В украинском кризисе вновь резко возрос градус политической напряженности. Как и предполагали многие аналитики, это случилось именно осенью. Отказ российского руководства от контактов с киевской властью, грядущие праймериз в ДНР и ЛНР, позиция Европы, президентские выборы в США, тяжелое экономическое положение – все это способствует тому, что киевский режим изворотливо лавирует, постоянно провоцируя Россию и обстреливая Донбасс, несмотря на все соглашения.
Время для Киева действительно критическое, и его нужно выдержать до вожделенной победы Хиллари Клинтон. Ведь Франция и Германия практически в лоб сказали Украине, что она должна предоставить Донбассу особый статус, чтобы рассчитывать на благосклонность Европы.
Глава МИД Франции Жан-Марк Эйро во время визита на Украину заявил, что принятие закона о выборах в Донбассе и предоставление ему особого статуса – это условие встречи в прежнем «нормандском формате». «Франк-Вальтер Штайнмайер (глава МИД ФРГ) намекнул на сигнал из Москвы, который нам в этом поможет, но необходимо все конкретизировать», – сказал Эйро. Фактически Германия и Франция стали на сторону России: никакой встречи «нормандской четверки» не будет, пока у Донбасса не будет особого статуса. Это значит что на «нормандском формате» можно поставить крест.
Хотя президент России Владимир Путин заявил, что «мы готовы к продолжению любых контактов, лишь бы они вели к позитивному результату, разрешению кризиса, который возник на Украине», это мало меняет дело, поскольку чуть ранее он ясно подчеркнул, что переговоры ради переговоров никому не нужны. То есть Украине дано понять: время обсуждений закончилось, пора выполнять взятые обязательства и выходить с конкретными предложениями по этому поводу.
«Заявления Эйро и Штайнмайера следует расценивать как достижение российских дипломатов, жестко и последовательно настаивающих на буквальном выполнении прежних договоренностей. И конечно же их следует считать успехом ДНР и ЛНР», – полагает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
Заявленная позиция Европы развенчала миф о том, что весь мир за Украину, считает руководитель Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. «Мы увидели, что между украинской и европейской позицией огромная разница, – сказал Бортник. – И тот миф, который вдалбливали в голову украинцам, что весь мир за нас, мне кажется, наголову был разбит во время этого визита. Министры иностранных дел Германии и Франции показали абсолютно антагонистический подход к политическому разрешению кризиса на Донбассе, нежели тот, который продуцируют украинские политические элиты». По мнению Бортника, этот визит показывает, что Украина проиграла Европу России, чья позиция гораздо ближе европейцам.
В Киеве на позицию Германии и Франции отреагировали резко. Депутат Рады от президентского блока Сергей Куницын заявил, что их условия никогда не будут выполнены. Этот тот самый Куницын, которого после государственного переворота в Киеве 27 февраля 2014 года самопровозглашенный и.о. президента Александр Турчинов назначил своим представителем в Крыму. Он также был председателем Совета министров Крыма в 1998-2001 и 2002-2005 гг., а в 2006-2010 гг. возглавлял Севастопольскую горадминистрацию. Теперь этот чиновник заседает в Раде от президентского блока, паразитируя на лозунге «Крым – це Украина» и даже умудрившись стать недавно президентом «Федерации футбола Крыма» (в Херсонской области).
Куницын категорически отверг возможность изменения конституции. «Никто не может нам диктовать условия, по которым мы возвращаем свои территории, – ни Франция, ни Германия, ни Великобритания. Я думаю, что ни о каком изменении в конституцию и речи быть не может», – заявил он.
Более того, в том, что Минские соглашения не выполняются, в Киеве обвинили именно Германию и Францию. Это сделал представитель Киева на переговорах в Минске Леонид Кучма. «Главными представителями «нормандской четверки» являются Германия и Франция. Люди, которые принимали решения, отвечают за эти решения. Если эти решения не выполняются в той мере, они пусть на себя берут вину», – сказал Кучма. Словом, виновные найдены. Теперь это, кроме России, и Франция с Германией.
Таким образом, Киев находит все новые поводы не выполнять заключенные соглашения. Кучма назвал пункт, из-за которого Киев отказывается подписывать соглашение о перемирии. Это спор о Дебальцево и близлежащих территориях, освобожденных ополченцами в феврале 2015 года. По словам Кучмы, из-за этого неясно, от какой линии разграничения отводить подразделения. «Мы не можем пойти на сдачу своих интересов», – так определил Кучма возможность отведения войск.
Он повторил то же самое, что заявил украинский олигарх-президент Петр Порошенко (Вальцман), – Украина не будет ничего выполнять, пока этого не сделает Россия.
«Наши требования очень просты. Россия должна обеспечить устойчивое и всеобъемлющее прекращение огня в Донбассе», – сказал он. Далее олигарх перечислил все то, что говорит трети год подряд. «Россия должна остановить поставки своей тяжелой артиллерии, танков, регулярных войск, боеприпасов на украинскую территорию», «вывести российские войска с территории Украины», «предоставить полный доступ международным наблюдателям к участку российско-украинской границы» и т.д. Словом, Вальцман четко заявил, что он ничего не будет выполнять – «ни единого шага вперед до того, как российская сторона не пройдет свою часть по пути безопасности». Примечательно то, что он публично озвучил свой отказ выполнять «Минск-2» на встрече «Ялтинской европейской стратегии», что без разрешения США было бы невозможно.
Глава МИД Украины Павел Климкин даже «включил дурака», потребовав согласовать новый документ – о последовательности шагов для выполнения «Минска-2», что якобы не прописано в документе. То есть в Киеве решили изобразить, что не умеют считать по порядку.
С одной стороны, это поведение Киева идет вразрез с позицией Европы, с другой – полностью согласуется с нею. После заявлений Штайнмайера и Эйро появились оценки, что Европа поставила Украине ультиматум. Они представляются сильно преувеличенными. Ультиматум означает заявление «или-или»: если вы не выполняете наше требование, мы делаем такой-то шаг. Но ничего подобного из Европы не поступало. По существу, Европа лишь официально озвучила Украине позицию России о том, чтό нужно сделать для возрождения «нормандской четверки». Но Киев это и так знал, равно как знает и текст Минских договоренностей.
Важно то, в чем заинтересованы стороны. Полноценное политическое урегулирование интересует лишь Россию, конфронтация и напряженность нужны США, а вот Европе нужно просто успокоение ситуации. Для сохранения нормальных отношении с Россией изображается давление на Киев, но в условиях давления США сил у Европы хватает лишь на замораживание конфликта.
В итоге процесс не только не сдвинулся с мертвой точки, но и может усугубиться. После выборов в Госдуму в Крыму и Севастополе и праймериз в ДНР и ЛНР Украина займет еще более непримиримую позицию. Так, по Климкину, выборы в Госдуму на территории дипмиссий являются «сознательной провокацией», что он заявил накануне выборов, 17 сентября.
Киев твердо привержен курсу на нагнетание напряженности. Об этом свидетельствует и позиция Вальцмана. «Заявления Порошенко говорят о том, что он не услышал ни Штайнмайера, ни Эйро. Украина по-прежнему продолжает настаивать на передаче контроля за границей в первую очередь – в обход обеспечения безопасности, амнистии и конституционной реформы», – сказал руководитель делегации ДНР на переговорах Денис Пушилин. «Вопрос о сдаче Дебальцево мы не намерены даже обсуждать», – добавил он.
По мнению украинского политолога Михаила Погребинского, Вальцман принял решение возглавить «партию войны». «Существует выражение: если есть кампания, которую нельзя подавить, то ее надо возглавить. У Порошенко нет политического ресурса, чтобы подавить «партию войны». Поэтому он изображает из себя лидера партии войны. И это один из аргументов движения к распаду украинской государственности», – считает Погребинский.
В последнем он прав – у Украины заканчивается время. Воевать нельзя, сдаваться тоже, экономического улучшения нет и не будет, а недовольство будет только нарастать. И самое фатальное для Украины – это то, что требования внешних игроков будут только ужесточаться: и России, и США (особенно при победе Клинтон), и Европы (той уже не до Украины).
На днях стало известно, что МВФ потребовал от Украины снова повысить пенсионный возраст в рамках получения ею нового транша. Напомним, в данный момент пенсионный возраст увеличивается на полгода каждый год, и к 2025 году должен достигнуть 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Какой именно пенсионный возраст требует установить Фонд, пока не сообщается. Однако известно, что МВФ требует «дальнейшего сокращения перечня требований для досрочного выхода на пенсию, ужесточения критериев квалификационных требований для получения минимальной пенсии, обеспечения единого принципа выплаты пенсий без предоставления льгот для какой-либо профессии (за исключением военных)». Этот «подарок» МВФ неизбежно усилит внутриполитическую напряженность на Украине. Тем более что ЕС уже дал понять Украине ее вечное место – у европейского порога. Так, посол Германии в Киеве заявил, что Украина не готова к вступлению в НАТО.
В этих условиях Украина стремится спровоцировать Россию на резкие действия, но куда более вероятным выглядит срыв самой Украины в какой-либо непоправимый сценарий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий