500 человек - 2100 военнослужащих Вооруженных Сил и около 500 представителей Государственной пограничной службы Украины, - а также 300 единиц техники. Операция прошла удачно, практически без потерь.
Подчеркиваю, рейд был успешным. В ходе рейда был достигнут ряд позитивных изменений в оперативной обстановке, оказалась взахвачена высота 277, известная, как Саур-Могила. Также взяли под контроль Степановку - это важный населенный пункт, стоял как раз на перекрестке всех коммуникаций, по которыми поступали техника, вооружение и человеческие ресурсы к незаконным вооруженным формированиям.
Но все попытки взять Дмитровку оставались для нас неудачными, потому что мы имели недостаточно сил и средств в тех подразделениях, которые были до этого задействованы, а нарастить не было никакой возможности. Кроме того, в районе Дмитровки противником оказались возведены очень серьезные укрепления. Поэтому линия столкновения проходила южнее Дмитровки, южнее Дьяково и дальше на восток, в район населенных пунктов Бирюково, Червонопартизанск, к Изварино.
После рейда и вывода группировки сил АТО, от Мариновка в Изварино, практически по всему юго-востоку и востоку границы до Изварино не осталось никаких наших подразделений. По замыслу предполагалось провести линию изоляции пограничной зоны - с учетом тех подразделений, часть которых были задействованы в рейдовых действиях, - по линии Амвросиевка - Благодатное - Саур-Могила - Степановка - потом южнее Антрацита и с выходом на Ровеньки.
Подразделения 24-й бригады должны были с севера на юг выйти в район Ровеньки. Для этого необходимо было задействовать также и те силы, которые оставались у нас на государственной границе - это около 2500 человек - для того, чтобы мы могли взять под контроль Ровеньки.
Итак, планировалось перенести линию границы на 40-60 километров на запад или на 50-60 километров к северу от реальной линии государственной границы, с целью создать линию блокады. Но морально-психологическое состояние личного состава группировки, которое уже было истощено в пограничные, не дало нам такой возможности. Люди не были готовы выполнять такую задачу. Кроме того, военнослужащие, не выдержав психологического напряжения, начали массово сдаваться в плен, переходя государственную границу с Россией.
Во второй половине августа 2014-го линию блокады пришлось перенести существенно западнее. Были задействованы и подразделения, которые принимали участие в рейде, кроме 95-й аэромобильной бригады, которую мы вывели из-за неконтролируемой территорию в район Дебальцево. Подразделения 30-й 24-й механизированных, 80-й аэромобильной бригады заняли оборону на линии Степановка - Минусинск - между Снежной и Антрацитом, включая Красный Луч, Николаевка, Красная Поляна, - до района Лутугино.
К этому времени также был пробит коридор и была существенно расширена контролируемая нами зона в районе Луганского аэропорта, а также взяты под контроль два населенных пункта, Новосветловка и Хрящеватое, что дало нам возможность практически полностью заблокировать подвоз материальных средств в Луганск.
Итак, если мы смогли бы реализовать все эти замыслы, мы полностью заблокировали бы Донецк, Макеевку, Горловку, Енакиево и Луганск, а также провели бы линию изоляции от Лутугино на юг - через Красный Луч - в район Степановки с выходом в район Амвросиевки. В этом кольце планировалось окружить незаконные вооруженные формирования, которые мы могли бы контролировать без всякой возможности подвоза материально-технических средств. И это стало одной из тех условий, чем россияне сделали этот, я считаю, шаг отчаяния, и ввели на территорию Украины подразделения регулярных вооруженных сил России. Без объявлений, без нот, сообщений ультиматумов ...
Впоследствии, с введением в Украину российских войск, мы потеряли контроль над участком государственной границы протяженностью более 300 километров.
Это дало противнику возможность беспрепятственного подвоза материально-технических средств, мероприятия так называемых "гуманитарных конвоев", которые полностью обеспечивали незаконные вооруженные формирования и уже российские войска, пополняли их и человеческими ресурсами, и вооружением, и боеприпасами, и это также повлияло на характер боевых действий - они стали более жесткие и потянули бы за собой более серьезные потери.
Поэтому еще до Иловайских событий принимались меры для того, чтобы усилить соответствующую группировку, или, как я уже сказал, перенести линию изоляции. Накапливали силы и средства, провели рейд с очень дерзким замыслом, хотя еще более дерзкой была его реализация. И мы имели все возможности выскочить.
Конечно, учитывали и падение морально-психологического состояния военнослужащих, даже до уровня отказа от выполнения заданий - имеется в виду по захвату Ровенек. Имелись при этом некоторые проблемы в выдвижении 24-й механизированной бригады, которая вышла и практически прошла две трети маршрута от Лутугино до Ровеньки и была остановлена в районе Македоновка вследствие мощных огневых налетов, в частности с применением реактивных систем залпового огня. Тогда же приняли решение перенести линию соприкосновения западнее.
Не было какой-то специальной, отдельной операции по взятию под контроль города Иловайска. По общему замыслу проведения АТО на август месяц 2014 было предусмотрено ряд тактических задач. Одним из таких тактических задач и было взятие под контроль этого города.
Ведь это довольно крупный железнодорожный узел, который имел серьезное значение именно для блокирования коммуникаций противника. Но, к сожалению, первые меры по взятию под контроль Иловайская были неудачными. Более удачно, немного южнее Иловайска, наши подразделения заняли Кутейниково, и тогда в принципе, во взятии Иловайска отпадала тактическая необходимость. Мы перерезали дорогу в районе Кутейниково.
По дальнейшим замыслу предполагалось закрытие в кольце блокады Донецка-Макеевки, как раз по линии Кутейникове - Степано-Крынка - Зуевка - Ждановка - Верхняя Крынка. В рамках операции подразделения 93-й механизированной бригады из района Пантелеймоновка уже выходили в район Верхней Крынки, а 25-я воздушно-десантная бригада двигалась в этот же район от Дебальцево через Ждановку. Тогда же был взят под контроль и Углегорск.
Итак, мы блокировали практически полностью Горловку-Енакиево и Донецк-Макеевку. Но реализация второй части замысла по выходу из Кутейниково в район Степано-Крынка - Зуевка нам тогда тоже не удалась. Хотя, в дальнейшем мы могли бы нарастить наступление.
Но события развивались так, как развивались ... И уже повторное решение о взятии под контроль Иловайска было принято в 20-х числах августа 2014-го, с привлечением группировки Министерства внутренних дел Украины, основу которого составили специализированные батальоны милиции, которые мы сейчас называем добровольческими батальонами: "Азов", "Шахтерск", "Миротворец", "Херсон", "Ивано-Франковск" и батальон Национальной гвардии Украины "Донбасс".
Перевод сделал историк Илья Топчий
https://www.ukrmilitary.com/2016/08/ilovajsk-kriz-pryzmu-1.html - оригинал на украинском
https://schneider-krieg.livejournal.com/37345.html - цинк
Муженко "совершенно случайно" опускает вопрос совокупных потерь ВСУ в "Южном котле" в людях и технике, ограничиваясь общими фразами, так как все эти потери являются результатом его замечательного планирования, за которое он конечно же никакой ответственности нести не хочет.
Также понравился момент "не выдерживали психологического напряжения и массово сдавались в плен".
Во второй части будет не менее прохладная история про "почти-перемогу" под Иловайском.
А ведь Муженко помимо нескольких котлов летом 2014 года также несет ответственность за планирование операций в зимней кампании 2015 года, а именно - сражения за Донецкий аэропорт (проиграно ВСУ) и оборонительной Дебальцевской операция, которая закончилась разгромом группировки ВСУ. Разумеется, он и там найдет возможность переложить ответственность за поражения и потери на кого-то другого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий