четверг, 31 марта 2016 г.

Право голоса 31.03.2016 - Экономика перемен. 31.03.16


Вопреки требованиям В.В.Путина: «Поведение Улюкаева надо квалифицировать как государственное преступление»

Новый этап скупки государственной собственности РФ американскими банкирами презентовал министр экономического развития Алексей Улюкаев. Чиновник по итогам встречи с послом США в России Джоном Теффтом заявил, что компании из США могут увеличить свое присутствие на нашем рынке, приняв участие в приватизации крупных российских госкомпаний. К «большой распродаже» Правительство готовит пять основных пакетов в этом году — «Роснефти», «Башнефти», банка «ВТБ», Совкомфлота, «Алросы». В условиях санкций и противостояния во внешней политике поведение Улюкаева надо квалифицировать как преступление, рассказал в интервью Накануне.RU Председатель РЭОШ, доктор экономических наук Валентин Катасонов.

Вопрос: Алексей Улюкаев встретился с послом США и предложил поучаствовать в приватизации. В условиях санкций и противостояния во внешней политике, рука американских банкиров шарит у нас в кармане – это вообще нормально?

Валентин Катасонов: Заявление Улюкаева надо квалифицировать как государственное преступление, поскольку мы находимся в условиях противостояния, когда Вашингтон, по сути дела, называет Российскую Федерацию своим главным противником. И не только называет, но и предпринимает практические меры. Естественно, что в этих условиях и экономическая политика должна тоже учитывать реалии международной обстановки. А то, что говорит Улюкаев, – это фактически означает, что он является высокопоставленным агентом влияния и фактически пытается разрушить наш тыл. Тут вопрос даже не ко мне, а, скорее, к юристам. Потому что на самом деле здесь нарушение целого ряда статей уголовного кодекса. Про экономическую сторону я вообще не говорю.

Вопрос: Вообще итоги приватизации 90-х многие считают нелегитимными, поднимется ли вопрос об этом когда-либо?

Валентин Катасонов: Приватизация в данный момент вообще достаточно странно выглядит, особенно странно на фоне истории, которая разворачивается с ЮКОСом. Следственный комитет Российской Федерации заявил о том, что изначально передача активов компании ЮКОС, оказывается, была нелегитимна. И тут, собственно говоря, выплывают застарелые вопросы 1990-х годов о легитимности всей приватизации. Счетная палата в конце нулевых годов проводила аудит результатов приватизации 1990-х годов, и пришла к выводу о том, что большая часть сделок была проведена с грубейшими нарушениями.

Сейчас надо ставить вопрос не о каких-то новых приватизационных сделках, а поставить вопрос о ревизии сделок 1990-х годов. И пока ревизию не проведут, новых сделок не заключать. Ни для наших, ни для нерезидентов никакой приватизации быть просто не должно. Это ЧП, понимаете? Потому что Ходорковский совершенно правильно говорил о том, что если вы ставите под вопрос сделку с ЮКОСом, то ставьте под вопрос все сделки 1990-х.

Я не знаю, как наша власть будет на это дело реагировать. Тем более, что Ходорковский говорит то, что было прописано в отчете Счетной палаты. Этот документ не является секретным, но ему не дали ходу. Большая часть приватизационных дел 1990-х годов проходила в интересах нерезидентов, Ходорковский – это хрестоматийный пример. А какую ни возьмите традиционную сделку – там всегда мы найдем бенефициаров, которые относятся к категории нерезидентов.

Вопрос: Несправедливость приватизации сегодня просто налицо?

Валентин Катасонов: Одно дело, когда в 1990-ые годы была приватизация, которая закончилась выстраиванием системы оффшорных компаний. Та же самая история с ЮКОСом показывает, что была цепочка оффшорных компаний, которая заканчивалась гибралтарским оффшором, и главным бенефициаром всей этой схемы был господин Яков Ротшильд. Если мы начнем копать, то выйдем не только на эти вещи. Так что несправедливость – это только одна сторона вопроса. Национальная безопасность – это другая сторона вопроса, не менее важная.

Вопрос: Чем должен заниматься в такое сложное время министр экономического развития, и почему у нас все развитие заключается в продаже госкомпаний американцам?

Валентин Катасонов: Дело в том, что у нас нет экономики, по большому счету. И господин Улюкаев непонятно, чем управляет. Он в основном занимается вербальным интервенциями, в основном говорит, что все не так страшно, все не так плохо, и рекомендует гражданам России заботиться о своем здоровье. Человек просто находится не на своем месте, и чтобы как-то заполнить время, он либо занимается сеансами психотерапии и гипноза с аудиторией, либо «прогнозированием» – поэтому я его называю звездочетом. Это его любимое занятие — гадать по поводу того, какие будут цены на «черное золото», какой будет валютный курс рубля. Ничем он реально не управляет. Это очень серьезный вопрос, и что-либо требовать у этой куклы совершенно бесполезно. Необходимо выстраивание альтернативной, принципиально иной экономической системы, которая была бы защищена от внешних дестабилизирующих факторов. А под внешними дестабилизирующими факторами я понимаю, прежде всего, два: так называемые рыночные колебания — «так называемые» потому, что все эти рыночные колебания провоцируются хозяевами денег, ФРС и теми банками, которые стоят вокруг ФРС; и вторая – это уже конкретные профессиональные подрывные операции западных спецслужб. Если мы не закроемся, если мы не создадим государственную монополию внешней торговли, если мы не переориентируем свою экономику на внутренний рынок с внешнего, то мы будем по-прежнему оставаться колонией. Причем колонией, которая все более погружается в болото.

Вопрос: К новой «большой» приватизации правительство готовит пять основных активов в этом году — «Роснефть», «Башнефть», банк «ВТБ», Совкомфлот, «Алросу». Что нас ждет, когда приватизируют пакеты этих компаний?

Валентин Катасонов: Мы уже находимся под тотальным контролем Запада, а сейчас раздаются последние куски. Даже можно посмотреть статистику Росстата, которая показывает, что у нас многие отрасли на 50% и более принадлежат нерезидентам. То, с чем каждый день граждане соприкасаются, это система крупных торговых супермаркетов и практически вся сетевая розничная торговля находится под контролем нерезидентов. По сути, вся денежная масса, и отчасти «безнал» контролируется розничной торговлей ТЦ, но это как пример. Если мы возьмем нефтедобывающую промышленность — мы то же самое увидим, если мы возьмем банки – там идет сдача наших позиций банковской системы, которая определяет кровообращение российской экономики.

Такая политика кончится социальными, политическими потрясениями, либо просто расчленением России и ее уничтожением. Трудно сказать, что есть «лучший», что есть «худший» вариант. Для кого-то тихое умирание лучше, но меня не радует «тихое умирание». Президент на самом деле проводит достаточно странную политику – потому что он сверхактивен в сфере внешней политики, но практически не затрагивает вопросы тыла.

Источник

Кто продает Россию
Американские компании смогут выкупить российские госпредприятия.
Невероятное заявление прозвучало из уст министра экономического развития Алексея Улюкаева после встречи с американским послом Джоном Таффтом. Как сообщил глава МЭР, инвесторы из США будут допущены к участию в приватизации российских госкомпаний, среди которых могут оказаться такие монстры, как «Башнефть», «Роснефть», ВТБ и др. Монополисты вроде «Аэрофлота», «Совкомфлота» и РЖД тоже значатся в списке кандидатов на частичную продажу.
Назвать это решение абсурдом было бы верхом корректности и дипломатичности. И дело даже не в приглашении к приватизации американцев. Элементарной логике тут противоречит решительно все.

Оптимисты из Минфина
Официально утверждается, что цель грядущей второй приватизации госактивов — найти источники для покрытия дефицита госбюджета, возникшего в связи с санкциями и мировым экономическим кризисом. На первый взгляд, логично, но стоит прикинуть цифры — и картина несколько меняет смысл.
По предварительным подсчетам, в 2016 году дефицит бюджета ожидается в размере 2,36 трлн рублей (или примерно 14,9%). Согласно докладу Минфина, приватизация в этом же 2016-м принесет в казну максимум 0,7–0,8 трлн рублей, причем эту сумму правительство рассчитывает получить от продажи долей в трех компаниях: «Башнефти» (продать хотят 60,16% акций), «Алросы» (18,9%) и «Роснефти» (19,5%). Зачем продавать такие стратегически важные активы ради даже не полного, а лишь частичного покрытия не такого уж и критичного дефицита, объяснить очень сложно. Не удивительно, что глава МЭР и его коллеги не стали себя этим утруждать.
Еще интереснее все становится, если рассмотреть каждый из этих активов по отдельности. Взять, например, «Башнефть», за 2/3 акций которой правительство собирается выручить что-то около 200 млрд рублей. На чем основаны столь оптимистичные ожидания, опять же непонятно.
Надо иметь в виду, что потенциальный владелец, кем бы он ни был, будет получать себе в карман лишь 25% чистой прибыли компании по МСФО, но не менее 20 млрд рублей в год. Прибыль «Башнефти» за 2015-й составила немногим более 58 млрд рублей, то есть будущий акционер сможет претендовать как раз на 20 млрд, что в 10 раз меньше той суммы, которую он — в фантазиях Минфина — должен будет заплатить за свою долю при покупке. А ведь ему еще придется делиться с другим собственником — правительством Башкирии, которое владеет четвертью акций компании.
Иными словами, нас пытаются уверить в том, что существует на свете такой щедрый покупатель, который согласится приобрести компанию по цене, примерно в 13 раз превышающую ее годовые дивидендные выплаты. Одно из двух: либо план содержит какие-то дополнительные, нам не известные детали, в корне меняющие суть процесса, либо ожидания Минфина по выручке от приватизации завышены минимум раза в два, если не в три. Если эта «распродажа страны 2.0» все-таки состоится, реальная выручка от нее вряд ли превысит 50–60 млрд рублей, что совершенно точно не решит проблему дефицита бюджета. Зато окончательно подтвердит заявление Росимущества о превращении приватизации в очередной большой передел собственности.

Как все будет
В списке потенциальных покупателей (он тоже обсуждался на встрече Улюкаева с Таффтом) российских компаний всего восемь: Sberbank CIB, «ВТБ Капитал», «ВЭБ Капитал», Газпромбанк, «Ренессанс Брокер», Альфа-банк, МДМ-банк и Российский аукционный дом; остальные 20 — иностранные, в том числе Goldman Sachs, JP Morgan, Credit Suisse, Deutsche Bank, Morgan Stanley, Barclays, RBS, BNP Paribas, UBS, Citi, UniCredit, Societe Generale, BofA-ML, Raiffeisen.
Подавляющее большинство этих зарубежных «инвесторов» имеет давнюю и прочную репутацию законченных спекулянтов. Они нигде и никогда ничего не развивали. Все их приватизационные проекты имели единственный смысл: купить предельно дешево, подержать максимум 5–6 лет и продать дорого. Совершенно понятно, что покупать ту же «Башнефть» за 13 годовых сумм дивидендов они ни в коем разе не станут. Предел — за три, в самом крайнем случае — за четыре. Но это максимум.
А потом их главной целью станет повышение биржевой стоимости акций, что не имеет никакого отношения к какому-либо развитию компании или отрасли. Сделать акции дороже можно через активное использование административного ресурса, например путем продавливания через правительство всевозможных налоговых послаблений, позволяющих нарастить размер чистой прибыли. Или, скажем, можно убедить чиновников запустить в России собственную программу QE. Как показали эти эксперименты в Японии, ЕС и США, количественное смягчение прекрасно подстегивает рост биржевых индексов. Правда, экономику страны в то же самое время загоняет в тупик. Но какое дело биржевым спекулянтам до чьей-то там экономики?
***
Почуяв добычу в виде дешевых госактивов, биржевые хищники уже начали игру на понижение: вопреки бодрым заявлениям Улюкаева о высокой заинтересованности глобальных банков, на 22 марта в той или иной степени свое участие в приватизации подтвердили лишь 10 потенциальных «клиентов», получивших приглашения от российского правительства. Остальные ссылаются на неопределенность текущего положения или, проще говоря, на нежелание иметь проблемы с американскими властями, которые категорически против участия инвесторов из США в каком-либо развитии российской экономики.
И это придает всей истории еще более абсурдный характер. Ведь пока американцы совершенно справедливо не хотят помогать своему главному геополитическому противнику (пусть даже эта помощь только со стороны выглядит помощью), мы своему противнику хотим на блюдечке преподнести важнейшие из стратегических предприятий. Фактически правительство за бесценок отдает Западу контроль над ключевыми источниками налоговых поступлений в российский бюджет, а это все равно что вложить в руки палача хорошо заточенный топор.

Специально для РУССКАЯ ПЛАНЕТА

Комментариев нет:

Отправить комментарий