Жителям Германии уже приходится экономить на еде и бытовой химии, компании сокращают объёмы производства, страна стоит на грани рецессии, пишет Libération. Но самый большой шок наступит в октябре, когда немцы получат новые счета за газ. Власти опасаются, что тогда в стране начнутся антисистемные протесты, тем более что в городах Восточной Германии люди уже выступают за снятие антироссийских санкций.
Немецкая экономика оказалась в отстающих, пишет в своей статье Libération. Автор статьи сравнивает нынешнюю ситуацию с 1990-ми, когда Германия только-только объединилась.
Во втором триместре этого года Германия показывает один из худших экономических результатов в зоне евро. На этом фоне другие страны ещё неплохо справляются, средний рост экономики по зоне евро составил 0,7%. Но Германия находится на грани рецессии. Эксперты объясняют это ростом цен на энергоносители, что через эффект домино распространилось по всей экономике. Из-за этого внутренний спрос продолжает падать.
Инфляция в Германии рекордная, поэтому немцы стараются экономить на всём, чём могут, пишет автор статьи. В октябре их счёт за газ может вырасти втрое. И такая перспектива заставляет немцев менять свои привычки потребления. Например, они стали экономить на еде и бытовой химии.
«Мрачная» атмосфера царит и на предприятиях. Деловой климат упал в июле до самого низкого за два года уровня. При этом мировая экономика всё ещё страдает от последствий пандемии, из-за которой нарушены каналы поставок. Впервые с момента объединения Германии торговый баланс в мае показал отрицательный результат. Для страны, которая 20 лет занимается экспортом, это шок. По данным немецкой статистики, каждое десятое предприятие Германии уже сократило объёмы производства.
Такая ситуация сильно беспокоит и соседей Германии, поскольку они зависят от немецкой конъюнктуры. Как пишет автор статьи, никто не забыл поговорку из 1990-х: «Когда Германия чихает, болеет вся Европа».
Впрочем, правительство Германии ещё надеется окончить год с показателем роста экономики более 2%. Однако, как пишет автор статьи, Олаф Шольц понимает, что это зависит от доброй воли Москвы. Если Путин окончательно перекроет газ, ВВП Германии упадёт на 4-5%, отмечают эксперты. Это примерно те же показатели, что были в разгар пандемии в 2020 году.
Что точно понятно, так это то, что «второе экономическое чудо» эпохи Меркель закончилось. Нынешний кризис поставил под сомнениех всю модель экономики Германии, которая строится на потреблении дешёвого российского газа и на экспорте товаров на глобальный рынок. Так, каждая третья машина Volkswagen, BMW и Mercedes шла в Китай — этот рынок сильно спасал немецких производителей.
Но такая зависимость не здоровая, предупреждают эксперты. И потому непонятно, как в этом контексте властям удастся вернуться к отказу от закредитованности, благодаря которому Германия добилась в своё время результатов.
В итоге власти опасаются социального возмущения, даже выступлений против системы, которые могут взять на вооружение крайне правые силы. Считается, что самый острый кризисный период придётся на октябрь, когда немцы впервые получат счета за газ с новыми тарифами. Те, кто в 2015 году выступал против беженцев, в 2020 году — против вакцин, теперь обретут новое занятие. Они уже по понедельникам выходят на улицы некоторых городов Восточной Германии, требуя отказа от антироссийских санкций.
Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок уже отметила, что вскоре мы можем снова увидеть народные волнения в случае полного прекращения поставок российского газа. «На данный момент никто не знает, какого масштаба достигнет этот социальный кризис. Всё будет зависеть от Владимира Путина», — делает вывод Libération.
31 июля 2022
Немецкие политики советуют своим гражданам готовиться к тяжёлым временам и лишениям, пишет Junge Welt. Инфляция, газовый кризис, санкционный бумеранг — экономический кризис исторического масштаба неизбежен, и в Берлине будут решать, кто в стране меньше всего и сильнее всего от него пострадает. И, судя по всему, коалиционное правительство собирается принять меры, которые помогут пережить всё это богатым, а не бедным, рассказывает автор статьи Себастьян Линднер.
За последние 15 лет в Германии произошло большое количество экономических и финансовых кризисов, которые привели к трагическим социальным последствиям, пишет Junge Welt. От банкротства фирмы по оказанию финансовых услуг Lehman Brothers до пандемии коронавируса — а теперь на очереди украинский конфликт и газовый кризис. И политики уже советуют немцам приготовиться к тяжёлым временам и лишениям, а активнее всего этим занимается министр финансов Кристиан Линднер из Свободной демократической партии Германии (СвДП), который совсем недавно отпраздновал роскошную свадьбу на острове Зильт, отмечает автор статьи Себастьян Эдингер.
Нет сомнений в том, что в стране грядёт экономический кризис исторического масштаба, продолжает издание. Ведь Берлин уже по сути стал участником боевых действий на Украине. Из России поступает меньше газа, а альтернативы в других странах, которые, по-видимому, «соответствуют» немецким стандартам гуманизма, то есть Катаре, Саудовской Аравии и США, слишком дорогие. К тому же штрафные меры Запада сильнее всего бьют именно по ФРГ. Так что расходы растут, а политикам предстоит решать, кто от этого в Германии сильнее всего пострадает.
Линднер же активно выступает за сохранение долгового тормоза, что лишит государственной поддержки людей с низким и средним достатком. А также за понижение налогов, а именно отмену «холодной прогрессии». «Самое прекрасное в этой мере: она ничего не даст бедным, кое-что — частям среднего класса, и больше всего — богатым. И всё равно она звучит хорошо, как будто это компенсация для всех», — объясняет Эдингер.
И такие «налоговые подарки» от СВдП своим избирателям — это не то, к чему можно относиться безразлично или нейтрально. По сути это означает, что государство отказывается от налоговых поступлений, чтобы помочь богатым пережить кризис. В результате возможностей для помощи остальным станет меньше, возникнет угроза сокращения социальных пособий и пенсий, а также повышения инфляции. С подачи министерства финансов светофорная коалиция проводит кризисную политику, которая существенно усугубляет социальный раскол в стране: средний класс смещается вниз, а те, кто внизу, падают в пучину. «У этого есть огромный потенциал спровоцировать социальный взрыв», — предостерегает Junge Welt.
Вопрос в том, получится ли у Линднера реализовать свои планы. По мнению Эдингера, у министра финансов достаточно власти для того, чтобы склонить к этим мерам канцлера Германии Олафа Шольца из Социал-демократической партии Германии. Зелёные же вообще ничего не хотят, кроме как показать русским «кузькину мать». К тому же оба партнёра свободных демократов по коалиции сейчас «зализывают раны»: СДПГ — из-за того, что раньше якобы поддерживала близкие отношения с Россией, а зелёные — из-за провальной климатической политики. «Это может стать часом Кристиана Линднера», — заключает издание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий