понедельник, 1 ноября 2021 г.

Перманентная революция ceкcуальности. Андрей Ваджра




Крестовый поход на Facebook


Телега про Мордокнигу:

«Думаете, у вас плохой день? Представьте себя Марком Цукербергом, основателем и владельцем многомиллирадной корпорации, одним из богатейших людей мира и просто мальчиком-​гением, который обожает приключения. Представили? Ну так вот теперь представьте, как ваша империя начинает рушиться у вас на глазах и её уже точно никто спасать не будет, кроме вас. К тому же, вас ещё и все ненавидят, и это не фильм Аарона Соркина «Социальная сеть». Этот кошмар, который явно снился Цукербергу время от времени, начинает воплощаться наяву.

Внезапно и одновренно, явно по коллективному сговору Wall Street Journal, Financial Times, New York Times,Washington Post, Bloomberg, Associated Press, Reuters, CNN, Verge выпустили специальные редакционные материалы о том, какой злой этот ваш Марк Цукерберг, а Facebook – это вообще филиал ада на земле (в основе своей потому что правых консерваторов (читай — сторонников Трампа) там не так сильно дубасят, как всех остальных любителей большой американской политики). Досталось и миру: Facebook разжигает ненависть, притясняет свободу политической мысли на Ближнем Востоке, а ещё любит террористов и их публикации. Сам же владелец Facebook якобы ударился в автократию и настолько уже контролирующий маньяк, что лично решает, какие посты сносить, а какие оставлять в лентах его соцсетей. (Чем тогда занимаются 40 000 модераторов, попивая сок у себя на районе?) Конечно, можно предположить, что если бы удалялись «нужные» посты, вроде публикаций от Breitbart (очень правого, очень консервативного и очень республиканского издания, которые все «приличные» СМИ, конечно, должны на дух не переносить) и Fox News, а посты с «правильной», аббревиатурной повесткой (BLM и компания) выводились бы в топ, то Цукербергу бы ещё и медаль дали за гражданскую позицию. И что там в мире происходит со свобой постов в соцсети, никого бы и не волновало.

Главное обвинение в адрес Facebook – в центре принимаемых решений лежит политика. Ну, и деньги. Вопрос, правда, в том, где не лежит. И почему достается пока только ему. При этом сами издания между строк намекают, что как бы это не то, чтобы плохо, но политика неправильная. Чтобы доказать это, Марку Цукербергу уже заказали сезонный абонемент на слушания в Конгрессе США (где сенаторы с удовольствием наконец-​то отыграются за все свои фейсбучные травмы), а бывшая сотрудница, которая и слила документы, Фрэнсис Хейген, отправляется в европейское турне рассказывать уже там, что Марк Цукерберг не просто перепутал методички, а вообще-​то практически враг демократии. И если бы не он, все бы давно жили классно. В цифровом раю.
Мы далеко не дикие фанаты Facebook и Цукерберга, но, если честно, начинает попахивать цифровым маккартизмом, когда в роли «красной» сволочи, которая ведёт себя абсолютно не по-​американски, не поддерживая всех активистов планеты и подрывая основы демократии, теперь выступает «красная» республиканская партия. И Facebook. Ну потому что выводит посты их сторонников в топ, а правильным медиа, вроде CNN, опять кукиш с маслом, а не лайки с шерами. Хотя они так старательно дубасят GOP. И если бы не Facebook, то случилась бы и голубая волна на выборах-​2020.

Если прочесть все статьи из списка сразу, то можно столкнуться с когнитивным диссонансом. Задаешься вопросом, как вообще Facebook до сих пор существует. Это фактически какой-​то цифровой Талибан (запрещен в России) во главе с реинкарнацией Усамы бен Ладена, который ненавидит всех людей на планете, но очень любит деньги (и консерваторов). Никто из СМИ у Facebook даже не взял комментария.

Если бы в наше время был «черный список» времен маккартизма (фактически врагов американского народа), то не сомневайтесь, первым именем в нем было бы именно «Марк Цукерберг». Кто там ещё соцсетями владеет из биг-​теха? Не переживайте, ваша верность генеральной линии тоже будет провернута через идеологическую мясорубку. Дивный новый цифровой мир.

* * *

Атака на Фейсбук (это конечно результат внутриамериканской борьбы. Но это не борьба «ослов» и «слонов», это самая настоящая война реальных старых денег и государства, с демиургами киберпанка и зеленой повесточки. Сила и власть которые набрали цифровые гиганты, пугает ( и это хорошо) реальную политическую власть.

Цукерберг и его сторонники уже возомнили себя выше традиционных институтов управления и начали вводить жесткий диктат по отношению к тем, кто на данный момент времени становится им неугодным. И не важно Трамп это, Байден или Ангела Меркель. В современном мире значимость социальных сетей и горизонтальной коммуникации настолько возросла, что подобные действия несут угрозу любому политику и любому государственному строю.

Алгоритмы Фейсбука с его новостной повесткой и возможностью вручную фильтровать контент, позволяют сформировать у рядового обывателя именно ту картину мира, которая нужна Цукербергу или его интересантам. Это действительно создаёт предпосылки к получению огромной власти и возможности мощнейшего влияния не только на политиков, но и на бизнес, а также на систему безопасности государства.

Так что ни о какой демократии и свободе слова, предоставляемую фейсбуком лучше не говорить. Диктат тех, кто говорит о свободе, всегда страшнее диктата хоть и не самого далёкого, но вполне себе понятного авторитарного лидера. Я напомню, больше всех говорили о свободе и равенстве товарищи типа Пол Пота, Робеспьера или Императора Бокассы.»

* * *

Забавно наблюдать за экзекуцией Цукерберга именно из России, представителей которой Фейсбук всегда активно давил и гнобил, без всякого стеснения и политесов. Многочисленных забаненных в этой сети с аналогичными обвинениями, наверняка повеселит тот факт, что к многочисленным обвинениям политического характера ( Фейсбук специально манипулировала избирателями, подсовывая тот контент, который считала нужным), а также обвинения непосредственно в адрес самого Цукерберга ( сексуальные домогательства к прислуге) добавились еще несколько тяжёлых статьей американского УК.

Ну и – вишенкой на торте — «Фейсбук обвинили в торговле людьми. Вернее не в самой торговле а в том, что в Фейсбук прекрасно знали о нелегальной невольничьей бирже, которая существовала на аккаунтах Фейсбук и Инстраграм, но ничего не сделали для ее закрытия. «Facebook знал, что использовался преступниками для торговли людьми в течение более чем трёх лет. Но ничего с этим не делал,» — пишет USA Today. Никогда такого не было и вот опять. Демократия немного заработала на чужих бедах. Жду, когда уже наконец-​то объявят в поддержке террористических организаций ( например Аль — Каеды) и упекут Цукерберга в Гуантанамо.»

* * *

Одним словом, Марка Цукерберга щемят по всем фронтам, не удивлюсь, если CNN выяснит, что он наместник дьявола на земле, а сам Facebook — филиал ада.

В ответ на наезды в реальном мире, соцсеть Марка решила эмигрировать в миры виртуальные.

Цукерберг обьявил, что теперь Фейсбук будет называться не Фейсбук, а Meta. Лучше бы сразу назвал MeToo. Логотипом новой компании станет знак бесконечности, исполненный в синем цвете. Бог шельму метит. Отметина. В русском языке можно найти уйму прекрасных аналогий. Как тебе такое, Марк? Надеюсь Цукерберг не будет откладывать в долгий ящик и скоро отчалит в свою метавселенную со всем своим токсичным сетевым барахлом.

Информацию о переименовании Facebook в Meta многие восприняли как некий курьез, иронизируя и над обещанием Цукерберга построить «метавселенную», и над новым логотипом кампании в виде ленты Мебиуса. Однако планы Цукерберга – это не повод для смеха.

«Он еще летом говорил о своих планах преобразовать соцсеть, как понятие устаревшее, в «метавселенную», которая погрузит ее пользователей в новую реальность.

Сейчас он вернулся к этой теме, объявив, что нанял 10 тыс. специалистов, которые не покладая рук творят будущую метавселенную. Т. е. всеобъемлющий виртуальный мир, который можно использовать для чего угодно: для работы, игр, творчества, концертов, походов в кино, путешествий, отдыха etc. Надев очки виртуальной реальности (это сейчас, завтра, очевидно, будут иные, более совершенные технические средства погружения в прекрасный новый мир), человек открывает для себя новые неограниченные возможности и в то же время сам оказывается частью метавселенной.

«Наша главная цель — воплотить метавселенную в жизнь», — сказал Цукерберг. Т. е. создать полноценный мир, в котором можно будет жить. А жить в прежнем старом мире, хотя вроде бы не будет запрещено, но зачем в нем жить, когда цукербергова вселенная предоставляет неизмеримо большие возможности — столь совершенные иллюзии, на фоне которых грубая физическая реальность бедна и убога.

Не сказать, чтобы эта мысль пришла в голову только Цукербергу и только сейчас.

Научная фантастика XX века постоянно ходила вокруг да около этой ценной идеи. «Прекрасный новый мир» Олдоса Хаксли. «Фантоматика», разбираемая в «Сумме технологии» Станислава Лемма. Онирофильмы (от греч. Онир, Ὄνειρος — бог лживых сновидений) итальянца Лино Альдани — «Человек с полной достоверностью воспринимал запахи, ощущал прикосновения, сливался с происходящим и оказывался «внутри» фильма. Он был уже не пассивным зрителем, а главным героем. Чудесные сновидения о любви, силе и славе стали единственной потребностью. Всё остальное в жизни потеряло смысл». «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, где стены квартиры — это нечто вроде подмостков, на которых подвизаются виртуальные родственники.

Наконец, «Хищные вещи века» бр. Стругацких, в которых является «слег» — полноценный мир, в котором можно жить (хотя и не очень долго), причем суть его до гениальности проста, не нужно 10 тысяч инженеров: «Буба дает Ивану слег, оказавшийся небольшой радиодеталью, и инструкции: слег нужно вставить в радиоприемник вместо стандартного гетеродина, благо размеры деталей точно совпадают, принять несколько противомоскитных таблеток, лечь в теплую ванну и включить приемник. Опробовав слег, Жилин убеждается, что тот вызывает ярчайшие переживания, в которых исполняются все бессознательные желания человека, причем не оставляет никаких неприятных ощущений. Но иллюзорная жизнь под действием слега настолько ярка и привлекательна, что после нее реальность кажется пресной и серой».

Впрочем, еще раньше тема метавселенной была затронута в «Краткой повести об антихристе» В. С. Соловьева, где действие происходит в XXII веке — «столетии столь передовом, что ему пришлось оказаться еще и последним». «Чyдoдeй, пo имeни Aпoллoний, чeлoвeк нecoмнeннo гeниaльный, пoлyaзиaт и пoлyeвpoпeeц, кaтoличecкий eпиcкoп in partibus infidelium, yдивитeльным oбpaзoм coeдинит в ceбe oблaдaниe пocлeдними вывoдaми и тexничecкими пpилoжeниями зaпaднoй нayки (как тебе 10 тысяч инженеров, Марк?) c знaниeм и yмeниeм пoльзoвaтьcя вceм тeм, чтo ecть дeйcтвитeльнo coлиднoгo и знaчитeльнoгo в тpaдициoннoй миcтикe Bocтoкa. Oн oбъявил, чтo влacтью cвoиx ключeй oн oтвopил двepи мeждy зeмным и зaгpoбным миpoм, и дeйcтвитeльнo oбщeниe живыx и yмepшиx, a тaкжe людeй и дeмoнoв cдeлaлocь oбычным явлeниeм, и paзвилиcь нoвыe, нecлыxaнныe виды миcтичecкoгo блyдa и дeмoнoлaтpии».

Метавселенная как она есть.

Цукерберг зачем-​то окружает новое название социальной сети страшной таинственностью. По-​стругацки, а также по рабоче-​крестьянски новое изобретение можно назвать «цукерслег». Если желательна большая академичность, то к древнегреческой приставке логично приделать и древнегреческий корень. Получится «метакосмос». А цукерберговская паства будет называться метакосмонавтами.

Но как ни назови, интереснее другое. Сама идея витает в воздухе более века. А то и больше. У Гёте Мефистофель тоже направо-​налево применяет виртуальную реальность — от шуток с пьяницами в погребке Ауэрбаха в Лейпциге до фантазмов Фауста с прекрасной Еленой и их сыном Эвфорионом.

Однако и русские религиозные мыслители, и немецкие филистеры, и англосаксонские, а равно итальянские и польские фантасты, и социалисты с человеческим лицом бр. Стругацкие — при всей очевидной разности их миросозерцаний — согласно видели в метакосмосе опасную и даже прямо губительную ложь. Демонолатрия добром не кончается.

Тогда как в Цукерберге нет и тени сомнений. Буквальное совпадение его начинаний с былыми антиутопиями и апокалиптическими предостережениями его нимало не смущает.

Отчасти это связано с тем, что богатый молодой человек (1984 г. р.) культурно девственен, т. е. дремуч совершенно. Отчасти с тем, что он, похоже, полностью чужд метафизики, которая в той или иной степени была присуща писательским личностям. Хозяин же фейсбука прост, как правда, — при том, что иная простота бывает удобопревратна и даже сильно удобопревратна.

Впрочем, в нашем передовом столетии это не изъян, а скорее достоинство.» (А. Соколов)

Ну, теперь Инстаграм осталось переименовать в Стограмм и можно считать, выходные удались.

Сергей Васильев

Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий