10 декабря 2018 экипажи двух стратегических ракетоносцев Ту-160 («Белый лебедь»), преодолев более 10 тысяч километров в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства, совершили перелёт в Венесуэлу.
Понятно, что такой манёвр вызвал определённое беспокойство в определенных кругах. Госсекретарь США Помпео назвал отправку в Боливарианскую Республику российских Ту-160 «разбазариванием госсредств». Пентагон призвал Каракас вместо приема самолетов ВКС РФ сосредоточиться на своих проблемах, а в Организации американских государств (ОАГ) заявили, что размещение Ту-160 в Венесуэле нарушает конституцию этой страны.
На фоне этого события начались слухи о том, что Россия планирует создать военную базу на американском «заднем дворе». И когда эти слухи стали паническими, все внимательно посмотрели на Трампа. Который, будучи американским президентом, просто обязан защитить американские интересы и нацбезопасность в такой щекотливой ситуации.
Трамп намёк понял.
5 января 2019 года спикером парламента Венесуэлы становится протеже Белого Дома Хуан Гуайдо, который уже 8 января отказался признать Николаса Мадуро законно избранным президентом.
11 января 2019 года Гуайдо заявил, что конституция позволяет ему исполнять полномочия главы государства.
23 января на митинге объявил себя исполняющим обязанности президента Венесуэлы и принял присягу. Через несколько часов США в лице президента Трампа признали его главой государства. Всего более 50 стран мира признали Хуана Гуайдо законным лидером Венесуэлы.
Все эти события имели место на фоне вспыхнувших с подачи Гуайдо протестов жителей Венесуэлы, которые требовали отставки Мадуро.
Были моменты, когда казалось, что вот-вот будет пройдена точка невозврата и Мадуро ждёт судьба Януковича, а сама Венесуэла встанет на путь Украины.
Но… Более 2-х месяцев громких заявлений и требований, взаимных обвинений, угроз и масштабных провокаций, — а воз и ныне там. Мадуро — президент, Гуайдо — в подвешенном состоянии, Помпео с Болтоном пишут гневные твиты и делают мелкие пакости, однако, никакого обострения и перелома в нужную США сторону так и не происходит.
В итоге, замах на рубль стал ударом на копейку. И тут, переходя от слов к делу, свой ход делает Россия.
Несколько дней назад транспортные самолеты ВКС России Ан-124 и Ил-62 с российскими военными и 35 тоннами груза на борту прибыли в аэропорт Майкетия в Венесуэле. Разумеется, этот визит не остался незамеченным и вызвал очередную волну недоумения и негодования у наших заокеанских «партнёров». Когда волна эмоций улеглась, все опять вопросительно посмотрели на Трампа.
Выходом из неудобной ситуации стало приглашение в Белый Дом жены Гуайдо, статус которой на сегодняшний день можно охарактеризовать как «внучка коня Будённого», и кучки венесуэльских оппозиционеров.
На этой встрече Трамп произнёс единственно возможную в этой ситуации фразу «Россия должна уйти». А вот на вопрос кто и как будет «уходить» Россию из Венесуэлы он ответил весьма размыто. «Будем посмотреть» — сказал американский президент, не ответив ни да, ни нет на вопрос о введении американских войск в Венесуэлу.
Лично у меня сложилось впечатление, что первоначальный запал Трампа касательно Венесуэлы заметно поугас. Тот же сенатор от Калифорнии Рубио, который спит и видит себя губернатором Венесуэлы, демонстрирует энтузиазма в разы больше.
Трамп отрабатывает положенный ему номер и оправдывает ожидания зрительного зала. Он говорит, но не действует. По крайней мере, в отношении Венесуэлы нет той привычной уже методички по экспорту цветных революций и принуждения к демократии, реализацию которой мы видели на Украине.
Лично мне видится, что не получив сиюминутного результата после публичного провозглашения Гуайдо президентом, Трамп решил пустить ситуацию на самотёк. Да, есть санкции, есть эпопея с золотом, провокации с электричеством и даже попытка совершить гуманитарный прорыв через границу.
Но нет главного — нет майдана. Всепоглощающего, круглосуточного, жестокого и беспощадного. Даже на фоне постоянно ухудшающейся социально-экономической обстановки, люди не идут захватывать административные здания, армия не переходит на сторону оппозиции и нет даже намёка на взрыв внутри венесуэльского общества.
Что касается грозных заявлений в адрес России, то нет никаких оснований объявлять ее агрессором. Визит российских военных носит очевидно мирный характер и юридически абсолютно обоснован. Это не вторжение и не силовая попытка повлиять на внутриполитическую ситуацию.
Но есть один важный нюанс. Психологический. Данный расклад — ощутимый щелчок по носу Вашингтону. Которому за два месяца активной деятельности по венесуэльскому вопросу продвинуться к реализации поставленной цели удалось мало. При этом, Мадуро всё ещё президент и именно российские военные беспрепятственно посещают «задний двор США».
Это заметно бесит всю американскую политическую верхушку.
Но! Создаётся впечатление, что именно Трампа такое положение вещей вполне устраивает. И его «Россия должна уйти» — это просто оправдание ожиданий. Собственно, было бы странно, если бы он сказал что-то другое.
Потому не думаю, что в этих словах есть какая-то реальная угроза.
Есть подозрение, что в отношении Гуайдо конкретно Трамп сделал уже все свои ставки. И теперь просто наблюдает, сыграют они или нет. Но делает он это без присущего ему азарта.
Почему? Может быть, потому что ему выгоден именно Мадуро. Которого, вкупе с поддержкой русских, можно использовать как очередную страшилку, под которую можно увеличивать расходы на оборону и заставлять раскошеливаться союзников как по НАТО, так и по «Группе Лимы».
Впрочем, причина такого поведения вторична. Гораздо интереснее, в какое русло вся эта история в итоге вывернется. Одно плохо. В любом случае, главными пострадавшими в этих игрищах уже стали граждане Венесуэлы, которые при любом раскладе в ближайшей перспективе жить лучше не станут…
Комментариев нет:
Отправить комментарий