Карьера Элизабет «Третьей» Трасс на посту премьер-министра Великобритании – отличная иллюстрация к присловью «недолго музыка играла». И хотя смерть королевы, скачок инфляции, ещё большее падение доверия к Консервативной партии – всё это не личные «достижения» Трасс, а накопительные итоги политики последних нескольких лет, выплыли они именно при несостоявшейся «Железной Леди 2.0», так что половину собак повесят именно на неё.
А вот на кого повесят вторую – вопрос, находящийся в стадии разрешения. Крайне интересный вброс появился в британской прессе в субботу, 29 октября: со слов неких анонимных инсайдеров, ещё в бытность Трасс главой МИД её смартфон был якобы взломан хакерами, получившими возможность прослушивать все переговоры министра. А любопытнее всего, что выяснилось это якобы ещё летом, но лично Джонсон, бывший тогда премьером, запретил обнародовать прискорбный факт.
Публикация, быстро разлетевшаяся из источника Mail on Sunday по всем прочим англоязычным СМИ, вызвала шок в британском истеблишменте. Пока консерваторы отмалчиваются, системная оппозиция требует немедленно расследовать инцидент в максимально прозрачном режиме. Газетчики тем временем смакуют тему и гадают, была ли Трасс единственной жертвой хакеров или они подслушивали за кем-то ещё? Госпринадлежность самих взломщиков почти не вызывает сомнений – «ну, конечно же, это русские, китайцы, иранцы или северокорейцы, но скорее русские» (и это действительно было бы логично).
Понятно, что вброс сделан не против самой Елизаветы, на дальнейшем карьерном росте которой и так можно поставить крест, но и вряд ли только против «коллективного Путина», который во всём виноват в любом случае. Очень уж кинематографичные приводятся подробности: пресловутый телефон-де взломан «так глубоко», что специалистам пришлось увезти его для обследования в какую-то специальную лабораторию, изолированную от внешнего воздействия, чтобы хакеры не смогли опустошить его память.
Есть мнение, что таким (исконно британским) образом добивает потенциально опасного «Бориса Джонсонюка» молодой и перспективный новый премьер-министр Сунак. Бывший премьер слишком много суетится неподалёку от правительственных учреждений, так что не удивлюсь, если через какое-то время из «специальной лаборатории» придёт сенсационная новость, что в телефоне Трасс обнаружены следы работы Джонсона на Кремль.
Индийские йоги – кто они?
Сам Сунак, не успев вступить в должность, уже стал чуть ли не персонажем городских легенд. Характерно, кстати, что многие из них начинаются издалека: «Вот и Британия дошла до того же, до чего когда-то Рим, – императорами становятся варвары». Очень толерантненько.
Новый премьер действительно хорошо образован и, судя по его предыдущим делам в бизнесе и на посту министра финансов, довольно неплохой спекулянт. Но вокруг этого ядра наворачиваются слои самых невероятных домыслов: то о планах Сунака на широчайшее внедрение в британский оборот криптовалюты, то об использовании многочисленных «подвязок» и огромного тайного влияния тестя Сунака (IT-магната, финансиста и мультимиллиардера Мурти) в Индии. Этому последнему уделяют очень много внимания отечественные комментаторы, предрекая скорый подъём британско-индийских и, наоборот, охлаждение индийско-российских отношений. Впрочем, пока что никаких шагов в этом направлении Сунак сделать не успел, а горячие поздравления в его адрес от премьера Индии Моди отдают скорее неким триумфом (или даже злорадством) над британцами – «это наш варвар правит вашей империей!» Впрочем, де-факто родившийся и выросший на Альбионе Сунак – такой же индус, как из «Борис Джонсонюк» – украинец.
Первым делом Сунак, конечно же, пересобрал кабмин, очистив его от явных (бывших) сторонников Трасс. Любопытно, что назначенного предшественницей министра финансов Ханта, который считается большим профессионалом, Сунак оставил на месте, как и министра обороны Уоллеса. Ещё любопытнее, что министр внутренних дел Браверман, ушедшая в отставку буквально за пару дней до Трасс под каким-то мутным предлогом (якобы отправила ведомственное письмо с личного электронного ящика, чем... поставила под угрозу конфиденциальность переписки), вернулась на должность.
Первоочередной задачей Сунака и всех этих замечательных людей является стабилизация внутренней обстановки в стране, которая за полтора месяца «трассировки» заметно ухудшилась. Однако презентация нового проекта бюджета, который должен составить большой профессионал Хант, отложена аж до 17 ноября, хотя ранее речь шла о последней декаде октября. Имеет место одно из двух: либо поиск компромисса с военщиной (а ранее Уоллес заявлял, что уйдёт в отставку, если военный бюджет опустится ниже 3% ВВП), либо ожидание некоего «дна» и окончательного понимания масштабов экономической катастрофы.
Внешнеполитический курс Великобритании остаётся неизменным: антироссийским и заукраинским. Байден и Зеленский были первыми, кому Сунак позвонил после своего утверждения, и уже заявлено, что военная и финансовая допомога киевским фашистам будет продолжена. На середину ноября запланирован «дружеский визит» на острова американской авианосной группировки.
Впрочем, в российском МИД тоже заявили, что не видят предпосылок для улучшения отношений с Великобританией (и я не могу сказать, что расстроен).
Хотя на нового премьера и возлагаются определённые надежды (во всяком случае, он кажется большинству британцев более адекватным, чем оба предшественника), Сунак принимает страну в кризисе давно не виданного масштаба, и, скорее всего, разрулить ситуацию у него не выйдет. В ближайшее время можно всерьёз рассчитывать только на замедление падения.
Хотя на Альбион (пока ещё) не упала ни одна «Герань», уже объявлено, что зимой британцев, «возможно», ждут веерные отключения электричества. Опасения властей вызывает количество купленных населением электрообогревателей и способность сетей выдержать такую нагрузку.
Впрочем, позволить себе отапливать жилище и при этом ещё чем-то питаться могут уже не все. В британских СМИ всё чаще появляются репортажи о школьниках, которым дома на обед выдают «сэндвичи с ничем», а то и... кусок резины, чтобы его можно было пожевать и таким образом слегка «унять» чувство голода. И хотя газетчики явно хайпуют на самых вопиющих случаях, прикинуть картину «британского благосостояния» на сегодняшний день можно.
Как и в остальной Европе, искусственно созданная кризисная ситуация вызывает массовые протесты населения, впрочем, не всегда адекватные. В последние недели на фоне снятия запрета на добычу нефти гидроразрывным способом активизировались экоактивисты из движения Just Stop Oil. В своей борьбе за чистоту природы они прибегают не только к перекрытию дорог, но и к вандализму в художественных музеях; какие для этого нужно построить причинно-следственные связи – неясно. Впрочем, эти малолетние (в основном) ребята – наименьшая из проблем британских властей, тем более что их уже начали прогонять с дорог пинками сами водители, вынужденные ради экологии жечь бензин в пробках. Кроме того, 26 октября Сунак восстановил мораторий на гидроразрывную нефтедобычу – наверное, чтобы вывести на протесты уже автомобилистов.
Гораздо серьёзнее – охватившее Великобританию забастовочное движение, к которому присоединились в основном работники транспорта и почты. Влияние забастовок на экономику настолько сильно, что ещё кабинет Трасс принял меры по их криминализации. 20 октября был внесён законопроект о бесперебойной работе транспорта, который обязывает профсоюзы обеспечивать хотя бы минимальный объём перевозок во время забастовки (то есть фактически отказываться от самой её сути), иначе профсоюз лишится аккредитации, а участвующие в забастовке критически важные специалисты будут уволены.
Премьер Шотландии Стёрджен и её команда не унимаются в своих попытках отделить провинцию от Великобритании. Опять же, ещё при Трасс, 11 октября, в Верховном суде Великобритании было начато рассмотрение вопроса, может ли парламент Шотландии по собственной инициативе объявить референдум о сецессии из состава королевства. Если тяжба будет выиграна, то он состоится уже следующей осенью. Впрочем, на месте Стёрджен я бы не рассчитывал на «непредвзятость» суда, ведь сходные с шотландскими «сепарские» настроения уже начинают расти также в Уэльсе и Северной Ирландии.
На фоне таких звоночков Лейбористская партия требует скорейшего проведения всеобщих выборов, актуализации состава парламента и смены курса, заявляя, что иначе возможен распад государства. Понять трудовиков нетрудно: их рейтинги на фоне провальной политики консерваторов заметно выросли, тогда как рейтинги последних упали буквально до «плинтуса» (согласно последним опросам, уровень одобрения партии составляет всего лишь 19% против 56% у лейбористов). Но, даже если они придут к власти, ситуация не изменится волшебным образом – наоборот, они должны будут иметь дело с ещё более серьёзным кризисом, чем сейчас. Других перспектив на обозримое будущее для Великобритании не просматривается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий