С 7 октября хаотичная цепочка событий ведёт Ближний Восток всё глубже и глубже в конфликт. От израильских военных операций в Газе и бомбардировок Ливана и Сирии, включая бомбардировку иранского посольства в Дамаске, до столкновений между США и Йеменом в Красном море – всё говорит, что плохая дипломатия не может предотвратить эскалацию, лишь усиливая напряжённость и вероятность масштабной войны. На самом деле, американо-израильская внешняя политика и военные действия соответствуют давно спланированной стратегии, описанной в докладе Брукингского института 2009 года «Каков путь в Персию? Варианты новой американской стратегии в отношении Ирана».
Брукингский институт – это вашингтонский аналитический центр, финансируемый правительством и армией США, а также крупнейшими транснациональными корпорациями. Его руководители активно участвуют в формировании внешней политики США. Содержание его документов – не спекуляции, а отражение реальной внешней политики США. И доклад 2009 года – не исключение. Те, кто прочитал его, получил представление о текущих и будущих планах по свержению иранского правительства. Целые главы этого доклада, посвящённые дипломатическим действиям, раскрывают планы заключить с Ираном сделку по его ядерной программе, затем в одностороннем порядке нарушить её, а затем использовать ответные меры в качестве предлога для усиления давления на правительство и подрыв экономики Ирана.
В отдельных главах описаны методы организации беспорядков в Иране с использованием подкупленных и созданных правительством США «оппозиционных» и откровенно террористических группировок, типа Моджахедин-е-Халк. Также подразумевается прямое нападение армии США и локальные бомбардировки территории Ирана. И целая глава посвящена использованию Израиля для развязывания войны, в которую США, возможно, и не захотят ввязываться.
С 2009 года каждый из этих методов был опробован (отдельные – по несколько раз), или проводится в данный момент. Называемая в США «Иранская ядерная сделка», подписанная Обамой, от которой в одностороннем порядке отказались Трамп и Байден – иллюстрация не только соответствия этого доклада реальной внешней политике США, но и преемственности этой стратегии, независимо от имени президента и названия партийного большинства в Конгрессе. Сегодня разворачивается один из самых опасных методов: США и Израиль намеренно создают на Ближнем Востоке благоприятную среду для масштабной войны с Ираном.
В этом докладе говорится, что Иран не хочет войны с США и Израилем, и США должны сильно напрячься, чтобы внушить миру, что Иран, а не США спровоцировал войну, и вообще, Иран может отказаться от ответных мер, несмотря на самые жестокие американо-израильские провокации, а значит США и Израилю придётся развязывать войну без всякого предлога. «Было бы лучше, если бы США смогли сослаться на иранскую провокацию для оправдания бомбардировок. Конечно, США будет очень сложно спровоцировать Иран. Один из методов, который может привести к успеху – активизация тайных усилий по свержению правительства в надежде, что Тегеран ответит открыто, что можно потом изобразить как неспровоцированный акт агрессии», - говорится в этом докладе, который признаёт, что США хотят развязать войну с Ираном, убедив весь мир, что развязал её Иран.
В этом докладе также описываются дипломатические махинации, которые Вашингтон может использовать, чтобы создать иллюзию, что Иран виновен в войне с США или Израилем: «Аналогичным образом, любая военная операция против Ирана, скорее всего, будет очень непопулярна во всём мире и потребует надлежащего международного контекста – для обеспечения транспортировки войск и минимизации ответного удара. Лучший способ свести к минимуму международное осуждение и максимизировать поддержку (хоть неохотную и скрытую) – нанести удар только тогда, когда возникнет широко распространенное убеждение, что иранцам было сделано, но ими отвергнуто превосходное предложение, настолько превосходное, что только режим, решивший разработать ядерное оружие или приобрести его по неправильным причинам, может отказаться от него. При таких обстоятельствах США или Израиль могли бы представить свои действия осуществлёнными с сожалением, а не со злобой, и, по крайней мере, некоторые в международном сообществе пришли бы к выводу, что иранцы «навлекли на себя это», отказавшись от очень превосходной сделки».
Израиль играет ключевую роль в этой стратегии. В то время как Вашингтон пытается создать видимость дистанцирования от израильской жестокости в войне с Газой, и недавней бомбардировки иранского посольства в Дамаске, такие провокации играют центральную роль в желании Вашингтона втянуть Иран в войну, в которой, как признают США, он не хочет участвовать. В докладе 2009 года говорится, что израильские бомбардировки Ирана могут «спровоцировать более широкий конфликт между Израилем и Ираном, к которому могут присоединиться США и другие страны».
На самом деле, израильская жестокость в войне с Газой и недавняя бомбардировка иранского посольства стали возможны только благодаря политической, дипломатической и военной помощи США. США не только предоставляют Израилю оружие для проведения этого насилия, но и используют своё положение в ООН для гарантии безнаказанности Израиля.
Многие аналитики, кажется, удивлены парадоксальным поведением Вашингтона, готовые поверить, что байденовское правительство просто недееспособно и не может обуздать своих изральских партнёров. Но, учитывая ключевую роль, которую такие наглые провокации играют в продвижении целей внешней политики США, нет смысла удивляться этому. Всё, что сейчас нужно США – это ответный удар, который США и Израиль смогли бы использовать для оправдания новой войны.
Иран долгие десятилетия сталкивался с провокациями США и Израиля. Наверно, самой жесткой провокацией за последние годы, кроме израильской бомбардировки иранского посольства в Дамаске, было американское убийство в Ираке знаменитого иранского генерала Касема Сулеймани в 2020 году. И хотя Иран принял ответные меры, они оказались очень разумными. Нападение на иранское посольство 1 апреля 2024 года было организовано для провокации Ирана на более откровенный ответ, и отказ от давней стратегической сдержанности Тегерана.
В докладе Брукингского института 2009 года говорится: «Иран может нанести мощные удары в ответ на американские бомбардировки, но ни один американский президент не должен беспечно полагать, что это произойдёт. Иран не всегда отвечал на нападения США. После падения самолёта Pan Am в декабре 1988 года многие назвали это ответом Ирана на взрыв американцами самолёта Iran Air в июле того же года. Но сегодня есть доказательства, что это указывает на действия Ливии, и значит Иран не предпринял никаких ответных мер на атаку. Иран также не ответил на потопление американцами в 1988 году большинства крупных иранских военных кораблей. Следовательно, вполне возможно, что Иран просто предпочёл сыграть роль жертвы, предполагая, что это принесёт ему больше симпатий внутри страны и за рубежом».
Вашингтон пытается убедить мировое сообщество, что опасается эскалации отношений между Израилем и Ираном. В начале апреля 2024 года СМИ США писали, что «Белый дом очень обеспокоен перспективой израильско-иранской войны». Но несмотря на слова Вашингтона, его действия указывают на разжигание этой эскалации. Даже слабый ответный удар со стороны Ирана США могут использовать для оправдания войны. И даже если удар по войскам США на Ближнем Востоке нанесут другие силы, они попробуют использовать это в качестве предлога для нападения на Иран. США и Израиль уже пытались это сделать после операции ХАМАС 7 октября, несмотря на полное отсутствие доказательств причастности Ирана.
Стратегическое терпение оказалось очень полезным для Ирана. Избежав прямой войны с США и Израилем, он и его союзники смогли медленно, но уверенно изменить облик региона. Иран сделал это, обойдя санкции США. Он также подорвал искусственные разногласия, которые США поддерживали, чтобы управлять Ближним Востоком. Иран восстановил независимые отношения с Саудовской Аравией, а также помог Сирии восстановить отношения с вашингтонскими партнёрами в Персидском заливе. По мере изменения всего региона США обнаруживают ослабление своего господства. Список сотрудничающих с США стран неуклонно сокращается. С каждым годом военная сила США в регионе становится всё слабее. Если Иран продолжит идти по успешному пути освобождения, он неизбежно одержит победу над вмешательствами США.
США могут восстановить своё влияние в регионе и разрушить иранское государство, только развязав полномасштабную войну, отказавшись от провальной стратегии санкций, терроризма и подрывной деятельности. Но успех в этой войне всё более сомнителен, потому что Иран и остальной многопорядный мир продолжает усиливаться, а США и их партнёры оказались в изоляции. Проблемы США раскрыла и провальная война с Россией на Украине, вызвав отчаяние в Вашингтоне. Только время покажет, насколько далеко это отчаяние заведёт внешнюю политику США на Ближнем Востоке. Это отчаяние привело к тому, что марионеточный режим на Украине прибег к опасным действиям, от терроризма до нападения на Запорожскую АЭС. Израиль же обладает ядерным оружием, и в данном случае отчаяние может закончиться более печальными последствиями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий