суббота, 29 мая 2021 г.

На что способны фрегаты проекта 22350 против американского FFG (X)?


Отечественные фрегаты проекта 22350 практически по всем параметрам являются самыми лучшими в мире кораблями данного класса и это признаётся множеством экспертов не только в России, однако их постоянно пытаются «подвинуть» с пьедестала. На этот раз соперником будет перспективный американо-итальянский фрегат FFG (X) – действительно интересный и мощный соперник. В чём он лучше или хуже сейчас и разберёмся.

На фото головной фрегат итальянской версии FREMM - Carlo Bergamini в многофункциональной версии (есть ещё ПЛО и ПВО версии). Именно итальянский фрегат общего назначения стал основой для FFG (X), хотя последний отличается довольно сильно от прародителя.

История фрегатов FFG (X) начинается с громкого провала серии литоральных кораблей LCS для ВМС США, которые ещё пятнадцати лет не ходили, а уже идут на списывание. Если кратко, то получились крайне дорогие и фактически безоружные посудины, в реальном морском бою ни на что не способные, кроме как на базирование вертолёта и спецназа. Сейчас на них потихоньку начали ставить вооружение, но это дозвуковые ПКР с небольшой дальностью стрельбы – понимают американские адмиралы, что «надули» их по полной. Для сравнения: один литоральный корабль проекта LCS стоит свыше 500 миллионов долларов, и это без вооружения; тогда как один наш, например, корвет проекта 20380, оснащённый противокорабельными ракетами Х-35У, мощным ЗРК «Редут», а также системами противоторпедной обороны «Пакет» и много чем ещё, обошёлся в два раза дешевле! Так вот, американцев такой расклад не устроил и решили они попробовать заказать фрегаты на стороне, у союзников. Из 6 компаний отсеялись все, кроме итальянской Fincantieri, одного из разработчиков фрегатов типа FREMM, и на его же основе представили концепт для ВМС США. Кстати, FREMM является очень неплохим кораблём и признан одним из лучшим в классе, но после нашего «Горшкова» - минусы у него всё-таки имеются.

Это уже французская версия FREMM. На фото фрегат Normandie, которые продали Египту. Противолодочная модификация. Данный вариант ВМС США не рассматривали.

Что же предложили итальянцы американцам? Скажем сразу – достойный конкурент нашему красавцу, но не без нюансов. Основное вооружение у него – норвежские противокорабельные крылатые ракеты NSM в количестве 8 штук, а в будущем, возможно, увеличат до 16. Ракета не плохая и является прямым конкурентом отечественной Х-35. Зачастую её дальность указана как 280 км, однако это в авиационном варианте. Корабельный NSM может лететь лишь на 185, что для фрегата прибрежной зоны вполне достаточно. Основной плюс – технология «Стелс», а также возможность работать по наземным целям. В принципе, наша Х-35У один в один, только бьёт гораздо дальше – 280 км, как авиационная NSM. И тут у нашего «Горшкова» преимущество – у первых 4-х кораблей по 16 ударных ракет изначально, среди которых и «Калибры», и «Ониксы», или даже «Цирконы». А когда появится «Калибр-М», наши фрегаты смогут бить сухопутные цели на расстоянии свыше 4000 километров, что FFG (X) пока только снится. Начиная с 5-го корабля наши фрегаты имеют уже по 32 ячейки ударного вооружения, что соизмеримо с боекомплектом американских эсминцев во время ударных операций.

Но американец не так-то прост – у него на борту имеется 32 ячейки пусковой установки Мк.41, в которую тоже можно грузить ударное вооружение в ущерб зенитным возможностям. Например, «Томагавки» с дальностью 1600 км – прямой аналог классического «Калибра». Также в Мк.41 можно «засунуть» дозвуковые ПКР большой дальности LRASM-A – они бьют на дистанцию в 800 километров, однако это на бумаге. Дело в том, что ракета дозвуковая и до цели лететь будет долго, а значит ей придётся сканировать гораздо больший район на финальном участке полёта, так что эффективная дальность по разным оценкам составляет около 600 км, максимум 700, но и эти цифры довольно неплохо выглядят - в любом случае повод задуматься. Однако будем честны – такой вариант загрузки маловероятен против нашего флота, ведь он оставит фрегат без защиты, а это исключено – скорее всего все ячейки будут загружены зенитными ракетами под завязку для защиты соединения. И тут FFG (X) уверенно выходит вперёд со своими ракетами семейства SM различных модификаций – у наших фрегатов, пока что, аналогов не имеется. Принято считать, что ракеты SM-3 могут сбивать даже баллистические цели прямо в космосе на высоте до 1500 км, что для нашего «Редута» является недостижимым – очень мощный бонус, мягко говоря. В целом, система «Иджис» заслуживает отдельного разговора.

Но что же наши фрегаты? У проекта 22350 любого типа (за исключением перспективного «М») на борту 32 ячейки ЗРК «Редут». Максимальная дальность на данный момент составляет 150 км ракетой 9М96Е2-1, а высота около 30 км. По сути, это то, что надо для уничтожения любых типов целей, за исключением объектов в космосе, однако стоит понимать, что это лишь начало развития комплекса. На данный момент уже разрабатывается и испытывается ракета с дальностью стрельбы до 400 километров – её целями будут самолёты ДРЛО американских АУГ, что позволит фактически ослепить авианосное соединение. Ракету для борьбы с целями в космосе наши фрегаты вряд ли получат, так как наше МО не рассматривает флот в качестве элемента системы ПРО – ставка сделана на сухопутный элемент, который в разы, скажем так, интереснее американского подхода, о чём мы не раз уже рассказывали. За обнаружение целей у нас и у американцев отвечают РЛС с АФАР, но данных по ним крайне мало – оно и понятно, слишком ценная информация и пока что засекреченная, поэтому углубляться в их детали не будем, как и во множество дополнительного вооружения, которого навалом у обоих фрегатов.

На фото итальянская версия FFG (X) и скорее всего так корабль будет выглядеть в "металле". Строительство, наиболее вероятно, будет производится на американской верфи Marinette Marine Corporation под контролем разработчика. Ожидается серия пока из десятка таких фрегатов.

И тут мы переходим к самому интересному – цене. За головной корабль FFG (X) корабелы попросили, внимание, 1 млрд 281 млн долларов! Цифра баснословно огромная за такой корабль, однако американцы могут себе позволить золотой фрегат. Страшно представить, сколько просили другие компании, участвующие в тендере, например, Локхид. А что же наш 22350? Максимальная цифра, что можно встретить в интернете – 450 млн долларов за единицу. То есть при цене в три раза дешевле мы получаем такой корабль, который по многим возможностям, в первую очередь ударным, превосходит своего соперника. Хотя о чём тут говорить, если американцы платили по пол миллиарда за фактически небоеспособные и безоружные литоральные корабли. Справедливости ради отметим, что вышеуказанная цена будет снижаться и серийные фрегаты будут стоить по 900 млн долларов, что, опять же, несравнимо дороже. Но это только прогнозируемый ценник, который в случае с американскими ВС значительно отличается от реального, как и у нас в некоторых случаях. К тому же в этой истории есть ещё один серьёзный нюанс - FFG (X) является некой «солянкой», где многие компоненты делаются в разных странах и довольно сильно зависят от различных переменных. По сути от американцев в корабле только ВПУ и электроника, тогда как корпус итальянский, ПКР норвежские, некоторые элементы РЭБ австрийские, пушка шведская и так далее. Нашим корабелам куда легче в этом плане - начиная с третьего фрегата все компоненты отечественные, включая двигатели.

На фото первые два фрегата проекта 22350 - "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов". Скоро к ним добавится "Адмирал Головко", готовящийся к испытаниям, а ещё через год "Адмирал Исаков". Далее планируется передача флоту по два фрегата в год, плюс параллельное строительство 22350М.

Что же получается? Американский корабль вырвался вперёд или же остался позади? Трудно сказать точно, ведь по факту фрегаты детища разных концепций – наш флот традиционно делает ставку на ударные возможности, а американцы на снижение силы этого удара. Однако наш уступает лишь в одном – возможности перехвата баллистических целей в космосе, что американцу не проблема. А нужно ли это опять же упирается в концепцию применения, так что можно смело утверждать, что проект 22350 уверенно остаётся лидером среди фрегатов, ведь на первом месте у кораблей стоит морской бой. К тому же наши новые МБР не по зубам американской ПРО.

Источник


Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий