Сегодня Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи по освоению Крайнего Севера и укреплению национального присутствия в Арктике. Как по количеству, так и по качеству российский ледокольный флот не имеет равных в мире, при этом его развитие продолжается, что обеспечивает России активную экономическую и военную деятельность в регионах с суровым климатом.
Недавно вышел из порта в Мурманске в свой первый рабочий рейс универсальный российский атомный ледокол последнего поколения 22220 «Арктика». Длина головного ледокола нового проекта составляет 173 метра, ширина – 34 метра, а водоизмещение – 33 500 тонн. Судно обладает мощнейшей ледокольной способностью в мире: благодаря двум ядерным реакторам «Ритм-200», «Арктика» способна пробивать лед толщиной в три метра. Введение в строй самого крупного и передового атомного ледокола в стране позволит укрепить позиции России в стремительно развивающемся арктическом регионе.
Помимо «Арктики» Россия также планирует построить еще четыре корабля такого же уровня – «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». По окончанию работ они будут размещены в Северном Ледовитом океане для разрушения полярных льдов, открытия водных путей, навигации судов в ледовой зоне, материально-технического обеспечения и выполнения спасательных задач.
В настоящее время в России насчитывается более 40 ледоколов в эксплуатации, половина из которых являются атомными. В этой области страна занимает первое место в мире, в то время как Исландия, находящаяся на втором месте, имеет семь обычных ледоколов. По размерам ледокольного флота сильно отстают от России и Соединённые Штаты – они располагают всего пятью ледоколами. Растущее влияние России в Северном Ледовитом океане с его огромными ресурсами вынуждают США признать, что их позиции в Арктике слабеют, в том числе по причине неудовлетворительного состояния американского ледокольного флота.
По мнению китайских СМИ, в области ледоколостроения американцы отстают от России минимум на десять лет. Западные эксперты также отмечают существенное превосходство российских ледоколов над аналогичными судами США. «Наш ледокольный флот находится в плачевном состоянии, и его будущее оставляет мало надежды на перемены», – резюмируют американские военные аналитики. Так, Береговая охрана США располагает всего двумя ледоколами – Healy «Хили» и Polar Star «Полярная звезда». Причем первый находится на ремонте из-за пожара, повредившего силовую установку, а второй был введен в эксплуатацию ещё в далёком в 1976 году.
В 2018 году командующий Береговой охраной США Пол Зуканфт обратился к Конгрессу с жалобой, что США не в состоянии соперничать с Россией в Арктике из-за отсутствия ледоколов. По его просьбе была запущена программа обновления американского ледокольного флота, однако план предусматривает создание лишь шести судов. Кроме того, у новых американских ледоколов будут дизель-электрические силовые установки, и конкурировать с российскими атомными ледоколами они не смогут. В целом, состояние ледокольного флота РФ подтверждает тот факт, что мировые государства значительно уступают России в освоении Арктики и Северного морского пути.
Важно отметить, что интенсивная разработка атомных ледоколов может помочь России усовершенствовать ядерные установки для боевых кораблей, в том числе для перспективных авианосцев, которые требуют с одной стороны компактной, а с другой стороны – очень мощной установки. Кроме того, большой интерес представляет программа Министерства обороны РФ по строительству специализированных ледоколов для Военно-морского флота. Ледоколы для ВМФ не строились в течение 40 лет, но теперь ситуация меняется в лучшую сторону. В 2017 году флот получил новый ледокол «Илья Муромец», а в 2020 году в Петербурге был выведен из эллинга корпус новейшего дизель-электрического ледокола проекта 21180М «Евпатий Коловрат».
Как сообщают в Минобороны РФ, «Евпатий Коловрат» предназначен для ледовой проводки боевых и вспомогательных судов российского флота. Корабль оснащён современным навигационным оборудованием и силовыми агрегатами, повышающими его манёвренность в ледовых условиях. Ожидается, что судно войдёт в состав ВМФ в 2022 году и будет базироваться на Камчатке. В планах военного ведомства построить ещё одну платформу такого типа. Как отмечают эксперты, реализация проекта 21180М наряду с вводом в строй других ледоколов позволит России эффективно отстаивать свои интересы в Арктике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий