15 марта в Венгрии — национальный праздник, очередная годовщина революции 1848−1849 года. Национальный праздник обязывает к национальной мобилизации.
На следующий же день политическая партия закарпатских венгров на Украине, действующая под названием «Карпатский венгерский культурный союз» (KMKSZ), выступила с заявлением. Венгерская партия KMKSZ считает шокирующим и возмутительным тот факт, что в условиях нынешнего кризиса президент Украины не изменил закон о среднем образовании, принятый Верховной радой 16 января сего года.
Вопреки конституции страны и международным обязательствам Украины, национальные меньшинства лишаются возможности учиться на их родном языке, говорится в заявлении KMKSZ, опубликованном во вторник, 17 марта.
Президент Украины Владимир Зеленский в минувшую пятницу подписал закон, который уже подвергся критике со стороны Будапешта и организаций закарпатских венгров.
Закон классифицирует меньшинства на Украине по трем группам и определяет образование, которое считает подходящим для них. Первая группа — это т. н. «коренные народы», в качестве которых определены народы, не имеющие своей государственности.
Следовательно, полагали украинские законодатели, их язык особенно нуждается в защите и развитии. Данная модель изобретена для крымских татар, проживающих в российском Крыму. По закону представители коренных народов получают образование на родном языке с параллельным «основательным» изучением украинского языка.
Ко второй группе отнесены меньшинства, говорящие на языках государств-членов Европейского Союза. К ним следует относить поляков, румын и венгров Закарпатья. Учащиеся из этих меньшинств получают образование на своем родном языке до пятого класса.
В пятом классе, по крайней мере, 20 процентов от ежегодного количества уроков должно проходить на украинском языке. Эта пропорция должна постоянно увеличиваться в пользу украинского языка и к концу девятого класса эта доля должна составлять 40 процентов уроков и не менее 60 процентов в старших классах.
Третья модель была разработана для «остальных национальных общин Украины». Здесь речь идет о нацменьшинствах, «проживающих в своей языковой среде». Прежде всего это касается русского языка. В данном случае по закону в начальной школе русский язык будет иметь равные права с украинским. А с 5 класса не менее 80% уроков должно вестись на государственном украинском языке.
Закон, однако, гарантирует частным школам свободу выбора языка обучения, как это рекомендовано Венецианской комиссией. Это является достижением трех лет борьбы венгров с языковым и образовательным законами Украины. Столкнувшись с ограничениями в 2017 году, венгры усилили финансирование из Будапешта своего образования в Закарпатье, переводя его на формально частно-правовое основание.
Таким образом, на очередном витке борьбы венгры потребовали признать их «коренным народом» на Украине. Будапешт не собирается отказываться от требований к Киеву вернуть закарпатским венграм те права, которые они имели раньше, — в первую очередь, право на образование на родном языке на всех уровнях, от детского сада до университета.
Надежда президента Зеленского урегулировать отношения с Венгрией до апреля этого года оказалась несостоятельной. В качестве рычага давления на украинские власти в языковом и образовательном вопросе Будапешт использует блокирование участия представителей Украины в официальных мероприятиях НАТО.
В данном эпизоде следует учитывать и тот факт, что венгерская партия KMKSZ на Украине имеет тесные отношения с правящей в Венгрии венгерской партией Fidesz.
Источник
На следующий же день политическая партия закарпатских венгров на Украине, действующая под названием «Карпатский венгерский культурный союз» (KMKSZ), выступила с заявлением. Венгерская партия KMKSZ считает шокирующим и возмутительным тот факт, что в условиях нынешнего кризиса президент Украины не изменил закон о среднем образовании, принятый Верховной радой 16 января сего года.
Вопреки конституции страны и международным обязательствам Украины, национальные меньшинства лишаются возможности учиться на их родном языке, говорится в заявлении KMKSZ, опубликованном во вторник, 17 марта.
KMKSZ «крайне обеспокоена тем, что вопреки своим обещаниям новое украинское политическое руководство продолжает политику против меньшинств, начатую предыдущим правительством».
«Закон, подписанный президентом, является чрезвычайно дискриминационным по отношению к национальным меньшинствам и игнорирует рекомендации Венецианской комиссии и предложения национальных меньшинств. Мы считаем неприемлемым, что венгры Закарпатья не могут быть официально коренным меньшинством на родине своего проживания», — утверждает KMKSZ в своем заявлении.
«Закон, подписанный президентом, является чрезвычайно дискриминационным по отношению к национальным меньшинствам и игнорирует рекомендации Венецианской комиссии и предложения национальных меньшинств. Мы считаем неприемлемым, что венгры Закарпатья не могут быть официально коренным меньшинством на родине своего проживания», — утверждает KMKSZ в своем заявлении.
Президент Украины Владимир Зеленский в минувшую пятницу подписал закон, который уже подвергся критике со стороны Будапешта и организаций закарпатских венгров.
Закон классифицирует меньшинства на Украине по трем группам и определяет образование, которое считает подходящим для них. Первая группа — это т. н. «коренные народы», в качестве которых определены народы, не имеющие своей государственности.
Следовательно, полагали украинские законодатели, их язык особенно нуждается в защите и развитии. Данная модель изобретена для крымских татар, проживающих в российском Крыму. По закону представители коренных народов получают образование на родном языке с параллельным «основательным» изучением украинского языка.
Ко второй группе отнесены меньшинства, говорящие на языках государств-членов Европейского Союза. К ним следует относить поляков, румын и венгров Закарпатья. Учащиеся из этих меньшинств получают образование на своем родном языке до пятого класса.
В пятом классе, по крайней мере, 20 процентов от ежегодного количества уроков должно проходить на украинском языке. Эта пропорция должна постоянно увеличиваться в пользу украинского языка и к концу девятого класса эта доля должна составлять 40 процентов уроков и не менее 60 процентов в старших классах.
Третья модель была разработана для «остальных национальных общин Украины». Здесь речь идет о нацменьшинствах, «проживающих в своей языковой среде». Прежде всего это касается русского языка. В данном случае по закону в начальной школе русский язык будет иметь равные права с украинским. А с 5 класса не менее 80% уроков должно вестись на государственном украинском языке.
Закон, однако, гарантирует частным школам свободу выбора языка обучения, как это рекомендовано Венецианской комиссией. Это является достижением трех лет борьбы венгров с языковым и образовательным законами Украины. Столкнувшись с ограничениями в 2017 году, венгры усилили финансирование из Будапешта своего образования в Закарпатье, переводя его на формально частно-правовое основание.
Таким образом, на очередном витке борьбы венгры потребовали признать их «коренным народом» на Украине. Будапешт не собирается отказываться от требований к Киеву вернуть закарпатским венграм те права, которые они имели раньше, — в первую очередь, право на образование на родном языке на всех уровнях, от детского сада до университета.
Надежда президента Зеленского урегулировать отношения с Венгрией до апреля этого года оказалась несостоятельной. В качестве рычага давления на украинские власти в языковом и образовательном вопросе Будапешт использует блокирование участия представителей Украины в официальных мероприятиях НАТО.
В данном эпизоде следует учитывать и тот факт, что венгерская партия KMKSZ на Украине имеет тесные отношения с правящей в Венгрии венгерской партией Fidesz.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий