Оправдаем даже СС, но не Донбасс
Вот и сказочке конец: Главный обвиняемый в убийстве Шеремета выпущен на свободу
Главного обвиняемого по «делу Шеремета», экс-боевика АТО Андрея Антоненко отпустили из-под стражи под круглосуточный домашний арест, обязав носить электронный браслет. Это решение Шевченковского райсуда Киева стало промежуточным итогом более чем полуторагодичного бодания ментовско-прокурорской машины с защитой обвиняемого и его уличным фан-клубом.
Предыдущим своим решением суд постановил оставить Антоненко за решеткой до 21 мая, однако в этот раз даже прокурор не был против требований защиты. Тем более, что одна из подельниц главного обвиняемого Юлия Кузьменко уже находится на свободе под подпиской о невыезде и даже успела поучаствовать в довыборах в Раду по одному из округов в Донецкой области. А еще одна обвиняемая Яна Дугарь тоже вышла на волю, но уже под залог. Сам Антоненко после такого решения заметно приободрился, заговорил о «важной победе» и пообещал, что еще более значимые победы у него с «побратимами» впереди.
Шеремета убили еще в 2016 году, и казалось, это дело с гарантией перешло в разряд так называемых «висяков», то есть производств, с шансом доведения до суда и наказания виновных примерно, как у убийства Кеннеди. Кого только не подозревали – от чеченских боевиков до вездесущей «руки Москвы».
Впрочем, в «деле Шеремета», как и в «деле Кеннеди» все же появился свой официальный обвиняемый. Им и стал упомянутый Антоненко, известный в узких кругах киевской музыкальной богемы под прозвищем Риффмастер (ему принадлежит неофициальный гимн украинских Сил спецопераций «Тихо пришел, тихо ушел»).
Произошло это в конце декабря 2019 года, уже при Зеленском, когда на камеры всех украинских СМИ неожиданно вышли Зеленский и главные силовики, несколько часов развлекавшие журналистов слайдами с расшифровками аудиозаписей перехваченных телефонных разговоров подозреваемых, которыми неожиданно для всех оказались калиброванные герои «АТО», ветераны и волонтеры ВСУ и праворадикальных вооруженных формирований, в частности, «ДУК Правый сектор».
Уже само по себе это обстоятельство вызвало немалое смущение умов рукопожатой киевской тусовки: оказалось, что социально близкого этой среде Шеремета «замочили» не менее социально близкие элементы, ходившие в официальных «героях войны».
Наибольшую медийную известность получила троица в составе самого Антоненко, Юлии Кузьменко и Яны Дугарь. По версии следствия они не только завалили Шеремета, но и планировали убийство еще одной получившей скандальную известность уже при Зеленском персоны – экс-доброволицы «АТО» по кличке «Маруся Звиробой».
По мысли побратимов она идеально подходила на роль сакральной жертвы, чтобы возмущенный коллективный разум «ветеранско-волонтерской спильноты» закипел в нужном провокаторам направлении и стал катализатором для попытки государственного переворота.
В декабре 2019-го вся группа обвиняемых угодила в СИЗО. А само дело, по убеждению киевских политических кругов, стало «делом чести» для главы МВД Арсена Авакова. Якобы именно он обещал Зеленскому и скорое раскрытие старого порошенковского «висяка», и быстрое доведение его до суда, и обвинительные приговоры.
Но, видимо, что-то не срослось в датском королевстве, и уже к весне 2020-го дело Шеремета в его новом варианте начало ощутимо пробуксовывать, а затем и вовсе разваливаться. Свидетели отказывались от ранее данных показаний, суды переносились на все более поздние даты, под окнами самих судей регулярно шумели митинги сторонников Антоненко и Ко, обвинявших власти в избирательном правосудии и политических репрессиях против «патриотов». Суд огрызался, заявляя о давлении на него и вмешательстве в деятельность «путем митингов и неоднозначных высказываний».
И мало-помалу содержание судебных заседаний свелось к банальному пинг-понгу между адвокатами и прокурорами по поводу изменения меры пресечения. Защита требовала отпустить Антоненко с подельниками если не под залог или домашний арест, то хотя бы под депутатское поручительство – его были готовы дать сразу несколько однопартийцев Порошенко. Прокуроры неизменно отвергали эти требования, а суд раз за разом отказывал в удовлетворении адвокатских ходатайств, продлевая содержание под стражей на очередные процессуальные два месяца.
Так прошел год, и дело Шеремета окончательно превратилось в фарс. 22 мая 2020 года следствие по делу Антоненко и Ко было официально завершено. Заказчиков же так и не нашли – это дело выделили в отдельное производство, которое в настоящий момент продолжается с тем же успехом, что и основное.
Более того, уже в январе этого, 2021 года, украинские спецслужбы объявили о каком-то «белорусском следе», а генпрокурор Венедиктова даже обещала обеспечить участие в процессе некоего неназванного «белорусского информатора», а также о том, что следствие учтет его свидетельства.
Нужно сказать, что при всем понятном отношении к фигурам подсудимых, изрядная доля логики в требованиях их адвокатов все же есть. Действительно, если, как заявляли Зеленский, Аваков и прокурорские с сбушниками, у следствия имеются неопровержимые доказательства вины, то где результаты? И почему процесс превратился в фарс, и за полтора года так и не сдвинулся с мертвой точки?
Может быть, Антоненко и Ко действительно не так уж виновны в том, что на них пытаются повесить? Ведь, если бы могли, то уже давно упекли бы за настоящую решетку по приговору суда. Но и бесконечно долго держать под стражей обвиняемых тоже не могли – нет формальных оснований. Как говорится, кто не уложился в срок, я не виноват.
С другой стороны, решение о выпуске подсудимого под домашний арест настораживает в том смысле, что произошло оно на фоне недавнего создания при Офисе президента консультативного совета «по соблюдению прав защитников Украины», о котором уже писал «ПолитНавигатор». Напомню, одной из задач этого совета декларировался пересмотр судебных решений по криминальным делам в отношении военных ВСУ и боевиков разного рода националистических батальонов на предмет облегчения приговоров, а то и нахождения оснований для амнистии.
Может быть так, что фанам Антоненко и Ко пошли навстречу в рамках этого процесса, как и фанам еще одного резонансного уголовника Стерненко, отпущенного под круглосуточный ночной домашний арест несколькими неделями ранее? Вполне может быть. Но, как говорится, это не точно.
А вот что ясно точно – это то, что следствие и суд оказались в тупике, а гора в очередной раз родила мышь. И не исключено, что дело Шеремета через какое-то время снова вернется на исходные позиции. То есть, к поиску новых козлов отпущения. А ответа на вопрос о реальных убийцах мы так и не получим.
Одесский журналист Юрий Ткачев объясняет произошедшее следующим образом:
«По сути, произошла очень простая вещь. У Авакова придумали хитрый план: посадить исполнителей, не называя заказчиков. Для этого придумали, что исполнители, мол, сами всё это задумали «из чувства расового превосходства» (к Шеремету? шта?).
Но стало ясно, что эта версия на голову общественности не налезет. И сторонники арестованных этим воспользовались (самим-то им было вообще пофигу, даже если пацаны убили Шеремета – ну так и что, ну убили, бабы ещё нарожают).
А называть заказчиков нельзя: признать, что спецслужбы Украины при Порошенко организовывали убийства людей по его приказу – всё-таки зашквар, пока в таком признаваться рано, лет 10 надо обождать.
Поэтому убийство Шеремета никогда не будет раскрыто. Как и организованное спецслужбами убийство Бузины, и ряд других, менее резонансных подвигов эскадронов смерти Порошенко». Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий