США проигрывают конкуренцию за Мировой океан
24 января 2022
24.01.2022 • Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»
США демонстрируют всё меньше успехов в стремлении сохранить свои сферы влияния в Мировом океане и прилегающих сухопутных регионах. Обширность мировой океанической акватории и разнонаправленность интересов присутствующих здесь политических игроков заставляют Вашингтон распылять свои силы и ресурсы, лишая американскую политику должной степени концентрации.
В условиях геополитической конкуренции с КНР возрастает стратегическое значение трёх проливов, соединяющих Тихий и Индийский океаны - Малаккского, Зондского и Ломбокского. Введение Вашингтоном в экспертно-аналитический оборот термина "Индо-Тихоокеанский регион" лишь подчёркивает ту важность, которую приобретают морские коридоры из одного океана в другой.
Малаккская дилемма Китая заключается в том, что по этому маршруту Поднебесная получает более 80% нефти. Пролив проходит между Малайзией, Индонезией и Сингапуром, в самом узком месте его ширина не превышает 2,5 км., что делает поставки энергоресурсов в Китай очень уязвимыми. Малаккский пролив прилегает к акватории Южно-Китайского моря, а кто контролирует Южно-Китайское море, тот контролирует морские пути из Европы, Африки и Ближнего Востока в Восточную Азию.
Эта проблема заставила Пекин проложить газопровод и нефтепровод через Мьянму для импорта энергоресурсов из Африки и Ближнего Востока в обход узкого горлышка Малаккского пролива. Однако это не покрывает всех потребностей китайской экономики в нефти и газе. Невозможность прохода крупных судов через Малакку также усугубляет проблему.
Другой важной транспортной артерией является Ломбокский пролив. Он достаточно глубоководный для пропуска крупнотоннажных судов. Зондский пролив для этого менее приспособлен (наименьшая ширина 27 км.,наибольшая - 100 км., средняя глубина 20 м.), но он служит выходом из Яванского моря в Индийский океан, что немаловажно.
Обстановка в районе трёх проливов в скором будущем будет весьма животрепещущим вопросом для Европы. Через Малакку проходит в три раза больше танкеров, чем через Суэц и в пять раз больше, чем через Панамский канал. Этот маршрут, как и через Зондский пролив, пролегает вблизи островов Спратли, из-за которых Пекин вступил в дипломатическое противостояние с США и их азиатскими союзниками. Рост напряжённости в регионе неизбежно скажется на динамике грузоперевозок из Азии в Европу.
В десятку главных экспортёров через Южно-Китайское море входит Германия (9-е место, $117 млрд.). Это неизбежно приведёт к активизации Берлина на азиатском направлении. Первое место - у Китая ($874 млрд.), второе - у Южной Кореи ($249 млрд.). Кроме Южной Кореи, в этом списке из числа союзников США находятся в порядке убывания - Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Япония. Последняя уже вступает в конкуренцию за контроль над морскими артериями в этом регионе. Индонезия в сентябре прошлого года объявила об отправке кораблей ВМФ к островам Бунгуран в южной части Южно-Китайского моря в рамках программы усиления военного присутствия на своих отдалённых территориях. Острова Бурунган находятся более чем в 1 тыс.км.от Джакарты. Индонезийские власти считают это направление потенциально беспокойным.
Близость ключевых морских артерий к Южно-Китайскому морю - серьёзный повод для беспокойства. Через Южно-Китайское море проходит 1/3 часть мировой морской торговли. Восемь из десяти портов, способных принимать большие объёмы контейнерных грузов, находятся в азиатской части Тихого океана. 35% нефтеперевозок попадают в Тихий океан из Индийского, ставя в зависимость не только Китай, но и Южную Корею (2/3 поставок энергоресурсов), Японию и Тайвань (по 60%) (1). Идёт конкуренция и за рыбные ресурсы. Население прибрежных регионов Китая, Филиппин и Вьетнама получает 22% белка в своём рационе из рыбы, что выше среднемирового уровня (16%).
Вашингтон видит Индийский океан не изолированным регионом, а порубежьем между Тихим и Атлантическим океанами и несущим звеном, которое связывает воедино американское присутствие сразу в трёх океанах. С одной стороны, это позволяет осуществлять комплексный подход к намечающимся вызовам, но с другой, приводит к фрагментации американской политики в Индо-Тихоокеанском регионе. США вынуждены вести диалог не столько с блоками государств, сколько с каждым прибрежным государством отдельно.
Это снижает эффективность американских геополитических проектов и позволяет Китаю успешно конкурировать с США. Китай располагает дипломатическими миссиями во всех шести островных государствах Индийского океана - Шри-Ланке, Мадагаскаре, Сейшелах, Мальдивах, Маврикии, Коморских островах. США только в трёх - Шри-Ланке, Маврикии и Мадагаскаре. Ни один из прочих заинтересованных игроков (ЕС, Индия) не имеют посольств сразу в шести островных государствах региона.
Два американских военных атташе вынуждены охватывать своим вниманием весь Индийский океан, от Шри-Ланки до Мозамбикского пролива . Территориальные споры Мадагаскара и Коморских островов с Францией, главной европейской силой в Индо-Тихоокеанском регионе, повышают шансы Пекина на роль важной и выгодной альтернативы для местных политиков.
Территориально Индо-Тихоокеанский регион простирается от Персидского залива до восточного побережья Америки. В сухопутном измерении он охватывает страны Африканского Рога, Аравийского полуострова, всю Центральную Азию, Китай, Корейский полуостров, Японию, Австралию, Мадагаскар, и все страны, находящиеся внутри этого круга - Индию, Малайзию, Индонезию, государства Юго-Восточной Азии и Океании. Масштаб слишком велик, чтобы Индо-тихоокеанская концепция США могла реализоваться бесконфликтно. И это один из важнейших факторов, который едва ли позволит Вашингтону достичь своих долговременных целей на этом направлении.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Комментариев нет:
Отправить комментарий