вторник, 30 января 2018 г.

ЧТО СТАНЕТ С ПОЛЬШЕЙ, ЕСЛИ ЕЕ ЛИШИТЬ РОССИЙСКОГО ГАЗА

В Совете Федерации пригрозили Польше полной остановкой поставок российского газа. Вряд ли это можно считать пустой политической риторикой, ведь сама Варшава много раз говорила, что только и мечтает, как избавиться от «газовой зависимости» от России. Что же произойдет в случае, если мечты польских политиков осуществятся?

Для России бессмысленно идти навстречу Польше в вопросе газовых поставок, считает сенатор Алексей Пушков. «Польша доиграется до того, что Россия совсем перестанет продавать ей газ. Пусть везут его хоть из Африки», – написал член Совета Федерации в Twitter.


Так сенатор отреагировал на заявление польского премьера о том, что сейчас Россия является самой большой «угрозой» для Польши. И это лишь один подобный пример – в последние несколько лет Польша неоднократно портила нервы России, и не только риторикой. То она обвиняла Газпром в высоких ценах на газ, то вставляла палки в колеса «Северному потоку – 2». Что если Россия возьмет и действительно прекратит поставлять газ Варшаве, раз она так недовольна этим партнерством? Польское руководство неоднократно заявляло, что хотело бы полностью избавиться от российского газа – ну так почему бы не пойти ему навстречу?
Разрывать действующий контракт с польской нефтегазовой госкомпанией PGNiG Газпром, конечно, не станет. Нарушать свои контрактные обязательства Газпрому незачем. К тому же, несмотря на риторику польских политиков, торговые отношения с Варшавой приносят приличные деньги. Средняя цена в Европе на российский газ – 220–250 долларов за тысячу кубометров. То есть Польша, которая покупает у России порядка 10 млрд кубов, платит Газпрому 2,2–2,5 млрд долларов в год. Всего Польша потребляет порядка 15 млрд кубов, плюс еще 2 млрд кубов перепродает Украине.
Однако в 2022 году, после окончания действия текущего контракта, Россия вполне могла бы не заключать новый – тем более если и политика, и требования Варшавы останутся такими же русофобскими. В конце концов, если послушать польских политиков, именно такова их заветная мечта – жить без российского газа.
Что произойдет в Польшей в таком случае?
Конечно, вообще без газа Польша не останется, коллапса не случится, поляки зимой не замерзнут и промышленность не остановится. Однако с некоторыми проблемами страна все же столкнется. И это связано с тем, как именно она хотела бы получать газ без участия России.
В теории Польша хотела бы получать газ из нескольких источников. Во-первых, она рассчитывает на норвежский газ. Он должен поступать по газопроводу Baltic Pipe, идущему от норвежских месторождений через Данию в Польшу.
Правда, газопровод этот пока еще не построен и перспективы его строительства туманны. «Проблема в добыче Норвегией газа. Уже началось падение добычи в Северном море. Чтобы выходить в более северные моря – Норвежское, Баренцево, нужна более высокая цена на газ и долгосрочные контракты, гарантирующие возврат миллиардных инвестиций. Но от долгосрочных контрактов сам норвежский Statoil отказывается. И понятно почему – арктические проекты очень дороги. При 200–250 долларах за тысячу кубометров большой вопрос – надо ли вкладываться в разработку дорогих месторождений», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.
Если все-таки газ для этой трубы будет найден и сам газопровод построят, для Польши он будет недешев в силу высокой себестоимости разработки месторождений.
Во-вторых, Варшава может заключить контракты на поставку сжиженного природного газа (СПГ) из Катара, США и той же Норвегии. Ведь у Польши с 2015 года появился СПГ-терминал в Свиноуйсьце мощностью 5 млрд кубометров в год с возможностью расширения до 7,5 млрд кубов. Однако цена на такой газ может превышать стоимость российского топлива вдвое. «Ясно, что это будет недешевое удовольствие. Сами поляки говорили, когда пришел первый американский СПГ, что это сверхдорого. У американцев они покупают исключительно по политическим мотивам. Когда речь о небольших объемах – это одно, а когда о 10 млрд кубов – это уже болезненно», – говорит Юшков.
Наконец, у Польши есть третий вариант – покупать путем виртуального реверса излишки газа у Германии на спотовом рынке. Немецкие компании покупают газ у Газпрома и перепродают излишек Польше. Сделка проходит на бумаге, а по факту Польша оставляет себе транзитный российский газ, идущий через ее территорию в Германию. Это и есть так называемый виртуальный реверс.
«Спотовый рынок ничего не гарантирует, то есть сегодня есть объемы газа, завтра – нет, сегодня одна цена, завтра – выше. И Германия продает только излишки. В этом плане Польше экономически выгоден «Северный поток – 2»: чем больше будет приходить российского газа в Германию, тем больший излишек будет у Германии, тем больше она будет реализовывать через спот и по более низкой цене», – говорит Юшков. Но понятно, что большие объемы через спотовый рынок купить сложно, и это не так надежно, как поставки в рамках постоянных контрактов.
Таким образом, при отказе России от поставок газа Польше придется собирать необходимый газ буквально по крупицам. Да и цена этого газа при любом раскладе будет выше, чем при покупке напрямую у России. А кроме того, Польше придется понести крупные дополнительные расходы – вложить миллиарды евро в виде инвестиций в инфраструктуру, будь то расширение СПГ-терминала или строительство газопровода в Норвегию. «Эту политику можно назвать экономическим мазохизмом», – говорит Юшков.
Для жителей Польши это будет означать рост тарифов на газ, для промышленности – увеличение себестоимости производства. К тому же польская промышленность столкнется еще и с удорожанием электроэнергии, учитывая планы по выходу Польши из единого кольца БРЭЛЛ. Рост издержек подорвет конкурентоспособность польских товаров. Таким образом, избавление от российского газа принесет Варшаве одни убытки.
Ольга Самофалова, ВЗГЛЯД

Схватка Порошенко и Авакова за останки молодой «украинской государственности» может утопить Украину в крови

Развитие событий на Украине идет по худшему для украинской «государственности» пути. В ответ на прямое подчинение нынешним президентом Украины Петром Порошенко вооруженных сил Украины, которое он протолкнул в законе о реинтеграции Донбасса, о причинах и подоплеке чего я подробно рассказал в интервью ИА REGNUM «Чего не поняли необандеровцы в раде: Закон о реинтеграции — это игра Москвы», министр внутренних дел Арсен Аваков прямо по нацистскому образцу создания штурмовых отрядов Sturmabteilung Эрнста Рёма начал открыто создавать свои штурмовые отряды под видом «Национальных дружин».
Тут, правда, есть один организационно-структурный нюанс — в данном случае Аваков выступает в роли Гитлера, а в роли Рёма — Андрей Билецкий, бывший лидер бандформирования «Азов», а ныне депутат (!) верховной рады Украины, но сути это не меняет, так как есть такие вещи, которые что в анфас, что в профиль, в общем, как ни крути, всё равно являются той или иной формой нацизма.
Презентация «Национальных дружин» состоялась в понедельник поздно вечером в Киеве — что также соответствует эстетике нацистских шествий в Германии в 30-е годы прошлого века. Несколько тысяч молодых людей (от 3 до 5 тысяч) прошли по центральным проспектам Киева в одинаковой униформе, что уже говорит и о качестве планирования, и о финансировании, и приняли присягу.
Естественно, полиция никого не останавливала — так как «Национальная дружина» — это ее неформальное структурное подразделение. Но знак украинцы получили. Вот типичное мнение украинцев в соцсетях по поводу этого события:
Министр МВД, создающий уличную армию, обещающую навести порядок там, где полиция его навести не может, — это действительно «прекрасно». Только один вопрос возникает — для чего Аваков будет использовать свою личную, а не государственную армию? Ведь аппетиты накачанных неонацистской идеологией боевиков будут всё время расти, и расти очень быстро — от взятия под свою «крышу» ресторанов, бань и магазинов они очень быстро перейдут на уровень фабрик, заводов и пароходов. Я понимаю, Аваков хочет сменить владельца основных шоколадных активов страны и сам немножко «испачкаться» в шоколаде, но по остальным активам люди будут явно против.
Не случайно Белоруссия усиливает границы с Украиной — поток необандеровской нечисти может перелиться и через белорусско-украинскую границу.
Если в начале спектакля на стене висит ружье, в ходе действия оно обязательно выстрелит. На Украине на стене висит уже два заряженных ружья. Поэтому сценарий бескровной схватки пауков в банке фактически уже отменяется. Она будет, скорее всего, очень кровавой для молодой «украинской государственности», вследствие чего разрушит ее окончательно, освободив место для нового русского проекта без всего этого наносного и вредного, как показала история последних двадцати с лишним лет, липового и насквозь фальшивого украинства.
Украина стремительно закрывает дверь и в Россию, и в Европу. Видимо, чтобы не дуло. Только это совсем не значит, что Россия, США и Европа дадут современным нацистам и необандеровцам получить в свое распоряжение целую страну в центре Европы.
Юрий Баранчик, ИА REGNUM

Комментариев нет:

Отправить комментарий