Потеря американским флотом новейшего истребителя в Южно-Китайском море может радикально изменить технологический паритет между США и КНР и геополитические расклады вокруг Тайваня.
Самый современный истребитель американской авиации F-35 является заодно и самым проблемным самолётом. С ним постоянно случаются разнообразные катастрофы, аварии, несчастные случаи и тому подобное. Всё это, мягко говоря, обидно его владельцам, поскольку самолёт, во-первых, очень дорогой, а во-вторых – жутко распиаренный как «чудо-оружие», которое в итоге своего грозного имиджа совершенно не оправдывает. Но до недавнего времени никто не знал, что главная катастрофа невезучего самолёте ещё впереди… И вот она случилась!
25 января F-35 пытался совершить посадку на авианосец «Карл Винсон», во время манёвров в Южно-Китайском море, и свалился за борт. Такое случалось и раньше – скажем, в прошлом году британский F-35 тоже свалился с авианосца в воды Средиземного моря. Его сумели выловить и поднять. Но между Средиземным и Южно-Китайским морями есть одно маленькое отличие…
Это отличие – китайцы. Да, эти бойкие жёлтые ребята, которые копируют всё, до чего могут дотянуться и развинтить для «реверс инжиниринга». В Средиземном море их рядом не было. В Южно-Китайском они рядом, что следует из самого топонима.
Одно за другим мировые СМИ выходят с заголовками в духе: «Гонка за утонувшим истребителем». В них пишут о том, что специальному спасательному кораблю ВМС США идти до места крушения аж 10 дней, а вот китайским аналогичным судам – немножко меньше, мягко говоря. КНР считает Южно-Китайское море своими территориальными водами, поэтому не получится их прогнать под предлогом, что не у себя дома. Именно у себя. И что упало – то пропало.
Можно только представить, как в Пекине сейчас оживлённо потирают руки! Ещё бы – «грааль» истребителей пятого поколения со всей бортовой аппаратурой связи, наведения и слежения. Там можно изучать абсолютно всё: от материалов покрытия корпуса до программного кода. А потом, как обычно китайцы и делают, создавать собственную копию. И они имеют в этом деле богатейший опыт!
Вспомним, как по-хозяйски китайцы сумели использовать на благо собственного прогресса другие «подарки с неба». В 2001 году произошло случайное столкновение китайского истребителя Shenyang J-8II и американским самолётом радиоэлектронной разведки EP-3E ARIES II «Орион» возле острова Хайнань. Самолёт был повреждён, но сумел совершить посадку на китайской территории. Стоит ли говорить, что с ним было дальше?
Американцам вернули самолёт в разобранном виде. «Нате, это ваше». Но китайский военно-промышленный комплекс заметно обогатился знаниями о возможностях американской техники и о том, как их скопировать на собственной базе. Жаловаться было бесполезно, да и кому? Китайцы вообще так повернули дело, что американцы ещё и виноваты остались за смерть китайского пилота, который врезался в «Орион» – чуть ли не преднамеренно тот подставил свой громоздкий борт беззащитному истребителю. Так что, как говорится, скажите спасибо, что вообще что-то вернули.
Ещё более интересным был случай с американским вертолётом-невидимкой, который, ни много ни мало, участвовал в ликвидации Усамы бен Ладена в Пакистане. Там произошли неприятности с одним из стелс-геликоптеров, он остался в Пакистане, а потом куда-то исчез. Пески времени, видимо, быстро занесли. А в Китае, который имеет с Пакистаном особые партнёрские отношения, в 2021 году появился свой стелс-вертолёт. То не было, не было, а потом почему-то появился. Но опять же – кому тут будешь предъявлять претензии, если даже сама операция в Пакистане была нелегальной и незаконной, скрываемой от местного правительства?
Ну, а все прочие многочисленные случаи копирования Китаем иностранных разработок и не перечислишь. Копировали они практически всю линейку советской техники: от стрелкового оружия до самолётов, танков и ракет. Копировали корабли: первый китайский авианосец был построен на базе купленного у Украины советского авианесущего крейсера «Варяг». Словом, был бы образец, а скопировать они сумеют.
Однако копирование, что ни говори, процесс далеко не быстрый, особенно если речь о высокотехнологичных образцах. А есть ещё и куда более близкая и угрожающая перспектива – дело в том, что именно сейчас, когда США и Китай при администрации Байдена готовятся вступить в обострённую конфронтацию из-за Тайваньского вопроса, доступ китайцев к ключевому американскому элементу военной мощи может в принципе изменить расклад сил и ход событий.
F-35 не зря ведь свалился именно с авианосца – это основной палубный самолёт ВМС США. То есть, основной противник НОАК в регионе. Именно американские авианосцы будут, если что, идти на подмогу Тайваню, именно F-35 будут на этих авианосцах. Другие палубные самолёты – F/A-18 Hornet – родом из 1970-х годов, и вряд ли станут достойным соперником современным китайским самолётам. Вся надежда была на F-35: на его малозаметность, высокую скорость, включённость в единую систему обмена информацией поля боя. Теперь всё вышеперечисленное может перестать быть военной тайной.
Протоколы связи будут взломаны, стелс-возможности – изучены на предмет недостатков, не говоря уже о самом пристальном внимании к системам вооружения. Получится, что главный козырь США теперь развёрнут рубашкой вниз – он вроде как и остаётся, но каждый понимает, что даже хорошие карты нужно держать закрытыми от соперников.
Если китайцы смогут достать и изучить F-35, то это приведёт к далеко идущим последствиям. Как минимум, они станут куда более уверенными в планировании собственных операций и тактики с учётом уже знакомых возможностей вероятного противника. Как максимум, вскоре пойдёт серия разработок, в которых с разной степенью экстренности будут внедряться «подводные» заимствования. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий