Кашмир по-прежнему остается одним из самых неспокойных мест в мире с точки зрения террористической угрозы. На днях командующий индийским корпусом Чинар генерал-лейтенант Девендра Пратап Панди сделал громкое заявление, что в регионе насчитывается примерно 200 активных террористов, и к концу 2021 года индийские силовики смогут их уничтожить.
В поддержке террора индийцы обвиняют власти Пакистана. В Дели уверены, что именно с подачи разведки этой страны боевики постоянно напоминают о себе. Так, пару недель назад в результате теракта в городе Сопоре на севере Кашмира погибли двое полицейских и трое гражданских. По некоторым данным, за нападением стоит одна из самых кровожадных террористических группировок в Южной Азии «Лашкар-е Тайба» (запрещена в РФ), тесно связанная с Исламабадом.
А 27 июня рано утром на базе ВВС Индии на союзной территории Джамму прогремели два слабых взрыва. На этот раз никто не пострадал, но снова заговорили о пакистанском следе.
Как получилось, что Пакистан стал главным спонсором террора в регионе, как силовики страны подпитывают радикалов и к чему это приводит — на данные и другие вопросы попытались ответить специалисты французского «Центра анализа терроризма» (Le Centre d'Analyse du Terrorisme — CAT) под руководством международного консультанта и эксперта по террору Жан-Шарля Бризара.
Все началось в Афганистане
В 1980-х тысячи пакистанских добровольцев (в основном студенты религиозных семинарий) отправились в Афганистан, чтобы присоединиться к «джихаду» против СССР.
Именно в те времена образовались группы, известные сегодня как «Лашкар-е Тайба» (LeT), «Харакят уль-Муджахидин» (HUM) и «Харакят аль-Джихад аль-Исламия» (HJI). Последние две группировки со временем объединились в «Харакят аль-Ансар» (HUA).
Благодаря тесным связям с Саудовской Аравией и Пакистанской межведомственной разведкой (Inter-Services Intelligence — ISI) террористы привлекали в свои ряды многочисленных арабских добровольцев, а также занимались их размещением и обучением в Пакистане.
После вывода советских войск из Афганистана в 1989 году арабские и пакистанские «джихадисты» разделились. Последние сосредоточились на подготовке к боевым действиям в Кашмире.
Связь пакистанских групп с «Аль-Каидой»
Как пишут специалисты CAT, в начале 1990-х годов при поддержке ISI группы кашмирских боевиков тренировались вместе с филиппинцами, боснийскими мусульманами и уйгурами в нескольких лагерях в афганской провинции Хост.
В 1997 году там же нашли укрытие многочисленные пакистанские террористы, разыскиваемые на родине за политические убийства и расправы на религиозной почве. В докладе отмечается, что эти пакистанцы также были связаны с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ). Об этом свидетельствует тот факт, что, во время ударов по лагерям Усамы бен Ладена, помимо алькаидовцев, было убито и немало членов HUA.
Существует и политическая связь между пакистанскими террористами и «Аль-Каидой». Например, в феврале 1998 года Бен Ладен объявил о создании так называемого «Всемирного исламского фронта джихада против евреев и крестоносцев» и разрешил убивать всех граждан США, в том числе мирных. Эту инициативу одним из первых поддержал лидер пакистанской «Харакят уль-Муджахидин» Фазлур Рехман Халиль.
Кроме того, Усама бен Ладен, совершая те или иные действия, часто полагался на поддержку авторитетных пакистанских богословов, которые давали его решениям религиозную легитимность. Одним из таких улемов был знаменитый исламский ученый Низамуддин Шамзай. Бен Ладен даже лично отправлял ему письмо, в котором благодарил муфтия за «поддержку правоверных и их борьбы с крестоносцами и евреями».
Шамзай действительно был одним из самых уважаемых религиозных деятелей в Пакистане, а его близость с главарем «Аль-Каиды» наделяла последнего непререкаемым авторитетом в среде радикальных исламистов.
Пакистанская «крыша» для террористов
Когда дела «Аль-Каиды» стали ухудшаться, многие ключевые террористы спрятались в соседнем Пакистане, пользуясь давними связями с различными группами в этой стране. Это происходит и сейчас, даже несмотря на давление США и всей мировой общественности на Исламабад.
Самый яркий пример такого давления — внесение Пакистана в «серый список» FATF — международной организации по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force). Однако Пакистан поддерживают Турция, Китай, Малайзия и ряд других государств. Поэтому власть в этой стране продолжает заигрывать с террором, игнорируя международные правила и ограничения.
Помимо оказания материально-технической поддержки «Аль-Каиде», пакистанцы также сотрудничали с людьми Усамы бен Ладена во время проведения спецопераций. Яркий пример тому — похищение и убийство американского журналиста газеты The Wall Street Journal Дэниэла Перла в 2002 году.
Еще можно вспомнить покушение на президента Пакистана Первеза Мушаррафа в декабре 2003 года. Тогда в Исламабаде возложили ответственность за нападение на террориста по имени Абу Фарадж аль-Либби.
Это видный член руководящего состава «Аль-Каиды», которого также активно разыскивало ЦРУ (с целью выйти на Бен Ладена). Его сообщником был известный пакистанский боевик по имени Амджад Фаруки (также замешан в убийстве Дэниела Перла) — член одиозной пакистанской террористической организации «Джаиш-е-Мохаммад».
После теракта 9/11
Нападение членов «Аль-Каиды» на башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года стало последней каплей, после чего Соединенные Штаты объявили тотальную войну террору (или сделали вид, что объявили). Так или иначе, под давлением Вашингтона в Пакистане начались суровые контртеррористические операции, что было встречено массовым недовольством среди религиозного населения страны.
В конце концов, это вылилось в штурм Красной мечети в Исламабаде в 2007 году. Стычка между сотрудниками правоохранительных органов и студентами медресе Джамия Фаридия произошла, когда последние отказались жить по законам светского Пакистана, заявив, что признают только шариат. Тогда погибло более 100 человек.
На фоне этих событий «Аль-Каида» приобрела дополнительный вес в Пакистане, особенно среди молодежи. Лидер террористической группировки Айман аз-Завахири (преемник Бен Ладена) тут же призвал пакистанских мусульман отомстить властям и лично президенту Мушаррафу «за мученическую гибель правоверных в Красной мечети».
«Выход у вас один, братья, — только джихад!» — заявил аз-Завахири.
В конечном итоге активность представителей группировки привела к созданию «Аль-Каиды» на Индийском субконтиненте.
Большую роль в этом сыграл Ильяс Кашмири — известный пакистанский террорист, ответственный за организацию множества взрывов в Афганистане, Пакистане и Индии. Эмиссар «Аль-Каиды» возглавлял группировку «Харкатул джихад аль-Исламия», а американские СМИ даже называли его «преемником Усамы бен Ладена» и «самым опасным человеком на Земле».
По некоторым данным, именно Кашмири принадлежит идея совершить теракты в Мумбаи в 2008 году (тогда погибли 166 человек, более чем 600 жителей получили ранения). Он также спланировал взрыв в индийском городе Пуна в 2010-м (погибло девять и было ранено около 60 человек) и теракт в Равалпинди, в результате которого погибли 26 граждан, включая премьер-министра Беназир Бхутто.
Известно, что Ильяс Кашмири теснейшим образом контактировал с третьим человеком в «Аль-Каиде» Мустафой Абу Язидом, который участвовал во всех аспектах деятельности организации — от финансов до оперативного планирования.
Таким образом, снова вскрываются глубинные связи пакистанских террористов и членов «Аль-Каиды».
Пакистанцы в Сирии
В отчете CAT говорится, что события 2011 года в Сирийской Арабской Республике (САР) были встречены пакистанскими террористами и членами «Аль-Каиды» с большим энтузиазмом.
Открытие нового фронта в Леванте — крайне заманчивая перспектива, и работа в данном направлении началась без отлагательств. Показательной в этом смысле была история с группировкой «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП - запрещена в РФ) и ее лидером Хакимуллой Мехсудом, вызвавшемся поддержать «сирийских братьев».
«Им нужны наши люди, и мы готовы им помочь!» — сказал Хакимулла и направил в Сирию своих самых опытных экспертов в области диверсий и информационных технологий.
После этого начался отток боевиков «Аль-Каиды» из Вазиристана в Сирию. Радикалы рвались воевать с войсками президента Башара Асада, якобы притеснявшими суннитское население.
Пакистанские террористы не обделили вниманием и «Исламское государство в Ираке и Леванте» (ИГ, ДАИШ — террористическая организация, запрещенная в РФ). Радикальная группировка почти сразу привлекла членов ТТП, и многие присягнули так называемому халифу Абу Бакру аль-Багдади.
В итоге в январе 2015 года был создан «Вилаят Хорасан» (запрещен в РФ) — отделение ИГ в Афганистане и Пакистане, куда начали активно вербовать молодых афганцев. Лидером группы был назначен Хафиз Саид Хан — экс-член ТТП, претендовавший в свое время на пост лидера этой организации. Он был убит в 2016-м году.
Итого
Авторы доклада CAT выделяют следующие тенденции в развитии международного терроризма:
● расширение региональных террористических организаций, смена повестки дня на глобальную;
● трансформация и фрагментация «джихада» под воздействием влиятельных террористических организаций;
● повышение роли региональных радикальных группировок в международных конфликтах, особенно в Сирии и Ираке.
Все это приводит к усилению международного террора, к повышению его устойчивости за счет покровительства со стороны таких стран, как Пакистан и Турция. Эти государства с их мощнейшими спецслужбами и вооруженными силами нередко используют боевиков как инструмент для достижения своих политических целей в регионе.
Связь «Аль-Каиды» с пакистанскими радикальными организациями (некоторые из них действуют под видом социальных и образовательных учреждений) помогает боевикам скрывать финансирование.
Другими словами, синергия между региональными и транснациональными террористическими группами — это также прямая угроза для Индии, Китая, Европы и России.
Аббас Джума
_______________________________________________________________
Общественно-политический сайт E-News.su негативно относится к идеологии и деятельности экстремистских и террористических организаций. Сведения об истории, действиях, воззрениях и целях каких бы то ни было экстремистских и террористических организаций приводятся исключительно в информационных целях и не являются пропагандой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий