«Хто літає - той москаль!». К такой нехитрой формуле в последние недели для украинских военных свелась основная тактическая суть событий после завоевания боевой авиаций России тотального превосходства в воздухе.
Наши ударные самолёты и вертолёты буквально «утюжат» поле боя, не дают головы поднять в окопах, «висят» над дорогами, сделав практически невозможной переброску к линии фронта резервов, топлива и боеприпасов. В таких условиях поражение — это лишь вопрос времени для любой армии.
Естественно, Киев всеми силами пытается поправить столь гибельное для него положение. Понятно, что если подобное и возможно - то только с помощью зарубежных «партнёров». На этом направлении власти Украины развивают просто бешенную активность, пытаясь хотя бы где-нибудь поскорее раздобыть воздушные машины. Причём — не абы какие, а советского производства, поскольку только на таких и обучены летать пилоты ВСУ. Времени на переобучения на западные образцы судьба им просто не оставила.
Если помните - в начале марта сенсацией стало известие, что Словакия, Польша и Болгария для борьбы с русскими со дня на день поставят Украине сразу 70 военных самолётов МиГ-29 и Су-25. Как говорится — не срослось. Несмотря на нескрываемое давление очевидно заинтересованных в таком исходе США, все три страны одна за другой «спрыгнули» с рискованного проекта, чреватого прямым вооружённым столкновением с Россией.
Но вот новый поворот горячей темы: 31 марта американская телекомпания CNN сообщила, что из Киева в Конгресс Соединённых Штатов поступил новый запрос на срочные поставки вооружений. «В списке также значится боевая авиация, конкретно Су-25, штурмовик российского производства», — отмечает CNN.
Рискнём поправить штатовских журналистов: Украина на сей раз, без сомнения, претендует на ударные самолёты не российского, а советского производства. То есть — достаточно поношенные.
Если речь о сильно бывших в употреблении «грачах» (так издавна прозвали Су-25 в Советской армии) - то речь определённо идет об образцах, выпущенных на Тбилисском авиационном заводе, который после приватизации в 2002 году стал носить название JSC TAM (Joint Stock Company Tbilaviamsheni).
Россия производство таких штурмовиков тоже к 1986 году наладила в Улан-Удэ. Но с 2018 года уже прекратила их выпуск, отдав предпочтение куда более совершенному двухместному фронтовому истребителю-бомбардировщику Су-34. Да и потом — не станем же мы сами для себя намыливать верёвку, откликаясь на слёзные мольбы Киева? Или позволяя то же самое нашим союзникам?
Стало быть — Украина просит американцев где-нибудь раздобыть для неё именно те Су-25, которые родом из Грузии. Но на покладистость какой именно страны делается расчёт - если восточноевропейцы, имеющие на вооружении этот самолёт, уже заявили по названному поводу решительное «Нет!»?
Почти без риска ошибиться можно утверждать: как раз именно Грузии украинские власти и требуют от Вашингтона посильней и побыстрее выкрутить руки.
Откуда такая догадка? А вот откуда: 31 марта президент Владимир Зеленский в телеобращении к нации сообщил, что в руководстве его страны есть те, кто «работает на оборону Украины», и те, кто «работает только на то, чтобы остаться при должности». Очевидно, среди последних он имел ввиду посла Украины в Грузии Игоря Долгова, поскольку, оказывается, тот на днях внезапно был возращён Зеленским восвояси из страны пребывания. Пояснение президента таково: «При всём уважении: не будет оружия, не будет санкций, не будет ограничений для российского бизнеса — ищите, пожалуйста, другую работу».
Так вот: очень похоже, что главная провинность бывшего уже посла Долгова — провал его попыток заставить Тбилиси немедленно поставить Киеву штурмовики Су-25, которые на авиазаводе в этом городе продолжают выпускать в малость модернизированном варианте под названием Су-25КМ.
Причём, в выпуске таких штурмовиков в столице Грузии был значительный перерыв. Виной тому стало частичное уничтожение инфраструктуры авиазавода ударами с воздуха как раз выпущенными на нём же российскими Су-25 в ходе памятной пятидневной войны «08.08.08» за Южную Осетию.
Восстановление какой-никакой работы этого конвейера случилось лишь спустя почти 13 лет, в начале 2021 года. Причём, как оказалось, на ТАМе наладили не полный цикл производства самолётов, а только восстановление боевой готовности произведённых ещё во времена СССР штурмовиков с проведением их капитального ремонта.
Но и это был неплохой бизнес, поскольку всего за годы существования этой машины она была изготовлена в количестве порядка тысячи экземпляров. И несколько сотен неисправных «грачей» по всему миру, от Африки до Азии, до сих пор маются под аэродромными заборами и в ангарах в ожидании ремонта или утилизации. Вот к их-то услугам грузины и возродили свой ТАМ.
В качестве справки: по данным журнала Forbes (США), примерно 485 таких самолётов и ныне находятся на вооружении в армиях 24 стран. Они составляют 3% всех пилотируемых боевых самолётов в мире. Большинство этих Су-25 до сих пор имеют старые системы управления огнём, слабые системы самозащиты и неуправляемые снаряды, с которыми они летали ещё в 1980-х и 1990-х годах.
Но первыми, как и следовало ожидать, ремонт и модернизацию на возрождённом авиазаводе начали проходить Су-25 собственно грузинских ВВС. К сентябрю 2021 года первые четыре такие обновлённые машины (из 12 оставшихся в наличии в ВВС Грузии) после долгого перерыва впервые взмыли в небо.
В том, что они, распрощавшись с заводом, стали намного сильнее, существуют большие сомнения.
По крайней мере, специализированный блог bmpd, выходящий под эгидой российского Центра анализа стратегий и технологий, уверен, что для возрождения первых штурмовиков в Тбилиси грузинам негде было взять бронированные капсулы, обеспечивающие выживаемость лётчиков при поражении их самолетов зенитным огнём с земли. Просто потому, что такие бронекапсулы для любых Су-25 с самого начала изготавливали из титана на российском ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Но Россия вряд ли поставила изделия столь «деликатного» свойства не слишком дружелюбно настроенной к нам Грузии.
Стало быть, почти наверняка на ТАМе титан на первых отремонтированных штурмовиках заменили на обычный алюминий. Чем очень уменьшили шансы получившегося самолёта и его лётчика выжить в реальном бою. Тем не менее, почти уверен, что именно на эту четвёрку штурмовиков, за неимением лучшего, безуспешно пока и претендует сегодня Украина. Просто потому, что других, боеготовых, в Грузии пока нет. А ждать — ситуация не позволяет.
Надежда Киева на Грузию в этом смысле, видимо, была особенно велика. Памятуя, вероятно, помощь Киева грузинам зенитными ракетными комплексами в той самой войне «08.08.08». И помощь грузинских добровольцев Украине в противостоянии с Россией в борьбе за Донбасс. А может быть — даже и неоднозначную, правда, для Киева историю с Саакашвили. Тем сильнее, похоже, оказалось разочарование. Наученная горьким опытом Грузия сегодня (в отличие от 2008 и 2014 годов) всеми силами старается не оказаться вовлечённой в военно-политическую битву коллективного Запада с Москвой. Поставками штурмовиков — в первую очередь.
Это уже вызывало ожесточённые упрёки Киева в предательстве. Так, 28 марта руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак в эфире тбилисского телевидения счёл возможным публично упрекнуть Тбилиси едва ли не в тайном сговоре с Москвой: «Украинский народ ждёт конкретные шаги по осуждению агрессии России для того, чтобы присоединиться ко всем объявленным санкциям не только на словах, но и на деле. Но мы получаем информацию о потеплении отношений между Россией и Грузией, и есть ощущение, что чего-то не знаем. Мы знаем, что это так просто не может произойти, особенно когда дело касается нашего северного соседа. Поэтому есть ощущение чего-то неизвестного. Неясность должна завершиться. Мы ждём ясности».
Существует «потепление» между нашей страной и Грузией или Ермаку оно лишь привиделось — пока неясно. Однако совершенно точно, что никуда не делась абсолютная политическая и военная зависимость наших закавказских соседей от американцев. Поэтому совершенно закономерно, что Киев решил «настучать» на ставших подозрительно несговорчивыми бывших союзников именно в Вашингтон. Надежда понятна: мощного пинка оттуда Тбилиси вряд ли выдержит. И тогда вожделенные Су-25 смогут отправиться защищать Украину.
Впрочем, во всей этой истории, чем она ни завершится, лично мне вот что неясно. А что, собственно, в состоянии решить в пользу Киева в развернувшейся битве четыре или даже сорок штурмовиков или истребителей? Ну, предположим, Украина их получит. От Грузии или кого-то ещё — не суть важно. Эти самолёты и пары дней не протянут на новых аэродромах! Русскими зенитно-ракетными комплексами, бомбами и ракетами будут отправлены к праотцам. Как и почти вся боевая авиация за минувший месяц.
Что и кому тут доказывать: такими силами перехватить у нас превосходство в воздухе над Украиной всё равно невозможно. Нечего и пытаться. Ничего это не даст, кроме лишней пролитой крови.
В подтверждение — ещё одна справка. Вот просто сокрушительные, на мой взгляд, для Киева данные явно проукраински настроенного польского сайта Defence24. pl: на сегодня российские лётчики в среднем совершают над Украиной до 200 боевых вылетов ежесуточно. А украинские в ответ — не более пяти-десяти. В том числе — и с транспортными целями.
Это свершившийся крах Воздушных сил ВСУ. Грузия его не силах отменить, даже если бы по указке США и отдала Киеву все 12 своих полудохлых «грачей».
Автор: Сергей Ищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий